10/09/2021

День народного единства. Праздником можем гордиться...

...Между 22 часами 23 августа и часом ночи 24 августа 1939 года (московское время) состоялось подписание советско-германского пакта о ненападении. Данное событие до сего времени вызывает споры и суждения у большинства историков, освещающих тему Второй мировой войны и войны Великой Отечественной.

...Между 22 часами 23 августа и часом ночи 24 августа 1939 года (московское время) состоялось подписание советско-германского пакта о ненападении. Данное событие до сего времени вызывает споры и суждения у большинства историков, освещающих тему Второй мировой войны и войны Великой Отечественной. Кто-то, исходя из реалий августа 1939-го, целиком и полностью принимает мудрость советского руководства. Кто-то ищет повод бросить тень не только на тогдашний СССР, но и на факт воссоединения Западной Беларуси с БССР. Как правило, не вдаваясь в нюансы, предваряющие подписание «мира» между СССР и тогдашней Германией. Но вспомним...

Ликование по поводу воссоединения с Западной Беларусью было по-настоящему всенародным
Ликование по поводу воссоединения с Западной Беларусью было по-настоящему всенародным
 

21 августа 1939 года, т. е. за два дня (всего за два дня!) до события, названного выше, военная миссия СССР, проводившая переговоры с высокопоставленными делегациями военных Великобритании и Франции, сделала заявление. В нем и такое: «...Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общие границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора».

Речь о возможном агрессоре. Он очевиден. Это фашистская Германия. СССР не требует никаких особых условий, чтобы, будь необходимость, оказать действенную помощь и Франции, и Англии, и Польше, и Румынии. И это когда к Польше и Румынии у СССР серьезные исторические претензии.

Так, в результате советско-польской войны 1919–1920 гг. территория Беларуси оказалась разделенной между двумя государствами. Ее восточная часть явилась базой создания Белорусской Советской Социалистической Республики (вошла в состав СССР). Западные же территории после подписания Рижского мирного договора (18 марта 1921 года) оказались в составе Польши. Это территория Новогрудского, большая часть Полесского воеводств, восемь восточных уездов воеводства Белостокского.

Более того, в марте 1922 года Польша «приобрела» и воеводство Виленское (Браславский, Виленский, Виленско-Трокский, Воложинский, Дисненский, Молодечненский, Поставский и Свентянский уезды). В совокупности Беларусь потеряла около 113 тысяч квадратных километров (имели неофициальное именование «Западная Беларусь», в Польше назывались «крэсы всходне» (восточные окраины).

Важное по своим последствиям политическое событие состоялось 3 марта 1921 года: в Бухаресте был подписан польско-румынский договор о союзе. Данные государства принимали участие в военной интервенции против Советской России. Польша захватила при этом Западную Украину и Западную Беларусь, а Румыния – Бессарабию. Договор о союзе имел целью удержать захваченные территории, а будь возможность, захватить и новые.

Почему подобное случилось? Благодаря относительной слабости тогдашней РСФСР и соседних государств, собранных в декабре 1922 года в СССР. Но при понимании: имеет место историческая несправедливость, являющаяся кровоточащей раной для Украины и Беларуси; СССР рано или поздно поставит перед Польшей вопрос о возврате Западной Украины и Западной Беларуси.

Следовательно, август 1939-го лишь подтолкнул к восстановлению справедливости.

...Вечером 22 августа, когда мир колебался на грани войны, в Берлине получили послание премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена. Оно было отправлено Адольфу Гитлеру и начиналось следующим: «Вашему превосходительству, очевидно, известно относительно некоторых мер, предпринятых правительством Его Величества, о которых сегодня вечером было сообщено в прессе и по радио. Эти шаги, по мнению правительства Его Величества, были необходимы в связи с военными передвижениями, о которых сообщалось из Германии, а также в связи с тем, что сообщение о заключении советско-германского договора, по-видимому, было воспринято в некоторых кругах в Берлине как свидетельство того, что вмешательство Великобритании на стороне Польши более не является тем случаем, с которым нужно считаться. Это было бы самой большой ошибкой...»

В названном послании просматривается озабоченность вероятностью большой войны и «решимость» Великобритании вступиться за Польшу, но еще больше риторики. Без желания немедленно ответить на возможный удар по Польше со стороны Германии.

Тогда же, 22 августа, маршал Советского Союза и глава военной миссии СССР К. Е. Ворошилов еще ожидал от военных миссий Великобритании и Франции ответа относительно того, какую позицию занимают польское и румынское правительства в вопросе пропуска через свои территории Красной Армии, если Германия прибегнет к агрессии. Великобритания же и Франция, имея все возможности воздействия на Польшу и Румынию, мнением своих младших «союзников» интересовались вяло. Те же в адрес СССР изрекали лишь «нет».

Стало окончательно ясно: Англия и Франция, ведя переговоры с СССР, просто затягивают время. Таким образом, СССР не мог не откликнуться на предложение Германии о заключении пакта о ненападении. Тем самым реально не только отодвинуть войну, но и отрезвить европейский Запад.

Огромным политическим приобретением СССР стало и то, что Япония резко изменила милитаристские планы в отношении СССР, посчитав, что подписание советско-германского пакта о ненападении является «предательством по отношению к германо- японской дружбе и идеям антикоминтерновского пакта».

Западные историки, особенно польские, «забывают» следующий исторический факт: 2 сентября 1939 года (второй день войны), когда германские самолеты бомбили польские города и села, а Англия и Франция еще не озвучили позиции в отношении союзных договоров с Польшей, полномочный представитель СССР в Польше Н. И. Шаронов, посетив ее министра иностранных дел Ю. Бека, спросил: почему Польша не обращается к Советскому Союзу за помощью? Хотя, как отмечалось выше, у СССР с Германией договор о ненападении. Но даже в данных реалиях Советский Союз готов протянуть Польше руку...

Германия, развязав войну, быстро продвигалась к военной победе над Польшей. Советскому Союзу устами германской верхушки задан вопрос: почему не забирает территории с исконно белорусским и украинским населением?

СССР не спешил, оправдывая промедление неполной готовностью Красной Армии. На что-то надеялся? Возможно. Но дальнейшее молчание грозило обернуться ситуацией, когда Западная Беларусь и Западная Украина в той либо иной степени оказались бы под германской пятой.

...17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу с целью взять под защиту население Западной Беларуси и Западной Украины. Отметив данный факт, необходимо подчеркнуть: занимались именно ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ ИСКОННОЙ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ и ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ.

29 октября 1939 года Народное Собрание Западной Беларуси единогласно приняло Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав Белорусской Советской Социалистической Республики: «В тяжелый час, грозивший разорением и истреблением нашему народу, великий Советский Союз взял под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии.

С помощью непобедимой Рабоче-Крестьянской Красной Армии народы Западной Белоруссии освободились от господства помещиков и капиталистов. Навсегда миновали черные годы унижения белорусского народа под игом польских панов, попиравших элементарные права и национальное достоинство белорусского народа.

Трудящиеся Западной Белоруссии всегда считали себя связанными неразрывными кровными узами со своими братьями, построившими Советскую Социалистическую Белоруссию. Они решительно требуют воссоединения доныне расчлененных двух частей единого белорусского народа, единой белорусской земли.

Считая волю белорусского народа высшим законом, Белорусское Народное Собрание постановляет: просить Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик и Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики принять Западную Белоруссию в состав Советского Союза и Белорусской Советской Социалистической Республики, воссоединив белорусский народ в единое государство и положив тем самым конец разобщения белорусского народа.

Только в составе Белорусской Советской Социалистической Республики народ Западной Белоруссии сумеет залечить глубокие раны, нанесенные ему долгими годами порабощения, с помощью великого Советского Союза поднять и преобразовать хозяйство, развить свою народную культуру, достойную свободного народа, и обеспечить расцвет благосостояния всех трудящихся Западной Белоруссии.

Да здравствует Белорусская Советская Социалистическая Республика!

Да здравствует наша могучая родина – великий Союз Советских Социалистических Республик».

Полмесяца понадобилось на то, чтобы подписать Закон о принятии Западной Белоруссии в состав БССР. Взвешенно, без спешки.

Не секрет: большинство населения Западной Беларуси, в сравнении с жителями БССР, было более зажиточным. Данный факт польские историки также используют при очернении вхождения Западной Беларуси в состав БССР, не упоминая, что в составе Польши Западная Беларусь являлась абсолютно бесправной. Ущемлялась развитием не только промышленности, но и языка, культуры...

Поход Красной Армии на территории Западной Украины и Западной Беларуси коснулся практически всех трудовых коллективов предприятий, учреждений и т. д. Так было и в отношении речицкой районки. На Народном собрании Западной Белоруссии (29 октября 1939 года) в качестве специального корреспондента республиканской газеты «Звязда» присутствовал сотрудник «Зары Комуны» (ныне газета «Дняпровец») Абрам Ефимович Левицкий.

В Красную Армию был призван ответственный редактор газеты «Зара Комуны» Борис Иосифович Роберман (до июня 1939 года возглавлял коллектив шкловской районной газеты «Прамень Камунізму»). В армии же, принимая участие в освободительном походе по воссоединению Западной Беларуси, политрук батареи 73-го корпусного артиллерийского полка (в октябре 1940 года вернулся в Речицу и вновь возглавил коллектив «Зары Комуны»).

На работу в брестскую областную газету «Заря» был отправлен ответственный секретарь «Зары Комуны» Михаил Григорьевич Краснокутский...

...17 сентября впервые будем отмечать государственный праздник – День народного единства (ранее – День воссоединения Западной Беларуси с БССР). Есть, что уж скрывать, и противники празднования. Критика со стороны Польши. Без привязки к бесспорному факту, что у большинства стран имеются территориальные противоречия. Возможно ли решение вопроса сугубо мирным путём? Чисто гипотетически. Следовательно – война! Подобное развитие чревато большой бедой для всего человечества.

Так давайте гордиться, что Республика Беларусь никаких территориальных претензий к соседям не имеет. Хотя... Достаточно вспомнить исконно белорусский Белосток.

Остается констатировать: всякие территориальные поползновения в отношении Республики Беларусь (при нашем миролюбии) бесперспективны. Это также надо помнить, не забывая ни на миг...

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---