Культура > История

3250

Когда независимость лишь... витала. О создании Белорусской Народной Республики

 +

Белорусская Народная Республика (БНР)… До сегодняшнего дня все, что с ней связано, вызывает множество споров и дебатов. Кто-то считает ее образование (в ночь с 24 на 25 марта 1918 года) государственным праздником. Иные с такой же уверенностью констатируют: БНР – исторический призрак при идее исключительно значимой, направленной на то, чтобы белорусы получили независимость не декларативную, а реальную.

Каким же образом развивались события?

1917 год Российскую империю тряхнул этак, что осталась фактически без Польши, Прибалтики, Украины…

Процесс ломки был крайне болезненным. Ведь отторжение территорий сродни общенациональному поражению.

…Право на автономию продекларировали лучшие умы Беларуси. Для Петрограда новость не из приятных. И для буржуазно-демократического Временного правительства, и (позднее) для партии большевиков. Однако В. И. Ленин из тех исторических личностей, которые способны видеть далеко вперед. Лозунг Владимира Ильича: народы имеют право на самоопределение. Поэтому в декабре 1917-го практически без препятствий в Минске начал работу Первый Всебелорусский съезд. В числе участников – уроженцы Речицкого уезда Евсей Канчер (деревня Севки, ныне в составе Лоевского района) и Василий Муха (родился в деревне Андреевке Ровенскослободской волости). Делегатом от Речицкого уезда проходил и Василий Селиванов, которому впоследствии довелось стать во главе и Речицкого военно-революционного комитета (период польской оккупации), и Речицкого исполкома.

До того, как Первый Всебелорусский прекратил свою работу, его делегаты успели принять решение о признании за белорусами права на самоопределение с установлением демократических форм правления белорусской территорией. При мнениях крайне полярных: от ратования за полную независимость до автономии, а то и полного вхождения в состав России. Как это было и до 1917-го.

105 делегатов, собравшись нелегально, избрали Раду Всебелорусского съезда, выделив из ее состава Исполком в 10 человек.

В Петрограде же правительство Ленина искало возможность выхода из Первой мировой войны. Когда и в среде большевиков звучали требования по ведению боевых действий против кайзеровской Германии до победного конца. Не надо быть провидцем семи пядей во лбу, чтобы уяснить последствия «победности». Война поставила бы в недавнем могучую страну… на колени. Ведь не оставалось материальных ресурсов на продолжение сражений. Моральный дух всероссийского воинства, и это главное, упал до уровня, когда солдата не останавливала и угроза расстрела. Практически армия осталась без офицерского корпуса…

Переговоры в Брест-Литовске были сорваны той частью ленинского окружения, которая на данном этапе Ильича не поддержала. Немцы перешли в наступление. В ночь на 19 февраля 1918 года они вошли в Минск…

В интернете можно найти открытки из коллекции Ольги Волковой, отражающие событие, названное выше. На одной из них – сотни немецких солдат, заполонивших площадь перед губернаторским домом и католическим кафедральным собором.

Исполком Рады Первого Всебелорусского съезда вышел из подполья. Через два дня (21 февраля) опубликовал Первую уставную грамоту, согласно которой Исполком Рады – временная власть Беларуси (до созыва Всебелорусского Учредительного собрания).

Было сформировано правительство в лице Народного Секретариата. На сохранившейся фотографии девять членов ее руководящего ядра: сидят – А. Бурбис, И. Середа, И. Воронко, В. Захарко; стоят – А. Смолич, П. Кречевский. К. Езовитов. А. Овсяник и Л. Заяц.

Оставалось выслушать мнение Германии.

Немцы же Народный Секретариат признали не правительством, а лишь представительством белорусского населения.

9 марта Исполком Рады Второй уставной грамотой провозгласил Белорусскую Народную Республику.

Народный секретариат (фактически правительство) оговаривался органом исполнительной власти. Опять таки до созыва Учредительного собрания (с ответственностью перед Радой; что-то вроде парламента).

Грамота «давала» избирательное право всем гражданам Беларуси с учетом возраста, без ограничений по национальности, религии и полу. За языками народов Беларуси равные права (позднее единственно-государственным был назван белорусский).

Из Вильни прибыли братья Антон и Иван Луцкевичи (считаются наиболее яркими лидерами тогдашне-белорусского национального движения). Луцкевичи, критически отозвавшись о документах, принятых ранее, настояли на необходимости Третьей уставной грамоты. Она, провозгласившая НЕЗАВИСИМОСТЬ Белорусской Народной Республики, была принята в ночь с 24 на 25 марта 1918 года в условиях крайне жарких споров и дебатов.

В Третьей уставной грамоте слова: «Год назад народы Беларусі разам з народамі Расіі скінулі ярмо расійскага царызму, які найцяжэй прыціснуў Беларусь; ні пытаючыся народу, ён укінуў наш край у пажар вайны, якая чыста зруйнавала гарады і вёскі беларускіе.

Цяпер мы, Рада Беларускай Народнай Рэспублікі, скідаем з роднага краю апошняе ярмо дзяржаўнай незалежнасці, якое гвалтам накінулі расійскіе цары на наш вольны і нізалежны край.

Ад гэтага часу Беларуская Народная Рэспубліка абвешчваецца Нізалежнай і Вольнай Дзяржавай. Самі народы Беларусі, у асобе свайго Устаноўчага Сойму, пастановяць ад будучых дзяржаўных зьвязях Беларусі.

На моцы гэтаго трацяць сілу ўсе старыя дзяржауныя зьвязі, якія далі магчымасьць чужому ўраду падпісаць і за Беларусь трактар у Берэсьці. Што забівае на сьмерць беларускі народ, дзелючы зямлю яго на часткі».

Как видим, за риторикой о «ярме российского царизма», душившем Беларусь, и упрек новому правительству России в лице большевиков, проведшему переговоры в Бресте без учета мнения белорусов.

Внешне так и было. Хотя Ленин нисколько не сомневался: в угоду договоренности с Германией можно пойти и на отторжение от России территории Беларуси; у договора с немцами временный характер; «передышка» позволяет создать боеспособно-революционную армию, чтобы уже с позиции силы вести разговор об утерянном. Вместе с тем просматривалась перспектива случившегося в России в 1917-м «перенести» и в Германию. Виделась и возможность силового противостояния Германии с Польшей (последняя обширные белорусские территории считала исконно «своими»).

Сегодня, когда Ленина кто-то пытается обвинить в предательстве Беларуси, стоит задать вопрос: а не пошло ли такое «предательство» на пользу белорусам?

Обратимся к строкам Николая Гумилева, называемому рыцарем русского литературного Ренессанса. Николаю Яковлевичу во время Первой империалистической войны довелось сражаться с немцами и их союзниками на территории белорусского Полесья и Польши. В «Записках кавалериста» читаем: «На рассвете следующего дня, когда можно было ждать атаки и когда весь полк ушел, оставив один наш взвод прикрывать общий отход, немцы не тронулись с места, может быть, ожидая нашего нападения, и мы перед самым их носом беспрепятственно подожгли деревню (курсив автора статьи. – Прим. автора), домов восемьдесят по крайней мере. А потом весело отступали, подожгли деревню, стога сена и мосты, изредка перестреливаясь с наседавшими на нас врагами и гоня перед собою отбившийся от гуртов скот. В благословенной кавалерийской службе даже отступление может быть веселым».

Для отступающих кавалеристов поджог населенных пунктов – повод для веселья. А для населения, оставляемого без крова и пропитания?

…Посмотрим на реальность власти руководства БНР. Полная поддержка от Бобруйской и Могилевской Рад. Заинтересованность проявили до десятка уездных регионально-территориальных объединений, делегаты которых интересовались вопросами устройства органов власти БНР на местах. И только…

Руководство БНР основное усилие направляло на культуру и образование: в 1918 году в Минске открылись девять белорусских начальных школ; изданы белорусскоязычные учебники по арифметике и географии, а также «Беларуская граматыка для школ», разработанная Брониславом Тарашкевичем. Однако основное для тогдашне-белорусского общества – вопросы выживания.

Вторая уставная грамота БНР «ликвидировала» частную собственность на землю с передачей тем, кто на ней реально трудился. Однако помещик Роман Скирмунд, пользующийся большим авторитетом (летом 1918 года возглавил правительство БНР), являлся сторонником крупной частно-земельной собственности. Его «уступка» лишь в уменьшении помещичьих наделов. Такое мнение первого лица правительства не имело перспектив широкой народной поддержки. И то, как бытие 1918 года трактовалось в Советской России, в умах белорусского крестьянства и рабочих находило понимание гораздо большее.

Считается: основное достижение БНР на международной арене – создание и выдача паспортов Белорусской Народной Республики, дававших право выезда за границу и проживания в Западной Европе.

Крайне сложен вопрос государственных границ БНР. За основу принималась карта Е. Карского. В состав белорусского государства включались Вильнюс, Белосток, Смоленск. А вот Брест и западное Полесье «отдавалось» Украине. Понятно, что построение государственности при данном раскладе требовало дееспособной армии. А в реальности – надежда на немецкую лояльность.

25 апреля 1918 года верхушка БНР подписала телеграмму немецкому кайзеру Вильгельму: «Рада Беларускае Народнае Рэспублікі, як выбраная прадстаўніца Беларускага Народу, зварачаецца да Вашай Імпэратарскай Вялікасьці з словамі глыбокае падзякі за вызваленьне Беларусі нямецкім войскамі з цяжкага ўціску, чужога пануючага зьдзеку і анархіі. Рада Беларускае Народнае Рэспублікі дэкляравала незалежнасьць цэлае і непадзельнае Беларусі і просіць Вашую Імпэратарскую Вялікасьць аб абароне ў яе кіраваньнях дзеля ўмацаваньня дзяржаўнае незалежнасьці і непадзельнасьці краю ў сувязі з Германскай Імпэрыяй. Толькі пад абаронай Германскай Імпэрыі бачыць край сваю добрую долю ў будычыні».

Реакция же кайзера и тогдашнего германского руководства в целом (не в пример отношения к Украине и Литве) возможности независимости Беларуси просто не допускала.

Тяжело комментировать документ, в нескольких строках которого глубочайшее непонимание реальности, надежда на независимость – рядом с подлинно лакейским пресмыканием перед германским сапогом.

Телеграмма, как и следовало ожидать, породила глубокий политический кризис. Раду БНР покинули несогласные. Раскололась Белорусская социалистическая Громада (крупнейшая национальная партия тогдашней Беларуси).

…В начале 1919-го в Смоленске была провозглашена БССР. Вскоре декларирована ЛитБел (Литовско-Белорусская республика). Ее существование скорее иллюзорное.

31 июля 1920 года – восстановление БССР. В условиях, когда западная часть Беларуси отошла к Польше, когда Гомельская губерния (с Речицей) входила (с апреля 1919 г.) в состав РСФСР.

Деятели БНР (большинство) эмигрировали, из-за кордона заявляя о лучшей доли для Беларуси. Но и это, как показало время, не более декларативности. Беларусь шла путем естественного процесса своего развития в составе СССР. Приобретение же подлинной государственности (начало 1990-х) – результат многих исторических событий. В их цепи функционирование БНР лишь одна из страниц нашей нынешней независимости.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети