14/08/2022

150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 1)

28 августа нынешнего года – особый день для всех православных горожан и жителей Речицкого района. В эту дату пройдут торжественные мероприятия в честь 150-летия Свято-Успенского собора города Речицы. В преддверии этого славного события начинаем публикацию материалов об истории храма.

150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы. Возвращение мощей прп. Евфросинии Полоцкой (Часть 2)

150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 3)

28 августа нынешнего года – особый день для всех православных горожан и жителей Речицкого района. В эту дату пройдут торжественные мероприятия в честь 150-летия Свято-Успенского собора города Речицы. В преддверии этого славного события начинаем публикацию материалов об истории храма.

Воскресенская церковь. 1913 г.
Воскресенская церковь. 1913 г.
 

Этапы возведения святыни

Строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы в Речице началось еще в 18 веке. Изначально это было деревянное строение Воскресенской церкви, в то время она была униатской. Точная дата строительства неизвестна. В 1794 году ей было дано название соборного храма. В период воссоединения униатов с Православной Церковью правительство стало следить за состоянием церквей в Западном крае.

Речицкий Воскресенский храм был маловместительным. Деревянное строение ветшало. Правительство решило построить новый каменный храм. В 1838 году Управление путей сообщения и общественных зданий утвердило план нового строения и смету в размере 26 135 руб. 23 коп. Подряд на возведение православной святыни был передан двум предпринимателям: виленскому купцу Соловейчику и минскому – Гурвичу. Они в свою очередь уступили строительство минским мещанам. 18 февраля 1842 года Минская духовная консистория, со своей стороны, и подрядчики – минские купцы – подписали контракт на строительство новой церкви. Каменный собор с колокольней планировалось построить за три года. Первым строителем этого храма был речицкий житель Гец. Возведение самого собора началось в 1842 году. Уже в следующем году, в ночь с 28 на 29 октября, строящаяся при нем колокольня неожиданно разрушилась и, падая, повредила церковь почти до основания. Начались долгие судебные разбирательства. Недобросовестный подрядчик исчез. Денег на строительство не осталось. Храм простоял в руинах более 20 лет.

В 1864 году подряд на строительство храма получил минский купец и городской глава Свечников. Он выдвинул ряд условий: во-первых, необходимо было перечислить ему деньги в сумме 14 231 руб. 49 коп.; во-вторых, Свечников требовал использовать рабочих, которые под его руководством уже занимались постройкой других церквей; в-третьих, работы должны были выполняться по его плану. Епархиальное управление согласилось на все условия. Работу взял под контроль минский генерал-губернатор М. Н. Муравьев. Казалось, святыня снова восстанет из руин, но в 1866 году Свечников неожиданно обанкротился, и строительные работы приостановили. Помощь последовала от минского губернатора Токарева, который прибыл в Речицу для ревизии присутственных мест. Он создал для достройки храма строительный комитет и выделил деньги в размере 6 582 руб. ассигнациями.

Освящение храма

11 июня 1872 года соборный храм был освящен Преосвященным Александром, епископом Минским и Бобруйским в честь Успения Пресвятой Богородицы. Событие было отмечено великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), который передал Речицкому храму позолоченную дарохранительницу. При освящении присутствовал статский советник Владимир Николаевич Токарев. После возведения нового собора Воскресенскую церковь в 1876 году разобрали и перенесли на городское кладбище.

Новый храм имел вид продолговатого креста, средокрестие выделялось полусферическим открытым куполом, во фронтовой части находилась колокольня. Крыша была покрыта железом и окрашена масляной краской, окна располагались в два ряда, имелись три дверных проема – главный и симметричные боковые. Здание не отапливалось.

«Минские Епархиальные ведомости» это событие осветили следующим образом:

«10 июня Преосвященнейший, в 11 часу дня, прибыл в Горваль, где заметным усердием священника к благолепию храма остался доволен, и посетил его дом.

В Речицу из Горваля Его Преосвященство прибыл, в 3 часа по полудни. В старой соборной Воскресенской церкви ожидало своего Архипастыря все духовенство, народ и много высших чиновников, как местных, так и прибывших к торжеству освящения ново построенного собора. При входе в соборную церковь, когда Владыка облекся в мантию, соборный священник Евдоким Мигай приветствовал Его Преосвященство речью.

После краткого молебствия Архипастырь, преподавши святительское благословение всем и каждому, отправился в дом соборного протоиерея.

Ровно в 6 часов по полудни началось всенощное бдение, которое изволил совершать Преосвященнейший в сослужении четырёх протоиереев и шестнадцати священников. Ко всенощной прибыл и Его Превосходительство Господин Начальник губернии со всеми чиновниками. Всенощное бдение окончилось в 9 1/2 часов вечера.

На другой день, 11 числа, в 9 1/2 часов утра раздался торжественный благовест соборного колокола, призывавший православных к торжеству освящения храма. Приятно и радостно было христианскому сердцу видеть, с какою любовью, с каким радостным настроением духа и сердца спешил народ православный в ново созданный храм, чтобы видеть торжество освящения и в первый раз помолиться в нём вместе с своим Архипастырем. Минуты были торжественны. Громадный собор в несколько минут битком был набит и вместил в себе сплошную двухтысячную массу народа, отделённого стенами храма от другой двухтысячной массы народа, стоявшего на церковном погосте. Ровно в 10 часов прибыл в собор Преосвященнейший Архипастырь и в сослужении трёх протоиереев (местный не участвовал) и трёх священников начал чин освящения собора, по окончании которого в торжественной процессии со всем духовенством (четыре протоиерея и двадцать священников), сопровождаемой Господином Начальником губернии, всеми чинами, как местными, так и прибывшими к торжеству, а также четырех тысячною массою народа, при колокольном звоне в обоих храмах, при стройно величественном музыкальном пении Архиерейского хора, отправился за святыми мощами в старую соборную церковь.

Торжественный крестный ход был так величествен, что многие в восторге отъ избытка радостных чувств плакали. Крестный ход из старого собора другою улицею возвратился в новый, собор, где Его Преосвященство изволил отслужить первую торжественную литургию, а после оной благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Александру, строителям храма и всем православным христианам. Во время чтения часов пред литургией посвящены в стихарь и. д. псаломщиков Бирюкович, Леонович, Смородский и Мигай.

На литургии награждены набедренниками священники: Евфим Перепеча, Иоанн Москалевич, Михаил Загоровский и Платон Бирюкович, а брагинский священник Максим Еремич возведён в сан протоиерея. Вовремя причастна священником Евдокимом Мигаем сказано было слово.

Иконостас  Воскресенской церкви. 1913 г.
Иконостас Воскресенской церкви. 1913 г.
 

По окончании торжества Его Преосвященство и Его Превосходительство в сопровождении местных властей и духовенства изволили осматривать старый соборный храм и Николаевскую ветхую церковь, неудобную к починке. При этом случае местный священник Соловьевич заявил желание соединить свой приход с приходом соборным с тем, чтобы при соборе было кроме протоиерея два священника. Это заявление одобрено Архипастырем и Начальником губернии.

Отсюда Преосвященный и Губернатор изволили отправиться на обед. После обеда Его Преосвященство возвратился в дом местного протоиерея Байковского, где изволил ночевать. 12 июня в 8 часов утра Архипастырь, благословив пастырей и пасомых, напутствуемый искренними их благо желаниями, при колокольном трезвоне выехал из Речицы, и изволил направить свое путешествие в Бобруйское благочиние».

Изначально это была крестово-купольная постройка, увенчанная мощным барабаном с луковичным куполом и золоченым крестом. Башенообразная звонница завершалась металлическим шатром. Фасады здания украшала декоративная штукатурка. Иконостас состоял из 18 икон в золоченых рамах. Из утвари наиболее ценными были: три потира, «дискос с лжицею и звездицею», два креста, дарохранительница, пожертвованная «Его Императорским Высочеством Государем наследником Александром Александровичем на поминовение Цесаревича Николая Александровича». В храме хранились три Евангелия, метрические книги с 1786-го и приходские реестры с 1805 года. Колокольня имела четыре колокола.

В состав прихода входили мещане города Речицы и крестьяне деревень Бронное и Озерщина. На 1879 год прихожан мужского пола насчитывалось 1451, женского – 1401 душа. Занимались они земледелием и лесным промыслом. Ежегодно в доход церкви поступало около 70 рублей. Церковь имела 320 саженей усадебной земли, 48 десятин пахотной и 2 десятины сенокосной. В 20 верстах от храма было 19 десятин земли, за которую притч получал по 13 рублей в год.

При храме существовало церковно-приходское попечительство, а в городе – приходское училище.

150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы. Возвращение мощей прп. Евфросинии Полоцкой (Часть 2)

150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 3)

 



--- взято с сайта dneprovec.by ---