Общество > Персоналии

3886

Люди земли Речицкой. Джон Агафонов. В нем сплав труда, романтики и песни

 +

На днях ветеран-общественник, один из ведущих и популярных солистов ряда самодеятельных творческих коллективов нашего города Джон Андреевич Агафонов принимал многочисленные поздравления в связи со своим 80-летним юбилеем. Почти полстолетия он щедро дарит свое мастерство и талант жителям Речицкого региона и Гомельщины. В составе народного ансамбля песни и танца «Дняпро», районного хора ветеранов он успешно представлял Речицу на областных, республиканских, международных конкурсах и фестивалях. Несмотря на солидный возраст, различные почетные звания и титулы, знающие его речичане и почитатели таланта и сегодня с теплотой и уважением зовут просто: «Наш Джон».

Редкое имя

Это редкое и неславянское имя при рождении дали ему неспонтанно. В 1938 году в Речице с активной помощью специалистов из США производились реконструкция и оснащение передовым лесопильным и деревообрабатывающим оборудованием лесозавода им. Кирова, крупнейшего по тем временам в республике.

Отец нашего юбиляра Андрей Никифорович, тогда молодой, деятельный, артистичный от природы, возглавлял заводской профсоюзный комитет и с большой популярностью руководил там же духовым оркестром. Под стать ему была и жена Ирина Тимофеевна, обаятельная и энергичная женщина, тоже работавшая на лесозаводе и виртуозно игравшая на трубе «Альт» в том же оркестре. У молодой семьи было немало друзей и знакомых. Когда в августе 1938-го у четы Агафоновых родился первенец, на семейном совете с одобрения администрации завода и общественности было решено: в знак интернациональной солидарности и дружбы народов назвать его распространенным у американцев именем Джон. Вполне понятно, что именины новорожденного справили своеобразно, с белорусским хлебосольным размахом и американским колоритом.

А немного позже в ходе репрессивных компаний А. Н. Агафонову и его единомышленникам этот интернационально-патриотический порыв едва не стоил «расстрельной» статьи за чуждую и враждебно-буржуазную пропаганду.

Первые ступеньки в жизни

Начало биографии Джона Агафонова было обычным для тех тяжких лет. Немецкую оккупацию пережил вместе с матерью, младшим братом и сестрой у своих родственников в д. Холмеч. Отец воевал в Речицком партизанском отряде им. Ворошилова, позже на фронте, израненный возвратился домой. Вскоре стал работать художественным руководителем в заводском клубе. В послевоенном 45-м Джон пошел в первый класс Речицкой СШ № 7. Учился успешно, проявляя способности к точным наукам. Был чемпионом школы по шахматам, увекался художественной самодеятельностью, старался вырасти физически крепким. Но не стало отца, и Джон, окончивший 8 классов, чтобы не быть обузой для матери, оставшейся с тремя детьми, поступает в Гомельское речное училище, где курсанты находились на полном гособеспечении. Обучаясь там, посещал и вечернюю среднюю школу. На последнем курсе училища увлекся популярным в то время парашютным спортом в областном аэроклубе и делал там успехи.

По окончании училища 18-летний Джон Агафонов держал в своих руках новенький диплом со специальностью «Рулевой речного и озерного плавания», аттестат зрелости об общем среднем образовании и направление в Украину, где его ждала работа в Запорожском речном порту им. В. Ленина.

Это было хорошим стартом для его дальнейшей жизни.

Свой трудовой путь Джон Агафонов начал рулевым-мотористом пассажирского теплохода ПТ-150 в Запорожском речном порту. Хорошие теоретические знания, присущая целеустремленность способствовали ему в профессиональном становлении, а продолжающиеся тренировки и прыжки с парашютом в Запорожском аэроклубе укрепляли его физическую закалку и волю в характере.

Испытание небом

И неслучайно призванный через два года на срочную военную службу Джон Агафонов попадает в г. Витебск, в элитную 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. Проявляя свою физическую подготовку и лидерские качества, он с успехом проходит здесь нелегкие и жесткие армейские ступеньки от курсанта учебной школы до замкомандира взвода и инструктора по парашютно-десантной подготовке новобранцев.

Джон Агафонов второй справа
Джон Агафонов крайний справа

Как воина-отличника Джона Агафонова принимают в члены КПСС; по рекомендации командования направляется и успешно оканчивает заочную вечернюю партийную школу при политуправлении дивизии. Это считалось престижным и перспективным. Популярным становится гвардии-сержант Агафонов и на армейской сцене как ведущий солист вокально-инструментального ансамбля.

Рассказывая о тех своих, уже далеких и богатых на романтику, армейских буднях, ветеран подчеркивает: «Общественная работа в армии давала определенные льготы и поблажки. Но я как младший командир и инструктор-парашютист отдавал себе отчет, что прежде всего от меня требуется личный пример во всем для молодых солдат, особенно в дисциплине, смелости и боевой выучке. Ведь учебно-тренировочные полеты и прыжки с парашютом десантники совершают днем и ночью, на лес и на воду. И каждый прыжок – это испытание. А инструктор-парашютист всегда в ответе за безопасность и жизнь своих воспитанников».

Крылатый певец

«И если на учениях всё проходило благополучно и удачно, – продолжает ветеран, – в небе нередко под раскрытыми куполами парашютов звучала звонкоголосая песня. Так я и мои сослуживцы отмечали свой очередной победный успех. Невольно спрашиваю ветерана: «А было ли ему самому, уже опытному десантнику, когда-нибудь страшно прыгать с парашютом, особенно ночью? Ведь при этом не всегда гарантируется жизнь».

Призадумавшись, бывалый десантник говорит: «Да, иногда не всё было гладко. Были и отказы парашютов, и схождение куполов, и жесткие приземления на запасных парашютах, и предательский холодок в груди от близости к той черте, за которой… Хотя парашютный спорт – удел избранных, но даже самый мужественный человек никогда не привыкнет к страху; он просто привыкает жить с ним.

Парашютист, как и сапер, ошибается один раз. И цена этой ошибки – жизнь. К счастью, за более чем 60 прыжков я не допустил ни одной серьезной ошибки и ни один из моих курсантов-воспитанников не пострадал по моей вине».

Дивизионное начальство видело для Джона Агафонова хорошие военные перспективы, однако он на все заманчивые предложения отвечал: «Военная служба, безусловно, – настоящий университет, но я не хочу быть в нем вечным студентом, обремененным уставами, приказами и рутиной».

Дорога в трудовую жизнь

Достойно исполнив свой воинский долг, Джон Агафонов в парадной форме ВДВ и в погонах младшего лейтенанта приезжает в Минск. Успешно сдав вступительные экзамены в политехнический институт, становится студентом механико-технологического факультета. Однако из-за материальных затруднений на третьем курсе оставляет учебу.

По возвращению домой устраивается работать водителем тяжелой техники в РУТТ – Речицкое управление технологичного транспорта объединения «Белоруснефть». Заочно оканчивает Гомельский дорожно-строительный техникум и продолжает работать там же механиком, затем мастером по ремонту автомобилей.

Но его, энергичного, волевого и творческого по своей натуре, постоянно влекли неизведанные дали и присущая ему романтика. Окончив открывшиеся курсы по подготовке машинистов новейших и мощнейших технологических агрегатов – вышкоподъёмников «А-50» (грузоподъемность 50 тонн), Джон Агафонов добивается перевода на работу вахтово-экспедиционным методом в БУБР – Белорусское управление буровых работ в Западной Сибири.

Земля романтиков

В суровых сибирских условиях, порой в нестерпимые 50-градусные морозы, требовавшие крепкого здоровья, стойкости и выносливости, Джон Агафонов на протяжении целых 20 лет, работая на разных должностях в составе буровых подразделений, добывал из труднодоступных недр нелегкое черное золото. А это были заполярные Нижневартовск, Самотлор, Вынгапур, Губкинский и другие регионы.

И сегодня даже по прошествии почти двух десятков лет ветеран-нефтяник с ностальгией говорит: «Жизнь на Севере была у меня нелегкая, кочевая, в нередко продуваемых насквозь бытовках-вагончиках, да и в спецовках «южного» исполнения. Хотя было тяжело, но весело. Наверное, потому что были молодыми, не пасовали перед трудностями, работали с энтузиазмом. Но суровый северный экзамен сдавали не все. Я же навсегда остаюсь романтиком этого далекого края».

Стержнем, основой успеха в любом деле Джон Андреевич называет такие слагаемые, как профессионализм, ответственность и радость труда. Эти качества пронес он через всю трудовую жизнь.

В своей памяти ветеран сохранил имена многих коллег-нефтяников, с которыми пришлось долгое время работать; тех, у которых учился, и тех, кого он обучал, давал путевку в жизнь. Среди них: Б. И. Езотченко, А. Н. Станков, А. И. Кечко, О. Н. Шунтиков, возглавлявшие коллективы РУТТ, а также Г. А. Абрамян, Б. С. Газиянц, начальники БУБРа.

Тепло отзывается юбиляр и о своих друзьях-вахтовиках А. А. Лозовском, В. В. Комарове, А. В. Кочкурове, М. Н. Ременчике – буровых мастерах, а также о машинистах технологических агрегатов О. А. Хохловском, П. Т. Крезубе, В. Н. Шатоне и других. «Это были ювелиры своего дела и просто стойкие, трудолюбивые люди, – говорит Агафонов. – Многих из моих коллег уже нет, но их дело достойно продолжает нынешнее поколение нефтяников».

Творчество и спорт

Значимая страница нашего героя – его активная творческая работа, участие в городских и районных культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

«Художественная самодеятельность и спорт – неотъемлемая часть моей жизни, – говорит Джон Агафонов. – В них вложены душа, много труда и энергии».

Как отмечалось уже, более 40 лет он был постоянным участником и солистом народного ансамбля песни и танца «Дняпро» при Речицком ГДК.

«Мне посчастливилось в составе этого ансамбля выступать, – вспоминает ветеран, – на сценах Гомеля, Минска, Москвы, Киева, Кишинева и других городов».

«Джон Агафонов – жизнерадостная натура, многогранно одаренный человек. Песни в его исполнении выделяются широтой диапозона, своей лиричностью, порой мягким юмором, – говорит известный речицкий музыкант и композитор В.П. Мельников. – Они тепло воспринимаются публикой, получают высокую оценку специалистов и аплодисменты слушателей».

В 1986 году более 20 раз Джон Агафонов с участниками анасмбля «Дняпро» выезжал с концертами для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС в разные населенные пункты Брагинского и Хойникского районов, в том числе в 30-километровую зону. Тогда для многих это служило настоящим вдохновляющим примером и гражданским патриотизмом. В том же году за активное участие в культурном обслуживании трудящихся районов зоны ЧАЭС Джон Агафонов в числе девяти творческих активистов Гомельщины был награжден Почетными грамотами Министерства культуры СССР и БССР.

А решением управления культуры Гомельского облисполкома Д. А. Агафонову было присвоено почетное звание «Артист народного ансамбля».

В 1988 году на Всесоюзном смотре-конкурсе самодеятельного художественного творчества в Москве он стал лауреатом, и за высокое вокально-исполнительское мастерство был награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.

В дни, свободные от сибирских трудовых вахт и многочисленных концертных поездок, у Джона Андреевича было и другое увлечение – физкультура и спорт. В его спортивной копилке первые разряды по легкой атлетике и лыжам, шахматам и шашкам, ряд призов, дипломов и других наград.

Выходит, правду говорят, талантливый человек талантлив во всем.

«Бог и родители дали мне здоровье и дарование петь и заниматься спортом по сегодняшний день. Романтика, сцена и спорт помогают всегда мне по жизни», – делится ветеран.

Из личного

Речица от рождения для Д. Агафонова – родной город. Здесь он встретил надежного спутника жизни. С женой Нелли Ивановной, работавшей долгое время в Речицком ткацком объединении, дружно прожили 52 года, поставили на ноги сына Андрея, продолжающего ныне дело отца, работая оператором-нефтяником. К сожалению, три года назад Нелли Ивановны не стало. А Джон Андреевич активно участвует в поддержке двоих своих любимых внучек и трех правнуков. Все они живут в Речице.

И сегодня наш герой-юбиляр по-прежнему энергичен, с задором в глазах, полон интереса к общественной жизни – неустанный солист народного районного хора ветеранов, как капитан в отставке – активист Речицкой общественной организации Белорусский союз офицеров. Нередко выступает перед призывной молодежью и в школах города.

Пусть долгими будут Ваши года, Джон Андреевич, с огоньком, энергией и песенным творчеством!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети