Общество > Нам пишут

2503

Речичане пишут. Старик

 +

Ноябрь начался с резкого похолодания, уверенно и невозмутимо шагая вперед. Снег еще не выпал, но ночью были слабые заморозки, а днем дул колючий северный ветер, пронизывающий с головы до ног.

 

Да-а, такой холодной осени давненько не было. Скорее бы снежок выпал, а то озимые пропадут, да и чеснок может «ляснуть», надо будет укрыть листвой – под яблонями валом лежит. Старик вздохнул и придвинул маленькую табуретку ближе к грубке. Надев рукавицу, которую с любовью связала баба и подарила на день Советской Армии, дед открыл горячую дверцу: дрова практически все сгорели, но угли не хотели сдаваться и зло потрескивали, высовывая раскаленные языки пламени. «Закрывать еще рановато, немудрено и угореть на старости лет», – подумал старик. Вспомнил, как много лет тому назад, по молодости, закрыл «юшку» и спокойно пошел на работу. А дети спали, каникулы были. Баба тоже на дежурстве была. Хорошо, что тёща пришла и сообразила, что воняет угарным газом в спальне. Беда бы была великая. Она детей полуживых на улицу выпроводила, распахнула окна и двери в доме. Как узнал он об этом вечером, вмиг стал седым, всю ночь не сомкнул глаз, а теще руки целовал от радости, что девки живы остались. Ну от бабы, конечно, получил по заслугам.

Эх, тяжело ему одному. Баба точно знает, как топить, когда закрывать, она мастер в этом деле. Накануне скорая забрала её в больницу. Астма одолела совсем. А еще и ехать не хотела, видите ли, дома буду лечиться, еле упросил. Удушье как начнется, что делать, как спасать? Сколько раз говорил ей, чтобы не выскакивала на улицу без фуфайки или куртки, ведь одежды хватает, не бедствуем, шкаф трещит. Летом надоело просушивать, потом опять в шкаф складывать, куда одевать, все время дома сидим. Вернуть бы десяточек лет назад, тогда другое дело.

Не слушалась, тепло, мол, тепло, вот и загремела. Теперь кукуй здесь в большом доме один как перст. Ладно бы лето было, красота: дни длинные, теплые. На лавочке можно сидеть дотемна. Смотришь, еще кто-нибудь подойдет из соседей, новости деревенские рассказать, о том-сем поболтать, так и время быстрее летит. А сейчас вот 18 часов, а темень на улице хоть глаза выколи.

Старик поднялся, включил свет в коридоре, проверил засовы на дверях – порядок, все закрыто. Со двора пес подал голос. Наверное, подумал, что ему несут ужин. Но ошибся. Дед его уже покормил борщом, который еще баба варила. Два дня в холодильнике кастрюля только место занимала. Правда, пес не очень и хотел его кушать без мяса-то, но за неимением альтернативы с неохотой все же опустошил миску. Баба вечерком всегда баловала его вкусной косточкой. А по утрам часто пекла оладушки или драники, которые пес уплетал за милую душу. С обидой посмотрев на входную дверь и поняв, что ему больше ничего не перепадет, он юркнул в теплую будку и затих.

Проверив еще раз дверь, старик включил телевизор и уселся на диван. Ну надо же невезуха – ни один канал не показывал. На экране высветилась надпись «нет сигнала», вот те на. Опять ветер антенну повернул, будь он неладен. Надо не забыть утром позвать соседа, чтобы пришел и посмотрел. Он молодой, разбирается во всем и всегда удружит. Мигом на крышу залезет. Выдернув вилку из розетки, дед потопал на кухню и вспомнил, что хотел попить чайку с липой и мятой, что баба насушила, уже и заварил в кастрюльке. Наполнив большую чашку ароматным напитком, старик достал печеньице и начал кушать. Взгляд его непроизвольно упал на стену, украшенную фотографиями внучкой. Он улыбнулся, вот оно, богатство: дети и внуки. Молодец внученька, целый день сидела, мудрила, подбирала, рамки привезла специально. В центре – дед с бабой, по бокам все дети, потом внуки, красиво получилось, ничего не скажешь, мои родненькие. Все смотрят на старика – и ему веселее. Ой, как быстро время летит, подумать только – вот и девятый десяток разменял, когда было-то?

Услышав шум в кухне, с печки спрыгнул кот, потянулся, выгнув спинку, подошел к двери и замяукал. Старик нехотя встал, открыл все засовы и со словами «назад не просись, переночуешь в сарае» выпустил кота. Тот, махнув хвостом в знак согласия, скрылся в темноте. Пес, дремавший в будке и видевший не один собачий сон, опять подал голос, мол, не спится вам.

Насладившись горячим душистым чайком, старик закрыл «юшку» и позвонил для порядка младшей дочери. Узнав, что баба пошла на поправку, повеселел и пошел в спальню готовиться ко сну. Вдруг резко вернулся, открыл дверь шкафчика, пропахшего лекарствами, накапал в стакан с водой ровно двадцать капель валерьянки и залпом выпил. Почему именно двадцать капель он всегда пил, не знал никто, сколько ни спрашивали. Это было его секретом. Баба всегда злится, говорит, мол, «только капли переводит, даже с его бараньим весом в 60 килограммов это как мертвому припарки». Помолившись на иконку, висевшую в углу кухни, подошел к умывальнику и умылся. Включил ночничок. Присев на стул, старик снял валеночки с белыми заплатками и поставил их возле кровати. У него и новые есть, но эти старенькие уж больно мягонькие, мозоли на ногах не беспокоят, в них тепло и уютненько. На голову старик надел старую шапку-ушанку. Укрывшись двумя одеялами – ватным и шерстяным, он погрузился в глубокий сон.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity