Спорт > Единоборства

7680

Речичанин, бронзовый призер Европы Ярослав Славиковский: «Эйфория после победы быстро проходит»

 +

В начале августа на юниорском Чемпионате Европы по спортивной борьбе в Риме 19-летний речичанин Ярослав Славиковский, представлявший белорусскую национальную сборную, занял третье место в весовой категории до 97 килограммов. До этого же, в марте, он стал чемпионом США по вольной борьбе.

Ярослав со своим первым тренером Владимиром Якушем
Ярослав со своим первым тренером Владимиром Якушем

В секцию по вольной борьбе девятилетнего Ярослава привел старший брат Валентин. После семи лет обучения парень поступил в Республиканское училище олимпийского резерва в Минске, где тренировался у Юрия Решетникова и Олега Гарбузова.

Последние два года Ярослав учится в США в частной школе-пансионе Northfield Mount Hermon School неподалеку от Бостона. Там он первый и пока единственный белорус.

Скромные братья-борцы

Алексей Евдокимов – директор УО «ДЮКФП «Олимп», где Ярослав делал первые шаги на борцовском ковре, и первый тренер парня Владимир Якуш с азартом и наперебой, пока Ярослав добирается до места нашей встречи, рассказывают, что за чудесные парни эти Славиковские. «Ярослав очень скромный парень, спокойный. Вот сами увидите! И брат у него такой же», – восторженно делится Алексей Алексеевич. Брат Валентин старше Ярослава на девять лет – мастер спорта международного класса по кикбоксингу, многократный победитель Кубка мира и чемпион Европы. Живет в США.

Первый тренер Ярослава – Владимир Леонидович – соглашается, да, ребята знатные. В ноябре будет 35 лет, как Владимир Якуш на преподавательской работе. Сегодня он тренирует около 70 ребят, начиная с девяти лет, есть среди них и девочки. О том, как становятся чемпионами, рассуждает так:

 – Технику можно поставить, мышцы накачать, быть здоровым и высоким, но если духа нет – всё бесполезно.

– Если не мечтать о спортивных титулах, для чего стоит выбрать вольную борьбу? – интересуюсь я.

– Для той же армии. Наши ребята к ней более чем готовы. Да, спортсменами могут стать один-два человека, но для меня важно, чтобы людьми повырастали хорошими. В основном, так и получается. Вот некоторые ученики уже своих детей ко мне приводят, приятно, конечно.

По словам тренера выступить на международных состязаниях Ярославу предложили после того, как в июне этого года на XXIII Международном турнире по вольной борьбе на призы заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона мира, серебряного призёра Олимпийских игр Сергея Смаля он встретился с лучшими борцами Беларуси в своем весе и выиграл.

На XXIII Международном турнире по вольной борьбе на призы заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона мира, серебряного призёра Олимпийских игр Сергея Смаля
На XXIII Международном турнире по вольной борьбе на призы заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона мира, серебряного призёра Олимпийских игр Сергея Смаля

Поездку в Рим помогли организовать и профинансировали: отдел образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома, ОАО «Речицкий метизный завод» в лице директора Виктора Самончика, Белорусский газоперерабатывающий завод в лице Сергея Пашкова. А главный спонсор, куратор и поддержка – брат Ярослава Валентин Славиковский.

И студент, и атлет

– Ох, а что с глазом? – интересуюсь у Ярослава, и правда сдержанного вежливого юноши, зашедшего в кабинет директора «Олимпа» Алексея Евдокимова.

– Это ж вам не шашки, Марина, там бьют. И с душой бьют! – цокает языком Алексей Алексеевич. «Да, это после боя», – подтверждает новоиспечённый бронзовый призер Европы. Он, как меня и уверяли, серьезен, собран – такой молодой спартанец. Парень не суетится, подбирает слова и крайне здраво рассуждает.

Борьба, как рассказывает, понравилась Ярославу с первой тренировки: «Было комфортно, всё показалось каким-то родным, своим что ли. Очень приятно было работать с тренером Владимиром Леонидовичем, он доброй души человек, всегда готов помочь».

– В каком возрасте ты решил, что борьба – это всерьез и надолго?

– В 14–15 лет случился такой осознанный момент, когда я понял, что нужно принимать решение: либо заниматься с максимальной отдачей, выжимая из себя всё, либо сходить с этого пути и искать другой.

– Английский начал изучать еще в школе?

– Да, базу по английскому получил в СШ № 7, ходил к репетитору. Затем продолжил изучать язык в Минске.

– Предполагал, что впереди международная спортивная карьера, и он будет необходим?

– Скорее учил для себя. О школе в Америке мечтал, но это казалось чем-то недостижимым. Мы об этом всегда говорили с братом: как попасть, как зацепиться. По итогу, именно он сыграл существенную роль при зачислении: общался с тренерами, разными людьми несколько лет, налаживал контакты, звонил, напоминал обо мне.

Ярослав и Валентин СЛАВИКОВСКИЕ
Ярослав и Валентин СЛАВИКОВСКИЕ

– Что в школе доставляет больший стресс: незнакомая обстановка, чужой язык, интенсивная учебная программа?

– Я с детства ездил на сборы, потом учился в Минске – привыкать к новому коллективу, тренерам и адаптироваться мне не впервой. Другое дело – языковой барьер. Понадобилось два-три месяца, чтобы его преодолеть. Особенно это касается разговорной речи, так как преподаватели говорят все-таки на более понятном, правильном языке. Учиться, да, тоже непросто: требования высокие, чтобы получать хорошие оценки, нужны серьезные усилия. Полдня ты на занятиях, а вечером, как оказываешься в комнате, садишься за эссе, математику или еще какие-то науки. И так каждый день. Плюс ежедневно по две тренировки: утром и вечером. В школе приходится быть и студентом, и атлетом, комбинировать. Я бы даже сказал, что приоритет там отдается учебе. Поэтому, если хочешь чего-то добиваться в спорте, приходится самостоятельно делать на него ставку.

– Совпали ли ожидания от учебы с реальностью?

– В основном, об учебе в Америке я судил по фильмам, журналам. На деле же всё проще, меньше стереотипов. Например, нет крутых крупных парней, которые третируют ребят-ботанов в очках. Хотя полностью судить об американском образовании не могу – наша школа все-таки не стандартная и очень либеральная, много иностранцев. Также из-за этого мне трудно рассуждать вообще об Америке – мы почти как в лагере, мало контактируем с местными. На выходные можем куда-то выехать. Недельные каникулы даются в честь Дня благодарения в ноябре, можно отправиться в Бостон или Нью-Йорк. Но там мы проводим время, как и все туристы: не учимся, не работаем. Так мало что можно понять о реальной жизни.

– Ты можешь выбирать предметы или есть общая программа?

– Есть обязательные, есть на выбор. За год нужно изучить шесть курсов: в полугодовой семестр три предмета. В первый год у меня из курсов были: два курса английского, две математики, физика и химия. Второй год: американская литература (обязательный предмет), математика, физика – их я выбрал сам – в первом семестре, обязательные биология, религия и история – во втором.

– У тебя правильная речь, русскую литературу тоже читаешь?

– Когда учился в Беларуси, да, читал много, старался не быть дураком.

Путь к медали

C 30 июля по 5 августа на коврах спортивного комплекса Centro Olimpico – PalaPellicone в Риме прошло континентальное первенство – 2018 по вольной, женской и греко-римской борьбе среди юниоров. Ярослав завоевал бронзовую медаль по вольной борьбе: в схватке с украинцем уложил его на лопатки.

– Тяжело описать весь путь к этой медали – начиналось всё не год и не два назад. Это исполнение мечты, и результат не только мой, но и брата, мамы Татьяны Валерьевны и всех людей, которые помогали, вкладывались в меня: тренеры, спарринг-партнеры.

– Помнишь, как проходил бронзовый финал?

– Перед боем была разминка, я долго ждал выхода своего веса – он шёл заключительным: мы, что называется, закрывали шоу. Ощущения незабываемые, организм от количества эмоций – волнение, страх, предвкушение – на пределе. Внутри всё вибрирует. Это круто, но проходить каждый день через такое я бы не стал. В голове крутилось много мыслей: не хотелось облажаться, не хотелось остаться туристом.

– Остаться туристом – это про что?

– Мы так между собой шутим: если медали нет, то ты просто турист, который приехал, посмотрел город, пофотографировал и уехал домой.

– После схватки как долго отходил?

– Первое время я был в эйфории: веселый, счастливый, активный. Нужно было еще понять, что произошло и что именно твою руку подняли вверх, ты выиграл. Организм еще не успевает выдохнуть. Но это быстро проходит. Через день-два проявляются последствия: физическая усталость, леность, травмы. Нужно грамотно восстанавливаться, но лежать день на диване – тоже не вариант. Нужна минимальная физическая активность, бассейн, прогулки, умеренное питание.

– Наверное, как и любой спортсмен, ты ехал за первым местом. Что почувствовал, когда понял, что оно ускользнуло?

– Я проиграл грузину. Он объективно был сильнее. Есть ребята, которые воспринимают поражения легко, я же расстроился. Меня долго не отпускало. Потом понял, что борьба продолжается, еще есть шанс призового места, и руки опускать рано.

– Кому первому позвонил, когда понял, что стал бронзовым призером?

– Брату. Это был роуминг, но каждая секунда этого разговора того стоила. Он тот человек, без которого бы не было этой победы. Человек, который воспитывал меня, обу-чил всему, что знаю.

Следующая цель – университет

– В этом году я начинаю готовить документы для подачи в несколько университетов США. У всех разные требования, для каждого нужно подготовить эссе на заданную тему, плюс одно общее. Это всё будет осенью, так как в ноябре–декабре уже должны приходить ответы. Планирую пока поступать на экономический факультет.

– Обучение везде платное?

– Да, бесплатного образования как такового нет. Но есть система финансовой помощи, которая вычисляет, сколько определенная семья может позволить себе платить за учебу.

– Ты продолжишь выступать за Беларусь, обучаясь в университете?

– Если представится еще раз такая возможность и тренеры дадут шанс – конечно, у меня белорусский паспорт. Основная проблема в том, что меня нет в Беларуси, грубо говоря, девять месяцев из 12, я пропускаю основные соревнования и отбор на чемпионате республики. За Штаты я выступать не могу – нет гражданства. Даже если в теории выиграю отборочный чемпионат, на чемпионат мира не полечу.

– А как же победа в марте, ты стал чемпионом США?

– Это не были отборочные состязания. Перед отборочными проводят пару чемпионатов для борцов со всей страны по так называемой коллежской американской борьбе, она немного отличается от вольной.

Чемпионат США, март 2018 г.
Чемпионат США, март 2018 г.

– Если поступишь и окончишь университет, планируешь остаться в США?

– Еще рано об этом говорить, и решение принимать тяжело – я не знаю, что будет через четыре-пять лет, какие откроются возможности. Уверен, если хорошо зарабатывать, можно жить где угодно.

– Что тебя мотивирует?

– То, что я вышел из Речицы, из далеко не самой богатой семьи – родители развелись, когда был маленький, мама работала учителем химии и биологии, – и то, чего уже добился. Конечно, я не думаю об этом каждое утро, когда просыпаюсь: в этот момент я, как и все, спешу на учебу, прокручиваю в голове что-то рутинное. Но в трудные минуты или очень важные – вот как на чемпионате Европы – всегда об этом вспоминаю. Еще моя мотивация – это мама и брат. И цель – добиться чего-то в жизни.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети