17/08/2022
150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы. Возвращение мощей прп. Евфросинии Полоцкой (Часть 2)
Живописная местность, удобное территориальное расположение прельщали многих посетить этот храм.
→ 150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 1)
→ 150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 3)
Живописная местность, удобное территориальное расположение прельщали многих посетить этот храм.
Знаменательным событием являлось возвращение мощей игуменьи Спасского монастыря прп. Евфросинии Полоцкой. 22 апреля 1910 года, в день Святой Пасхи, рака с ее мощами на пароходе «Головачев» отправилась в дорогу из Киево-Печерской лавры в Полоцк. По пути следования эскадры проходили остановки и торжественные богослужения. В Речицу Святая княжна прибыла в 9 утра 25 апреля 1910 года. Когда пароход остановился, рака с ее мощами была снесена на берег. Затем крестным ходом доставлена в Успенский собор, где святые мощи находились три дня. На протяжении этого времени епископ минский Михаил, киевский епархиальный миссионер отец М. Митроцкий, отцы Севбо, Лотоцкий, Мелиоров читали проповеди. Посмотреть и помолиться сюда приехало множество паломников. Из духовенства Речицкого уезда в этом знаменательном событии приняли участие: отец К. Бирюкович, отец Н. Можаровский и протоиерей Иосиф Рыбцевич.
Событие пребывания мощей преподобной Евфросинии было освещено в «Минских епархиальных ведомостях», вот небольшая выдержка: «Речицкие торжества! Кончились Речицкие торжества. Трудно подвести итоги им, но главные выводы уже можно сделать. И первый, самый утешительный вывод тот, что народ наш по-прежнему религиозен… Второй вывод еще более радостен для нашего национального сознания: народ наш остается предан Православной вере… Третий вывод: несмотря на стечение народа из разных уголков края, вы отлично понимаете говор народный, так как это есть говор русский… Четвертый вывод печального характера: интеллигенция наша, в громадном большинстве своём, почти откололась от народа; она чужда народным радостям; сильные религиозные события, как напр. прибытие в Речицу св. мощей преподобной Евфросинии, не интересуют «передовую» часть нашего общества; мало, слишком даже мало было представителей её на торжествах… Итак, великое совершилось. Нам остается одно: молить «мудрую деву» преподобную Евфросинию защитить наш русский край от посягательств католиков и поляков».
В 1913 году собор и город не остались без внимания своего архипастыря Преосвященнейшего Митрофана Епископа Минского и Туровского: «28 августа с. г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Минский и Туровский, в три часа пополудни прибыл на ст. Речица. К прибытию Владыки вокзал был красиво убран зеленью, национальными флагами и инициалами Его Преосвященства. На железнодорожном перроне собралась для встречи Владыки вся уездная администрация с предводителем дворянства Е. В. Ольдекопом во главе. Едва Владыка показался на площадке вагона, какъ все головы обнажились и раздалось стройное «ис полла», исполненное учениками и ученицами городских учебных заведений. Владыка принял депутацию от города, приветствовавшую его с благополучным прибытием, и благословил поднесенную ему городским старостой хлеб-соль. Против места остановки вагона Владыки была устроена часовня из зелени, увенчанная крестом из цветов и иконою Святителя Николая. Преподав благословение встречавшим его лицам и собравшемуся на вокзале народу, Его Преосвященство проследовал к поданному ему экипажу и отбыл в город... В 6 1/2 ч. вечера того же числа Его Преосвященство прибыл в Николаевскую городскую церковь, где, после торжественной встречи на церковном погосте и приветственной речи настоятеля храма, свящ. Н. Можаровский изволил совершать всенощное бдение... По окончании всенощной, Владыка обратился к народу с речью о духовной связи пастыря со своей паствой…
29-го Августа, в день праздника Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи, Его Преосвященство в 9 ч. утра изволил совершать божественную литургию в Речицком городском Соборе. В сослужении с Его Преосвященством были: Прот. 1. Рыбцевич, Прот. В. Якубович, благочинный 1-го округа К. Бирюкович, свящ. Ст. Кульчицкий, свящ. М. Дроздовский и свящ. I. Киркевич. По прочтении Евангелия, пред сбором пожертвований на общества трезвости, Владыкою произнесено было слово о святом пророке Иоанне Предтече и пагубности воздействия вина на человека, и затронул благодарственными словами общество трезвости, состоявшее из 12 человек, находящееся под небесным покровительством св. мученика Вонифатия.
По окончании литургии Владыка снова обратился к пастве с призывом о внесении лепты на строительство часовни в честь Федоровской иконы Божией Матери, фамильной святыни нашего Царствующего Дома. Текущий год был ознаменован многими юбилейными воспоминаниями, но наиболее светлым и радостным для сердца русского человека является 300-летняя годовщина царствования дома Романовых. Сооруженная часовня и является выражением благодарного воспоминания великих заслуг и благодеяний для России со стороны Царствующего дома… По окончании речи Владыки открылся крестный ход к месту закладки часовни, где прежде всего был совершён молебен Пресв. Богородице и в конце его, после прочтения молитвы, Владыкой было окроплено самое место закладки и положен был первый кирпич. После многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому крестный ход возвратился в Собор. Милостиво простившись со всеми и раздав на память детям крестики, Его Преосвященство в 2 ч. 55 м. отбыл из г. Речицы для дальнейшего следования по епархии в сопровождении предводителя дворянства Е. В. Ольдекопа, члена Государственной Думы».
Период религиозных репрессий затронул своей жестокостью духовное наследие Гомельщины. С 1917 года в Речице постепенно было ликвидировано все духовенство. В поисках средств для помощи «голодающему Поволжью» в 1922 году комиссия уездного исполкома изъяла из храма наиболее ценную культовую утварь: кресты, лампады, кадила и т. п. – всего 81 серебряный предмет общим весом более 11 кг. В 1934 году Успенский собор закрыли. А позже его перестроили в Дом Социалистической культуры. В бывшем храме изменили интерьер, снесли колокольню и купол, вблизи возвели деревянную пристройку в стиле «Сталинский классицизм». Был надстроен второй этаж, где находились центральная городская библиотека и малый зал для заседаний. На первом этаже был оборудован зал на 300 мест с балконом и механической сценой, два фойе. В пристройке располагалась детская библиотека им. Гайдара и краеведческий музей. На переоборудование было израсходовано 760 тысяч рублей. Помещение увеличилось в три раза.
В 1940 году храм и пристройка были повреждены пожаром. При вступлении в Речицу немецких захватчиков повредилась и внутренняя часть здания. В конце 1941 года силами верующих в храме был проведен ремонт, и начались богослужения. Оккупанты не стали ущемлять чувства прихожан.
Советские власти придерживались иного мнения. В декабре 1944 года был поставлен вопрос о превращении храма вновь в городской Дом соцкультуры. Однако верующие отнеслись к этому крайне негативно. Война еще не была закончена, отношения государства и церкви только укреплялись, и, осознав непопулярность своего решения, власти отступили.
В 1947 году исполком Гомельского облсовета принял решение «Об освобождении помещения Речицкого городского Дома соцкультуры, занятого приходской общиной верующих». Прихожанам предлагалось устроить молитвенный дом в деревянной постройке площадью 91 кв. м по ул. Кооперативной, в которой на тот момент размещался колбасный цех потребсоюза, а также жили четыре семьи. Эта постройка была перевезена из деревни Ребусы, в которой размещалась школа. Переселить общину обязали к 15 июня 1948 года. Верующие отказались покинуть здание собора. Тогда переезд осуществили работники городского коммунального хозяйства, в административном порядке перевезли весь «культ-инвентарь». Не ожидая официального оформления изъятия здания храма, исполком запретил пользование собором и закрыл его на замок. Новый молитвенный дом вмещал не более 150–200 человек, хотя средняя посещаемость была до 700 человек. Верующие начали борьбу в защиту храма, настоятелем которого был протоиерей речичанин Михаил Кротт, родившийся в 1885 году под Василевичами в крестьянской семье. С 1933-го по 1940 год он был настоятелем Хойникской церкви. На три года был осужден к высылке в г. Барнаул. Вернувшись весной 1944 года, протоиерей М. Кротт стал настоятелем Свято-Никольского храма в Гомеле. Благодаря авторитету и активности он оказался единственным священником, включенным в Чрезвычайную комиссию по выявлению преступлений и злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории Гомельщины. В апреле 1947 года митрополитом Минским и Белорусским Питиримом протоиерей Михаил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Речицкого Успенского собора.
В мае 1948 года вопрос о Речицком Успенском соборе был рассмотрен в Москве на заседании Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. Совет, «учитывая, что собор капитально переоборудован и не сохранил внешнего церковного вида», с решением местных властей согласился, но учел интересы верующих. Предоставленное взамен собора помещение было признано непригодным, и до момента подбора нового варианта и перемещения в него нового храма постановил «не чинить препятствий службе в соборе».
→ 150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 1)
→ 150 лет Свято-Успенскому собору г. Речицы (Часть 3)