Общество > Нам пишут

3923

Люди Речицкого района. Как в 1938-м пострадали безвинные выходцы из Западной Беларуси

 +

Когда с товарищем подъезжаем к родной деревне Солтаново в Речицком районе, задаем друг другу один и тот же вопрос: «Ну как, труба дымит?» Коль следует ответ «дымит», значит, жизнь здесь продолжается. Имеем в виду спиртзавод в 17-ти километрах от Речицы. Все, кто считает этот населенный пункт малой родиной, так или иначе связаны с заводом.

Семья Дешука. В первом ряду (слева направо): сын Григорий, дочь Наталья и зять Иван; во втором ряду (слева на право): сын Николай, жена Евдокия, сыновья Иван, Владимир (родился после смерти отца)
Семья Дешука. В первом ряду (слева направо): сын Григорий, дочь Наталья и зять Иван; во втором ряду (слева на право): сын Николай, жена Евдокия, сыновья Иван, Владимир (родился после смерти отца)

Наши родители всю жизнь проработали на этом предприятии. А где еще встретишь такие специальности: солодовщик, бродильщик, подвальный, завбордой… Только на этом производстве. Интересно, что и 100 лет назад эти профессии назывались так же. Довольно прибыльная винокурня, которая приносила доходы семейству Рикков, после революции, немецкой и польской оккупации была закрыта.

Наша справка

Агрогородок Солтаново – центр Солтановского сельского Совета Речицкого района – расположен на берегу реки Ведрич. По письменным источникам, известен с 1850 года как поместье Солтаново (оно же Рудня-Демеховская). Винокуренный завод в Солтанове был перестроен в 1894 году Афанасием Рикком на базе производства, которое существовало с середины XIX века и принадлежало Николаю Ланевскому-Волку. Производилось 340 306 ведер спирта в год. На предприятии в 1896 году было запущено ректификационное производство (142 477 ведер спирта). Впоследствии завод унаследовали сыновья Рикка – Борис и Владимир. После революции 1905 года по требованию рабочих спиртзавода в деревне была основана начальная школа. В 1931 году организовали колхоз. В 1940 году в Солтанове насчитывалось 280 дворов и 1 120 жителей. В июне 1943 года немецко-фашистскими захватчиками деревня была сожжена. Во время оккупации загублено 73 мирных жителя, на фронтах и в партизанских отрядах погибли 98 сельчан. На 1 января 2019 года в Солтанове проживали 867 человек. На территории сельсовета – 1 678. Здесь расположен Белорусский газоперерабатывающий завод, КСУП «Демеховский», комбинат пищевых продуктов «Полесье», филиал РУП «Гомельский ликеро-водочный завод».

Советская власть, провозгласив новую экономическую политику, решила возобновить производство спирта. В 1924 году было восстановлено оборудование. Мест-ных жителей послали учиться технологическим специальностям на Лебедевский спиртзавод Воронежской области. Сырьевая база была рядом, картофель и рожь заготавливали по всему Речицкому району. Завод работал круглосуточно в три смены, безотходно: продукт переработки (борда) шел на корм быков, воловни для которых располагались вблизи завода. Производство спирта было рентабельным и востребованным не только для производства водки, но и в медицинских целях. К концу 1920-х годов вышли на дореволюционные объемы.

Летом предприятие останавливали на ремонт. Рабочие ехали на заготовку торфа. Им топили котельные, на нем работало паровое оборудование, вырабатывалось электричество. Мельница на реке молола зерно в муку.

В семьях рабочих был достаток. Многие держали подсобное хозяйство (борда помогала растить хрюшек). В предвоенный период многие сельчане построили свои дома как в Солтанове, так и в Римшевке, по ту сторону Ведрича. Старожилами деревни считались те, кого управляющий помещичьей усадьбой привез для работы еще до революции: Атаманчуки, Боярчуки (Боярины), Курсы, Реуты, Браницкие, Логовские, Кордики.

Многие из них происходили из Западной Беларуси. К примеру, из деревни Толстики Гродненской губернии был призван в царскую армию Петр Дешук. Его воинская часть во время Первой мировой (империалистической) войны квартировала в Солтанове. Здесь Петр и остался после революции 1917-го. Работал на заводе солодовщиком, обзавелся семьей. Вместе с женой Евдокией воспитывали сыновей и дочь.

Семья Романа Козика, прибывшая из Кобринского района, также считалась беженцами. А какой была жизнь при панах и при советской власти, можно судить по семье Логовских. Мать (ее называли в деревне Гэлей) работала у помещика экономкой: готовила обеды и обстирывала 5–6 наемных рабочих. Вне брака она родила трех сыновей и двух дочерей. Все жили в крохотном домике, бедно, еле сводили концы с концами. Своей земли не имели. Выросшие сыновья приняли советскую власть, которая дала им по 2–3 гектара земли, вступили в Красную гвардию. После демобилизации Степана избрали председателем Ровенско-Слободского волостного комитета. Во время белопольской оккупации его искали, чтобы расстрелять. В 1921–1924 годах работал секретарем Солтановского сельсовета. Когда запустили завод, Степан трудился заготовителем картофеля, раздавал борду, заведовал спиртохранилищем. Его брат Антон работал на предприятии технологом. У обоих к концу 1930-х годов было на иждивении по четверо-пятеро детей, жили в новых домах.

В то время в Солтаново переселили и устроили на завод несколько семей из приграничных с Польшей районов, чтобы они не общались с родственниками по ту сторону границы (она находилась сразу за Минском). Речь идет о семьях рабочего откормпункта Ивана Ляшукевича, плотника Александра Шабловского, машиниста паровых машин Ильи Войтовича, конюха Игната Метлицкого.

В декабре 1926 года Речицкий уезд присоединили к Белорусской ССР, началась паспортизация. Почти все жители Солтанова в графе национальность записали «белорус». Разговаривали они на «трасянке».

Черный ворон, черный воронок

Почему пишу об этом? Потому что с наступлением 1937 года начался поиск врагов народа. Раз в Солтанове много выходцев из Западной Беларуси, значит, их можно было причислить к «польским шпионам». Вот тут Дешуку вспомнили двух братьев и трех сестер, оставшихся в буржуазной Польше. Братьев Логовских уже не считали байстрюками: родились они якобы от помещика и виртуально являлись наследниками его капитала. Сыграла роль и польская национальность их мамы. В итоге же Степану Логовскому приписали руководство шпионской и диверсионной группой, в которую входили и его брат Антон, Александр Шаблов-ский и Петр Дешук. Викентию Станкевичу, Илье Войтовичу, Игнату Метлицкому и Роману Козику в вину вменялось то, что они самостоятельно вели подрывную деятельность, готовили диверсию на железной дороге и хотели поджечь спиртзавод.

21 июля 1938 года стал черным днем для солтановцев. Воронок под плач жен и детей увозил их мужей в гомельскую тюрьму, некоторых забирали прямо с завода. Каждому был навешен ярлык «польский шпион», а в анкетах зачеркнули «белорус» и написали «поляк». Больше эти люди в деревню не вернулись, их судила пресловутая «тройка», и до 1958 года о их судьбе не знал никто.

С началом хрущевской оттепели жены, не зная, что они уже 20 лет как вдовы, обратились к Генеральному прокурору СССР Роману Руденко. Последовала проверка, которая не нашла состава преступления у братьев Логовских, Шабловского, Дешука и других, они были реабилитированы. Но расстрелянных не вернуть.

Не обозлились семьи репрессированных. Их братья и дети достойно воевали на фронтах и в партизанских отрядах во время страшной войны, с которой многие не вернулись.

Занесите в семейный альбом

У нынешнего поколения хорошее желание отыскать свои корни, восстановить генеалогическое древо своего рода. Надеюсь, приведенные имена заполнят белые страницы семейных альбомов (данные на 1938 год):

Логовский Степан Иосифович, 1896 г. р., уроженец и житель д. Солтаново; жена Ксения Васильевна, 33 года; сыновья: Леонид, 13 лет, Александр, 6 лет; дочери: Екатерина, 9 лет, Валентина, 1 год;

Логовский Антон Иосифович, 1904 г. р., уроженец и житель д. Солтаново; жена Александра Ефимовна; сыновья: Виктор, 10 лет, Леонид, 8 лет, Анатолий, 1,5 года; дочери: Лидия, 6 лет, Екатерина, 3 года;

Шабловский Александр Антонович, 1917 г. р., уроженец д. Лукаши Заславского района, житель д. Римшевка; жена Анна Прокофьевна, 1917 г. р.; сын Антон, 1 год, дочь Раиса, 1 месяц;

Дешук Петр Яковлевич, 1890 г. р.; жена Евдокия Алексеевна, 39 лет; сыновья: Григорий, 14 лет, Николай, 10 лет, Иван, 7 лет, и Владимир; дочь Наталья, 11 лет;

Ляшукевич Иван Иванович, 1883 г. р., уроженец д. Лукаши Заславского района, житель деревни Римшевка; жена Анисия Викентьевна; сыновья: Франек, Иосиф, Станислав; дочь Люция в возрасте от 5 до 14 лет;

Войтович Илья Васильевич, 1898 г. р., уроженец Волынской губернии имения Бужаны; жена Ванда Карловна, 1902 г. р.; дочери: Елена, 1919 г. р., Мария, 1921 г. р.,
Зинаида, 1934 г. р.; сыновья: Владимир, 1923 г. р., Николай, 1926 г. р.;

Станкевич Викентий Александрович, 1899 г. р., уроженец Лидского уезда, житель д. Солтаново; жена Прасковья Тимофеевна, 1902 г. р.;

Метлицкий Игнат Антонович, 1882 г. р., уроженец д. Лукаши Заславского района, житель д. Римшевка; жена Сырыцкая Амелия Гиляровна, 44 года; сын Владимир, 5 лет;

Козик Роман Федорович, 1895 г. р., уроженец д. Житин Кобринского района; жена Агафья Ивановна; сыновья: Петр, 15 лет, Михаил, 12 лет, Константин, 7 лет, Владимир, 2 года.

Жизнь продолжается. Сергей, правнук Петра Дешука, – начальник промышленно-технического участка на спиртзаводе. Сегодня это филиал Гомельского ликеро-водочного завода. Многие годы был директором Солтановской средней школы отец Сергея, Василий Григорьевич Дешук.

Кстати, после значительной реконст-рукции завода, проведенной несколько лет назад, труба котельной перестала дымить. Все сделано в соответствии с экологическими требованиями.

P. S. Фотографии Петра Яковлевича не сохранилось: в июне 1943 года все имущество сгорело вместе с домом.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity