09/05/2018

Люди земли Речицкой: Николай Сивуха. Был танкистом и педагогом…

В когорте моих наиболее именитых земляков и ветеран Великой Отечественной войны, дважды орденоносец, бывший учитель Ровенскослободской школы Николай Сивуха.

В когорте моих наиболее именитых земляков и ветеран Великой Отечественной войны, дважды орденоносец, бывший учитель Ровенскослободской школы Николай Сивуха.

из семейного архива Н. Сивухи: семья почти в полном сборе
из семейного архива Н. Сивухи: семья почти в полном сборе

Николай Петрович родился в 1921 году (д. Ровенская Слобода). Его родители, Петр Васильевич и Евгения Леонтьевна, сызмальства трудились на земле, показывая тем самым пример детям.

В 1939-м Николай был призван в Красную Армию. Служить довелось на Украине в составе экспериментально-секретной радиолокационной установки в качестве водителя автомашины (на одной – приёмная антенна, на другой – антенна передающая).

В первые же дни Великой Отечественной войны станция передислоцировалась к Харькову. Ее расчет обеспечивал наблюдение за небом на многие сотни километров. Помимо этого – оповещение воздушной тревоги в случае появления над многими городами страны немецкой авиации.

При отступлении радиолокационная часть попала в окружение. Это случилось в районе реки Северный Донец (южнее Харькова).

Пробившись к своим (до этого выполнил задание по уничтожению станции), Николай Сивуха прошел краткосрочные курсы по подготовке механиков-водителей. И уже на танке в составе 55-й танковой дивизии 44-й армии (Закавказский фронт) участвовал в операции «Сочувствие», проходившей на территории Ирана, основная задача которой не допустить наступления немцев со стороны Турции и Ирана в направлении Кавказа к азербайджанской нефти (с 25 августа по 17 сентября 1941 г.).

В начале 1942 г. 55-я танковая бригада была переброшена на Крымский фронт, где начались оборонительно-наступательные бои (Керченский перешеек). Особенное ожесточение они приняли с 9 по 11 мая в районе Огуз-Тобе и станции Семисотка. В результате почти все боевые машины дивизии оказались потерянными. Пришлось отступать в направлении Керчи и переправы через пролив (20 мая), неся большие потери. Уцелевших танкистов последним катером переправили через Керченский пролив в Краснодар. Затем – переформирование с направлением в Сталинград.

В июльские дни 1942 г. танки Т-34, сходившие с конвейера Сталинградского тракторного завода, без промедления шли на вооружение 55-й бригады. Новую боевую машину получил и Николай Сивуха.

Находясь в наиболее горячей точке Сталинградского фронта, 55-я сдерживала немецкое наступление в большой излучине Дона (правый берег) в районе селения Калач-на-Дону. Именно этот населенный пункт был главным направлением вражеского наступления, так как переправа в Калаче открывала наикратчайший путь к Сталинграду.

Обойдя ночью город с северо-востока, танкисты, в числе которых и наш земляк, были переброшены на Дон (район Калача), где развернулась переправа. Немцы это обнаружили. Танкисты были вынуждены вступить в сражение, подвергаясь массированной бомбежке вражеской авиации. Затем бои с элитными танковыми частями вермахта.

У всех нервы, как говорится, на пределе. Нередко не выдерживала техника. Однако танкисты стояли насмерть.

После первого ранения и контузии Н. Сивуха только два дня проходил лечение, после чего вновь в бой. Было, что за день менял до трех экипажей, ибо те, с кем шел в бой ранее, были убиты или же ранены.

Первого августа осколком вражеского снаряда был серьезно ранен и Николай Петрович. Вот как повествуется о том дне в наградном листе: «Находясь на фронте Отечественной войны в составе 2-го танкового батальона 55-й танковой бригады Сталинградского фронта в должности механика-водителя танка Т-34, в ожесточенном бою 1 августа 1942 года уничтожил своим танком до 30 немецких солдат, 3 пулеметные огневые точки противника и одну противотанковую пушку. В этом ожесточенном бою, т. е. 1 августа 1942 года, тов. Сивуха был тяжело ранен осколком снаряда».

Из горящего танка Н. Сивуху вытащили его боевые товарищи. Однако посчитали, что он уже мертв, так как лицо, руки, значительная часть тела были сильно обожжены.

Похоронная команда к братской могиле принесла и его. Уже лежал на краю могилы. А на ногах – полученные накануне боя хромовые сапоги. Солдат похоронной команды решил снять с «мертвого» хорошую обувь, а тот очнулся да и застонал от боли. Вот так сапоги и спасли ему жизнь.

После тяжелейшего ранения Николай Петрович оказался в руках медиков госпиталей Саратова, Сталинграда, Барнаула, Джамбула, Ташкента. И они, врачи, боролись за жизнь Н. Сивухи на протяжении девяти месяцев: делали пересадки кожи, возвращали слух и зрение. Вселяли уверенность, что он будет не только жить, но и найдет жену, будет растить детей. Словом, радоваться жизни.

Так оно и случилось.

К концу 1943 года Николай Петрович возвратился в только что освободившуюся от немецко-фашистской оккупации родную Ровенскую Слободу.
На груди – два ордена Отечественной войны, несколько медалей.

Принимал активное участие в работах по разминированию. Одновременно работал учителем в местной школе. Летом 1944 г. окончил курсы подготовки педагогов.

9 мая 1945 г. (День Победы) заключил брак с местной красавицей Марией.

Откликнулся на призыв районных властей и вместе с семьей направился в Западную Беларусь для налаживания там системы народного образования.

В 1947 году был назначен директором школы деревни Ласицк Пинского района. Работать довелось в суровых условиях активного действия бандформирований. Имел даже пистолет, предназначенный как для личной защиты, так и для доставки из райцентра заработной платы для коллектива школы.

Было, что бандиты угрожали и ему, и Марии Игнатьевне, жене. Разбивали камнями окна его избы. Однако его, прошедшего сражения под Сталинградом, было не запугать. Продолжал обустраивать школу и совершенствовать учебный процесс. Пользовался искренним уважением родителей учеников.

Во время работы в Западной Беларуси заочно окончил Пинский государственный учительский институт. Был принят в члены КПСС.

 В 1954 году Николай Петрович стал директором семилетки деревни Лосичи. Многое сделал и в этой школе.

К сожалению, о нем не забыли те, которые и до 1960-х прятались в лесу. Они готовили (сообщили сельчане) пожар его дома, а самого грозили убить.

В августе 1958 года Николай Петрович, опасаясь за семью, возвращается в Ровенскую Слободу. Работает директором Александровской семилетки, затем – Андреевской.

С ноября 1963 года вновь учительствует в Ровенской Слободе. И так по октябрь 1981 года.

Излишне говорить, каким огромным уважением и любовью Николай Петрович пользовался и среди учеников, и их родителей. Подспорьем в этом были его чрезвычайная скромность и человеколюбие.

В центре Ровенской Слободы своими руками построил большой и уютный дом, ставший украшением улицы. Вместе со своей Марией Игнатьевной, также учителем, вырастили и воспитали семерых детей. Помогли им получить достойное образование. И теперь они, дети, в Ровенскую Слободу обязательно да приезжают на Радуницу, чтобы возложить цветы у места захоронения дорогих родителей.

А кем они стали (в живых шестеро, кроме сына Александра)?

Леонид – переводчик, живет в Гомеле. Владимир – профессиональный художник, работал на областном телевидении. Валентин после окончания института нефти и газа трудится на Севере (г. Нефтеюганск). Дочь Валентина окончила Мозырский педагогический институт, педагог Ровенскослободской средней школы. Еще один сын, Виктор (окончил Брестский педагогический институт), – также педагог, живет и работает в Еремино (Гомельский район). Дочь Ольга – один из специалистов гомельского предприятия «Кристалл».

Вот такие родители и такая семья. Достойная, чтобы о ней было рассказано и на странице «Дняпроўца».



--- взято с сайта dneprovec.by ---