Культура > Музыка

1656

Таланты земли Речицкой. Александр Капуза. Дышать в одном ритме с оркестром

 +

Кто такой человек-оркестр? Ну, например, тот, кто многое умеет и виртуозно это совмещает. Но всё-таки, несмотря на то что Александр Капуза как раз из такой категории, в отношении слова «оркестр» у него имеется другой статус. Александр не только преподаватель музыкальной школы искусств, музыкант, вокалист, но и дирижёр оркестра имени Г. Д. Лазаревича. Незадолго до Дня работников культуры нам удалось немного побеседовать.

– Александр, как пришли в преподавание, музыку?

– Родители очень любили петь и отдали меня в музыкальную школу, чтобы хоть кто-то в семье мог аккомпанировать. Что я потом часто и делал. Моим преподавателем был Анатолий Иванович Рудь. По окончании школы поступил в тогда ещё училище им. Н. Ф. Соколовского, окончил его в 1991 году. Около 15 лет отработал преподавателем в той же музыкальной школе, где и учился. Затем некоторое время трудился в ЖКХ: возглавлял клуб, в общем, поднимал культуру. Через какое-то время вернулся в школу: преподавателей было мало, и я принял предложение стать учителем в музыкальной школе в Озерщине, чуть позже меня перевели на Ритм. Работаю там до сих пор. Мой основной инструмент – балалайка.

– Какими ещё владеете?

– Да почти всеми. Вот сейчас преподаю гитару: очень много детей хочет овладеть именно этим инструментом.

– Как вы стали дирижёром?

– В училище, помимо всего прочего, преподавали и дирижирование. После его окончания мне предложили продолжить учебу в Могилевской консерватории именно по этой специальности. Но тогда я хотел попробовать себя в других направлениях и отказался. Тем не менее навыки быстро пригодились: уже как педагогу музыкальной школы мне в то время довелось дирижировать детским оркестром.

– И чем принципиально отличаются взрослый и детский оркестры?

– Со взрослыми и опытными музыкантами ты пришел и дирижируешь, а детей нужно обучать, заниматься с каждым по отдельности по партиям, а только потом собирать их воедино.

– Как началось ваше сотрудничество с оркестром Лазаревича?

– Я в оркестре с 12 лет вообще-то… Играл еще будучи школьником. После довелось быть помощником дирижёра – тогда им еще был Рудь. И вот в 2017-м предложили стать дирижёром. Хочу сказать спасибо всем членам оркестра, которые очень помогают. И особенная благодарность – концертмейстеру Александру Константиновичу Заикину. Ведь чтобы сыграть пьеску, нужно сначала её написать: составить и разложить каждому инструменту партии – вот этим он как очень грамотный музыкант и занимается. Моя же основная работа –
собрать все инструменты воедино, чтобы оркестр зазвучал.

– Кто выбирает репертуар?

– Все вместе. У нас есть вокалисты, которые обычно предлагают, что именно могли бы исполнить. Мы обсуждаем, рассматриваем варианты и возможности их воплощения.

– Сможет ли любой музыкант стать дирижёром, какие нужны умения, навыки?

– Дирижёр должен знать, как звучит каждый инструмент, должен уметь его слышать. И без навыков дирижирования, безусловно, тоже не обойтись: не будешь же ты хаотично взмахивать руками без понимания. Нужно знать, как показать, какому и когда инструменту вступать. Дышать вместе с оркестром.

– Подождите, вы хотите сказать, что во время исполнения дирижёр и музыканты дышат в унисон?

– Конечно. Я приподнимаю руки с палочкой – это знак «внимание», после показываю руками, что вдыхаю и даю таким образом знак – мы начинаем. Вдох – и оркестр вступил. Оркестр смотрит и на партитуры, и на дирижёра – замедляется или, наоборот, ускоряется, ловя темп.

– Какие победы у оркестра были за этот год? С учетом пандемии и отмены многих конкурсов.

– В июне мы стали лауреатами II степени в номинации «Инструментальная музыка (оркестры)» Международного фестиваля искусств «Молодечно CityArt – 2020». Выступали с композицией «Песняроў».

– Вы как дирижёр проявляете жёсткие черты характера или вам ближе противоположное?

– Нет, я стараюсь быть мягким, доброжелательным. Потому что дирижёр без коллектива – никто.

– Но и без дирижёра коллектив не будет звучать слаженно, не будет баланса?

– Да, мы нуждаемся друг в друге, поэтому всё должно быть только по любви.

– Какая музыка лично вам всегда поднимает настроение?

– Из народных мне нравится Пелагея, «Белый день», мозырские «Сваякi», «Песняры» – на последних я равняюсь. Из зарубежных: Queen, Scorpions, Metallica, AC/DC.

– Может, что-то исполняете из актива любимых рок-групп как вокалист?

– Нет, я учил немецкий, с английским не очень. И придерживаюсь правила: или делать хорошо, или вообще не делать.

– А из современных исполнителей кто импонирует?

– NILETTO, Юта, Artik & Asti тоже интересно работают.

– Слушаете музыку в наушниках в свободное время?

– Нет, у меня ежедневная большая нагрузка на слух от колонок, поэтому дополнительно нагружать его не хочу. Чаще всего включаю любимую музыку в машине, в дороге.

– Вы, помимо прочего, поете не только в рамках концертов, но и в ресторанах, на свадьбах, других праздниках. Какие композиции чаще всего вас просят исполнить?

– В моем репертуаре около 600 песен. Но да, есть те, которые приходилось исполнять иногда и по десятку раз за вечер: люди просили и просили, а я не мог отказать, потому что им нравилось, они радовались. Очень любят песни про прекрасных дам: «Ах, какая женщина», «Я люблю тебя до слёз» и всё в таком духе.

– Что пожелаете всем, кто работает в сфере культуры перед праздником?

– Я хочу пожелать не только работникам культуры, считаю, что это общечеловеческий праздник, так как культура должна быть близка каждому. Желаю всем быть добрее и побольше общаться друг с другом: не по телефону, не в соцсетях, а лично – пока ещё ничто не способно заменить человеческого общения глаза в глаза.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity