14/01/2020

Из редакционной почты Дняпроўца. Соловки. Беспокойная совесть потомков…

Впервые я услышала о Соловках от своего дяди, который рассказывал мне одну из семейных историй, но сейчас я не об этом. Я о своих земляках, удивительных людях, которыми не перестаю восхищаться, ценить и уважать. Вот и Елена, о которой я хочу рассказать, – необыкновенная, неравнодушная, целеустремлённая.

Впервые я услышала о Соловках от своего дяди, который рассказывал мне одну из семейных историй, но сейчас я не об этом. Я о своих земляках, удивительных людях, которыми не перестаю восхищаться, ценить и уважать. Вот и Елена, о которой я хочу рассказать, – необыкновенная, неравнодушная, целеустремлённая.

Родословные корни Елены Пантелеенко берут свое начало с прекрасной Ведричской земли, что находится в Речицком районе, Гомельской области. Земли, воспетой в свое время известным поэтом Владимиром Михайловичем Веремейчиком. Здесь она родилась и выросла, девять классов окончила в Василевичской школе для детей с нарушением зрения и уехала учиться в Ленинград, да там и осталась. Выучилась, вышла замуж, родила сына, словом, все как у всех. Но человек, неравнодушный к своей Родине, памяти предков, истории, всегда найдет повод и время для того, чтобы хоть что-то сделать для родного края, для Родины…

В 2018 году судьба забросила Елену с мужем на Соловецкие острова. Ездили туда на слёт бардовской песни и вернулись переполненные радостью от новых знакомств. Но не только радостью были наполнены сердца, была ещё и грусть. Грусть от истории Соловецких островов, которую узнали там, и именно там появилось твердое намерение восстановить память о белорусах, узниках лагерей СЛОНА.

Соловецкая земля имеет древнюю историю. Острова крупные и мелкие, самый крупный – Соловецкий. Вместе они образуют архипелаг в Белом море. До Полярного круга – 165 километров, а лето здесь очень короткое и ночи по большей части длинные…

Соловецкие острова были частью промысловых угодий древнего карельского рода. Но уже в середине ХV века были построены первые деревянные церкви. Монахи пекли свой хлеб, о чем свидетельствует уникальный в русской иконописи Соловецкий Образ Матери Божией Хлебенной.

История Соловецких островов говорит о том, что верой и правдой они служили миру 500 лет, а 20 лет хватило, чтобы разрушить и превратить это святое место в лагеря особого назначения. Самое крупное отделение лагерей было на Соловецком острове, там, где находится Спасо-Преображенский мужской монастырь XV века. Это место великого подвига страдавших там людей со всего мира, в том числе и белорусов.

В 1920 году монастырь был закрыт, а его имущество реквизировано. Через три года он был передан для нужд ОГПУ, и в его стенах устроили концентрационный исправительно-трудовой лагерь, в котором содержалось ежегодно от 3 до 70 тысяч заключенных. Через лагерные ужасы с октября 1923 по 1939 год прошло 350 тысяч заключенных, и не менее 7 тысяч человек нашли здесь свой последний приют. В отечественной истории Соловки известны как место ссылки неугодных правительству лиц и религиозных преступников. Узниками и жертвами там были люди всех веро-
исповеданий и народностей.

В декабре 1988 года был воссоздан первый церковный приход, а в 1992-м Соловецкий историко-культурный комплекс вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Началась новая жизнь и монастыря, и островов как туристического центра.

Изучив историко-культурный комплекс, Елена поняла, что установлены мемориальные доски памяти всем народностям, которые оказались на островах не по своей воле, а белорусам нет. И Елена приняла решение, которое поддержал её муж: за свои деньги заказать мемориальную доску белорусам-узникам Соловецкого лагеря особого назначения и установить ее на Аллее Памяти Камней у большого Соловецкого камня в следующий свой приезд. Сказано – сделано!

Подобрать слова белорусского поэта для нанесения на памятную доску помогла первая учительница Елены – Валентина Федоровна Прокопенко, с которой до сих пор Елена поддерживает дружеские отношения. Затем супруги выкупили мраморную плиту и нашли мастера по гравировке текста, который, проникшись великим делом памяти, сделал свою работу за полцены. Не зря бытует пословица, что мир не без добрых людей, так и для Елены нашлись люди, которые старались помочь, чем могли, чтобы справедливость восторжествовала. На Соловках люди стали заниматься поиском подходящего камня и тех, кто сможет его доставить к Большому Соловецкому камню и установить. На своей машине Елена с мужем доставили плиту к причалу, где отходит паром на Соловки, потом на пароме до самого острова. А после работы хватило всем: школьникам, волонтерам, местным жителям. Камень поставили на освященном солнечном месте, укрепили доску. Вокруг камня Елена высадила кустики морозостойких гортензий, привезённых с собой из Санкт-Петербурга. А в храме заказала молебен за родных белорусов и всех невинно убиенных, лежащих там, в безымянных могилах... И вот наступил важный момент как для Елены и гостей, приехавших на остров, так и для наших земляков, живущих там, потому что все они смогли стать участниками этого памятного события – установления камня с мемориальной доской в память белорусам, жертвам репрессий.

Сколько их там, наших белорусов, невинных жертв жесткого и сурового режима того времени? Кто-то, подорвав здоровье, отбыл срок и вернулся домой, как мой прадед Василий, арестованный в свое время, а кто-то остался там навсегда… без имени и фамилии… без общей народной памяти…

В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был установлен новый праздник обители – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который почитается 23 августа. И именно в эти дни стекается на Соловки больше всего паломников со всего света, чтобы узнать, почтить, запомнить… и передать последующим поколениям, ибо память об этих трагических событиях должна быть нашей беспокойной совестью…



--- взято с сайта dneprovec.by ---