Культура > История

1379

40 лет назад в Речицким районе разбился учебный боевой истребитель. Огромное небо одно на двоих

 +

17 августа 1979 года в Речицком районе на территории Комсомольского сельского Совета произошла трагедия: разбился учебный боевой истребитель СУ-7У. Погиб лётчик 1-го класса майор Карагодин Александр Петрович. Спустя 40 лет после случившегося, находясь со своим дедушкой недалеко от данного места по своим делам, меня заинтересовал вопрос: что же здесь произошло и кто такой Карагодин А. П? После неоднократных поисков в СМИ, интернете и встреч с местным населением меня потянуло к перу, чтобы через газету «Дняпровец» рассказать жителям района о данном происшествии и погибшем лётчике – простом парне, истинном патриоте своей Родины, до последней секунды своей жизни оставшемся верным присяге и воинскому долгу.

Александр Карагодин
Александр Карагодин

В день трагедии из военного аэродрома Бобровичи, находящегося в Калинковичском районе, на плановые стрельбы из пушек по наземным целям в район полигона около деревни Старокрасное вылетел вышеназванный самолет в составе молодого лётчика, старшего лейтенанта Евгения Борисова, и инструктора-пилота, лётчика 1-го класса, майора Карагодина Александра Петровича. Во время выполнения атаки наземной цели на пикировании в стволе левой пушки самолета произошел взрыв снаряда, осколками была перебита тяга управления элеронами. В момент вывода самолета из пикирования элероны переложились в одно из крайних положений, и самолет начало вращать вокруг своей оси: из набора высоты самолет перешел на снижение. Руководитель полетов, понимая сложившуюся ситуацию, дал команду на катапультирование. Шанс на благополучное катапультирование был только у одного лётчика, и командир отдал этот шанс своему подчиненному. Майор Карагодин, обеспечивая условия для катапультирования лётчику Борисову, стремился отклонением педали в сторону, противоположную вращению, уменьшить скорость вращения. При этом подавая команду Борисову прыгать. Летчик с задержкой из-за перегрузки катапультировался на высоте 200 метров при крене самолета 90 градусов к горизонту. В момент катапультирования Карагодина А. П. самолет находился на снижении в перевернутом положении на высоте 150 метров. Система катапультирования, парашютная система сработали штатно: кресло с лётчиком с ускорением вышло из самолета, но направление движения было не вверх, а вниз к земле. После катапультирования Карагодина А. П. самолет упал в лес, а лётчик с неуспевшим наполниться куполом парашюта своим телом пробил крышу хозяйственной постройки в деревне, упал на землю и погиб. Он просто не мог поступить по-другому – такое воспитание. Бывший секретарь парткома совхоза «Комсомольский» Абибак Николай Иванович, вспоминая эту трагедию, говорит, что видел, как опускался лётчик на парашюте, а самолет со снижением уходил в сторону леса. Самолет упал в технической зоне воинской части Гомель-30, территория которой составляла более 500 гектаров леса. Сослуживец Карагодина А. П. Юрий Ушаков в своих воспоминаниях пишет: «…Не помню, чтобы на картах даже самого крупного масштаба была обозначена территория той воинской части ракетчиков». Да, в то время жители района ничего не знали о данной части, и только после развала Советского Союза и вывода российских войск стало известно, что Гомель-30 создавался в качестве проверочной базы ядерных боеголовок, хранилища атомного оружия. Сюда из окружающих стран Варшавского договора и округов привозили ядерные заряды, чтобы подтвердить их пригодность постановки на боевой учет. Всё происходило в режиме строжайшей секретности. Воинской части действительно никогда не было ни на каких картах – классический советский «ящик», куда не пускали посторонних. Падение самолета особого ущерба не нанесло. Прилетевший вскорости военный вертолет со спасательной командой, изучив обстановку, начал устранять последствия аварии. Кто же такой Карагодин Александр Петрович, который в последние секунды жизни своими действиями не только спас жизнь молодому лётчику, но, может, и предотвратил более серьезные последствия этой катастрофы?

Карагодин Александр Петрович родился 23 апреля 1949 года. Воспитывали Александра его бабушка и дедушка. В 1970 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. С 1975 года службу проходил в Бобровичах. В 1977 году с должности командира звена, минуя ступеньку заместителя командира эскадрильи, назначен командиром эскадрильи. В подчиненной ему эскадрильи служили 24 молодых летчика – выпускники Борисоглебского училища. Карагодин А. П. был отличным командиром. Многие из воспитанников могут назвать его своим первым в строевом полку настоящим учителем. Он обладал умением доступно объяснить молодежи теорию выполнения любого полетного задания, а затем умело претворить теоретические знания обучаемого лётчика в твердые практические навыки. Карагодин А. П. любил своих лётчиков, ну, и они отвечали ему взаимностью. На сайте Борисоглебского высшего военного авиационного училища создана персональная страничка лётчика, не имеющего прямого отношения к училищу. Карагодин А. П. заслужил это право тем, что очень многое дал молодым лётчикам – выпускникам этого училища – при их становлении. Это был прекрасный лётчик и прекрасный человек, которого в гарнизоне знали и любили все: лётчики, техники, командование, друзья и женщины (он был холостяком). Его настойчиво пытались сосватать, но он был непоколебим, душа якобы чувствовала. Веселый, жизнерадостный русоволосый красавец остался в памяти жителей городка.            

Александр Попов: «Все, кто знал его, помнят порядочным офицером, высококлассным лётчиком и настоящим другом».

Людмила Липатова: «Жила с ним в одном доме – № 142, любовалась его статью и красотой. Удивляюсь, что такого красавца никто не покорил». Похоронили Карагодина Александра Петровича в городе Львове, где в то время проживала воспитавшая его бабушка, на Лычаковском кладбище, которое сравнимое по своей значимости с Ваганьковским и Новодевичьим в Москве. Могила находится недалеко от центрального входа, вблизи могил таких известных украинских деятелей, как Иван Франко и Владимир Ивасюк. Вечная ему память. Лётчик жив, пока память о нем жива.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity