07/04/2020

О гербе Речицы. А караван идет…

…6 апреля 1845 года император Николай I «приложил Вседержавную руку» к утверждению герба Речицкого уезда Минской губернии. 9 июня последовал указ Сената. Приобретя силу закона, герб Речицкого уезда таковым оставался до крушения Российской империи (1917 г.).

…6 апреля 1845 года император Николай I «приложил Вседержавную руку» к утверждению герба Речицкого уезда Минской губернии. 9 июня последовал указ Сената. Приобретя силу закона, герб Речицкого уезда таковым оставался до крушения Российской империи (1917 г.).

В дальнейшем всё, что было связано с самодержавием, оказалось «на свалке истории». В ново-советской трактовке Николай I стал «душителем народов», а час прихода императора к власти (1825 г.) оброс этакими небылицами, когда и ныне в них детально разобраться способен далеко не каждый. Осталась идеализация «декабристского движения (восстания)». Без понимания: декабристы-антигосударственники выросли на гнили почвы тайных обществ, не несли тогдашней России подлинного освобождения от «тирании». Скорее, наоборот…

Личность же Николая I – поистине героическая. Первый шаг мятежников – уничтожение не только его лично, но и всей царской семьи. Увещевать «декабристов» отправился генерал-губернатор Санкт-Петербурга, истинный герой Отечественной войны 1812 года Михаил Андреевич Милорадович. Напрасно. Пулей декабриста Каховского был смертельно ранен. Умирая, показал «радость»: убит пулей из пистолета, следовательно, в него стрелял не солдат…

Когда стало ясно, что «договориться» не получится, Николай I подхватил сынишку. Выйдя на площадь, оказался перед лицом многотысячно-озлобленной толпы. И будь малейшее смятение будущего императора… Николай же осенил ребенка отцовским благословением и передал ближайшему солдату-гвардейцу. Сам же бросился вперед. Вскоре картечь артиллерии практически смела ряды «восставших». Империя была спасена. После подавления восстания Николай I наведался в Черниговский полк – главный оплот восставших на юге империи. Не убоялся, что может быть убит. Заблудшие солдаты просили о помиловании. Император остался непреклонен. Поблагодарил «ребятушек» за осознание ошибки, однако же ответил: пощады не будет никому!

Современники утверждают: Николай I ежедневно трудился от 16 до 18 часов. Вот так-то!

…Вернемся к речицкому гербу. Николай I в его разработке не участвовал. Герб определялся Департаментом геральдики (Петербург). Его специалисты, не навязывая своего, попросили местные власти указать, каким гербом Речица пользовалась ранее.

К сожалению, нет возможности привести строки и запроса, и ответа. В итоге описание речицкого герба таково: «Щит разделен на две половины: в верхней половине помещен губернский герб, а в нижнем, в белом поле, распущенное в левую сторону двухконечное знамя розового цвета, у которого нижний конец несколько длиннее верхнего; на знамени виден всадник в латах, сидящий на коне, обращенном в правую сторону; в правой руке всадника – обнаженный меч, а на левой руке надет круглый щит, на котором изображен двойной крест».

…На стыке 20–21 ст. в Республике Беларусь начался процесс поиска местной атрибутики. Гербом обеспокоилась и Речица.

К чести тогдашних первых лиц Речицких горисполкома (Н. Н. Зарезако) и городского Совета депутатов (Н. В. Зайцев) они проявили не столько осторожность, как разумно-оправданную взвешенность.

Так, 9 октября 2000 г. в горисполком поступил документ за подписью начальника Государственной геральдической службы, члена Военно-геральдической комиссии при Совете безопасности Республики Беларусь, доктора исторических наук С. Е. Рассадина. Высокое должностное лицо утверждало: «Буквально в последнее время, в результате проведенных Государственной геральдической службой дополнительных изысканий, удалось обнаружить наиболее ранний вариант герба Речицы, который, по- видимому, и должен послужить основой для разработки официальных символов Вашего города – его герба и флага». Н. Н. Зарезако черканул резолюцию: «Тов. Хомякову. Для рассмотрения и решения».

Не станем выяснять, каким образом осуществлялось рассмотрение. Важно иное: в феврале 2001 г. предстояло окончательно «узаконить» основной речицкий символ. В начале месяца сотрудник «Дняпроўца» Елена Ускова провела интервью с главным архитектором города Г. В. Мельником. Были вопросы журналиста и ответы чиновника. Георгий Владимирович озвучил мнение названного выше С. Е. Рассадина: вместо герба, «пожалованного» Речице императором Николаем I, следовало бы остановиться на «матрице печати Минского дворянского губернского собрания»: ею был заверен патент на дворянство Яну Дорошевичу от 10 марта 1808 года. Интервью «Дняпровец» напечатал в номере от 3 февраля 2001 года. Вместе с материалом «Зроблена, ды не так» (автор П. Ребенок). При полном несогласии с главным архитектором Речицы.

Всего через четыре дня в республиканской газете «Звязда» появился материал Сергея Рассадина «Вершнік скіфскі ў гербе Рэчыцы». С утверждением: его предложение по новому гербу Речицы вызвало одобрение горисполкома. Вот только Петр Ребенок, журналист «Дняпроўца», своей публикацией «Зроблена, ды не так» внес смуту как раз «накануне рассмотрения сессией городского Совета вопроса о гербе». В завершении статьи слова: «Спадзяюся, што гарадскі Савет Рэчыцы ўсё ж зробіць правільны выбар і на карысць свайго гістарычнага Вершніка Скіфскага».

Сергей Евгеньевич ошибся: выбор нашего городского Совета был в пользу исторической «Погони». Депутаты проявили истинное гражданское мужество. Хочется отметить совесть и мужество Людмилы Павловны Коноваловой, тогдашнего директора Речицкого краеведческого музея. Отстаивая истину, рисковала многим.

Горд и я авторским материалом «Яшчэ не позна сказаць «НЕ» руйнавальнікам Бацькаўшчыны!» («Дняпровец», номер от 13 февраля 2001 г.).

Тон крайне эмоционален. При удачном использовании основной ошибки С. Е. Рассадина. Он, безусловный специалист по скифам, допустил серьезнейший просчет-оговорку: «Очевидно, что, в любом случае, как данный герб 1845-го года сам по себе, так и любой другой, разработанный на его основе, неизбежно будет вызывать ассоциации и с ныне действующим гербом Литовской Республики, и с бывшим гербом Республики Беларусь. Ясно, очень желательно было бы не давать никакого повода для подобных ассоциаций».

Ученый муж принятие герба Речицы, хотя и завуалированно, связывал с политикой. Чего при серьёзном отношении к науке делать не следует.

«Раскол» случился и в коллективе геральдической службы республики. Своего руководителя не поддержал. С. Е. Рассадин остался в одиночестве. Полностью проиграл и в споре с главным научным оппонентом – Анатолием Кирилловичем Титовым (кандидат исторических наук, доцент; сфера научных исследований – геральдика). Иначе не могло и быть. В такой науке, как история, нельзя «выпячиваться» знатоком всего. Это истина.

Противостояние по поводу герба имело счастливое завершение, хотя и не сразу: речицкий герб« Погоня» был утвержден Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 20 октября 2005 года.…

Можно выразить соболезнование семьям бывшего главного архитектора Речицы Г. В. Мельника и бывшего главного геральдиста страны С. Е. Рассадина: оба из жизни ушли до обидного рано…

В отношении же речицкого герба получилось по-рассадински: а караван идет…



--- взято с сайта dneprovec.by ---