Общество > Персоналии

5253

Право и дело Почетного работника прокуратуры Республики Беларусь Виктора Борисовича БУДКОВА

 +

В прошлом году прокуратура Гомельской области отмечала 95-летие. Значимым событием юбилейной даты стало издание книги, раскрывающей ее богатую историю, рассказывающей о сотрудниках, внесших наиболее значимый вклад в дело становления порядка и законности. Один из них – Виктор Борисович БУДКОВ.

Рассказ о нем оправданно предварить упоминанием двух уроженцев Речицкого района, благодаря которым появилась книга «Прокуратура Гомельской области. 95 лет. История и современность» (Гомель, «Гомельская праўда», 2017 г.). Это прокурор Гомельской области Виктор Николаевич МОРОЗОВ и Олег Антонович ЛИТОШКО (ветеран прокуратуры; подготовил несколько основных очерков).

В. Будков во время работы в Речицкой районной прокуратуре
В. Будков во время работы в Речицкой районной прокуратуре

А теперь о В. Будкове.

Родился в г. Павлово Горьковской области (Ныне Нижегородская, Российская Федерация)
8 октября 1948 г.

Отец и мать – участники Великой Отечественной войны. Борис Семенович, отец, старшина, фронтовыми дорогами дошел до Кенигсберга. Ольга Митрофановна, мать, – партизанка одного из отрядов, оперировавших на Могилевщине.

Став мужем и женой, решили строить семейный быт на его родине. Позднее переехали в деревню Каменные Лавы Шкловского района. Фамилии носили разные: она – Будкова, он – Серов.

А когда родилась дочь Тамара, то решили расписаться на фамилию Серов.

Виктору пришлось учиться в школе белорусской.

В 1967 г. настало время службы в Советской Армии. Попал в Военно-морской флот. Здоровье, как известно, там требуется недюжинное. Особенно матросам-водолазам. Им-то Виктор и стал.

Увольнение в запас – в 1971-ом.

Флот покидал с намерением получить не только высшее образование, но и специальность юриста. Неспроста: кличка со времени школы – «Шерлок Холмс». Ибо не раз становился горой за оскорбленных и обиженных, не боясь получить «по полной» от ребят более взрослых.

Стал студентом Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина. Диплом об его окончании получил в 1976-ом. В марте года следующего был назначен на должность следователя Жлобинской межрайонной прокуратуры. В коллективе, как вспоминает, была доброжелательная, товарищеская обстановка.

У него же дела, нередко требующие логического мышления, тщательного исследования обстоятельств совершенного преступления. Любая ошибка не только служебный «прокол», но и судьба тех, которые должны понести наказание за содеянное либо получить полное оправдание.

Одну из таких следственных задачек довелось решить летом 1979 года.

Межрайпрокурор Н. М. Крайников вызвал к себе. Кратко обрисовал суть случившегося, дал указание немедленно выехать с оперативной группой ГРОВД и судмедэкспертом А. Ю. Лещенко на место происшествия, где в недостроенном доме был обнаружен труп мужчины с ножевыми ранениями.

И вот место происшествия. Выясняется: вечером здесь состоялось шумное застолье, а утром хозяйка направилась разбудить гостей, чтобы те вновь заняли место за столом. И здесь, о ужас… Двоюродная сестра спокойно посапывает, а сожитель… в крови.

Сестра, проснувшись, растерянно залепетала: «Я не хотела… Была пьяной… Ничего не помню… Не знаю, как убила…»

Казалось бы: сложности для следователя никакой, ведь женщина безоговорочно берет на себя вину за убийство, хотя и ссылается на «не помню».

Довелось опрашивать всех, которые накануне убийства сидели за столом. Все, перечисляя друг дружку, собутыльников-компаньонов насчитывали 14.

Опрос повторный. И тут всплывает: был, хотя и время непродолжительное, и пятнадцатый. Это 17-летний сын хозяйки дома.

Допрос сестры хозяйки (сожительницы убитого). Она уверенно твердит одно и то же: была ссора, схватила нож, стала наносить удары.

– Сколько ударов? В какую область тела? Где нож?

Ответы последовали путаные. У Виктора же Борисовича сомнения. Несмотря на признательные показания сожительницы убитого, в его смерти, скорее всего, она, сожительница, не виновна. А здесь и сообщение: сын хозяйки дома… исчез.

Принятые мероприятия по его розыску успеха не принесли. Зато удалось установить: парень склонен к жестокости, воровству, злоупотреблению спиртным.

Через три дня после трагедии в недостроенном доме поступило сообщение транспортной милиции одной из железнодорожных станций Украины: задержан молодой бродяга из Жлобинского района.

Следователь В. Будков отправился за подростком вместе с работником ИДН. В ходе допроса всё, как говорится, и встало на свои места. Парню, поначалу юлившему, пришлось признаться: убийца он. А все случилось до банального просто.

После застолья отправился в недостроенный дом. На его самодельной кровати – двоюродная тетка с сожителем. Пьяные. Рядом бутылка вина.

Сердце будущего убийцы вспыхнуло праведным гневом. Вначале выпил содержимое бутылки, затем, достав из кармана нож, вонзил его спящему в шею. Тот захрапел и получил еще два удара, каждый из которых мог быть роковым…

Чуть протрезвев, поспешил на вокзал. На пригородных дизелях, без билета, добрался до Украины. Нож со следами крови выбросил в одном из туалетов, после чего был замечен и задержан транспортной милицией.

Орудие злодеяния довелось доставать с помощью магнита. «Мой», – подтвердил подросток. И это было не только признанием своей вины, но  и как бы подтверждением профессионализма молодого следователя Виктора Будкова.

– Виктор Борисович, – обращаюсь к собеседнику, – а сколько каверзных дел последовало позднее?

Понимаю: вопрос дилетантский, ведь повседневная работа сотрудника прокуратуры – постоянное испытание на профессионализм, сочетающееся с тонким знанием психологии участников происшествия. А ему, В. Будкову, довелось быть не только следователем Жлобинской межрайонной прокуратуры, но и прокурором.

Вначале Хойникского района (1982–1984 гг.). Тот «полесский период» Виктора Борисовича в строках его воспоминаний («Прокуратура Гомельской области. 95 лет. История и современность»): «…Направление в Хойники прокурором. Наверное, этот период был самым прекрасным и счастливым в моей жизни. За четыре года работы я узнал каждую тропинку и дорогу. Там я полюбил природу. Ходил на охоту. Работу в Хойниках считаю первой ступенькой становления меня как прокурора. И когда меня направили в Речицу на эту должность, для меня уже не существовало непонятных вопросов».

Отметим последнюю фразу. Она не бахвальство юриста, а реальная оценка своей профессиональной подготовленности. Ведь Речица и район – это не Хойники. И территорией, и количеством населения, и возможностями для совершения преступлений.

Коллектив Речицкой прокуратуры в 1997 г.
Коллектив Речицкой прокуратуры в 1997 г.

На должность Речицкого межрайонного прокурора заступил 30 ноября 1984 года. Впоследствии – прокурор Речицкого района. В почтовом сообщении областной прокуратуры о данном периоде плодотворного труда Виктора Борисовича следующее: «В. Б. БУДКОВ не только поддержал, но и приумножил авторитет прокуратуры в Речице и районе. За 20 лет им был создан сплоченный и профессиональный коллектив. За это время прокуратура Речицкого района стала отправной точкой для десятка сотрудников, работающих в настоящее время в системе прокуратуры на всей территории Республики Беларусь».

Всякие слова газетной полосы, даже самые лестные, требуют подтверждения хотя бы кратким упоминанием уголовных дел, что должны быть памятны речичанам и жителям района. Пожалуй, достаточно назвать основные: раскрытие «фантомаса»-насильника, многие жесточайшие убийства. А их сотни. Нераскрытыми остались убийство на метизном заводе, злодеяние в районе деревни Глинная Слобода и, пожалуй, еще не больше четырех-пяти.

У Виктора Борисовича был и «гомельский период» работы: прокурор отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел, прокурор Следственного отдела по важнейшим делам, старший прокурор по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры Гомельской области.

В числе основных наград  Виктора Борисовича –  нагрудный знак «Ганаровы работнік пракуратуры» Республики Беларусь
В числе основных наград Виктора Борисовича – нагрудный знак «Ганаровы работнік пракуратуры» Республики Беларусь

В числе основных наград – нагрудный знак «Ганаровы работнік пракуратуры» Республики Беларусь. Многократно поощрялся Генеральным прокурором Республики Беларусь и прокурором Гомельской области. Последняя значимая награда – медаль «25 лет Союза моряков Республики Беларусь», которая Виктору Борисовичу была вручена 8 июля нынешнего года.

А вот здесь-то следует констатировать: в 2000 году, когда российский флот постигла трагедии – на Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск», – Виктор Борисович не раздумывая дал телеграмму, в которой выражал согласие немедленно выехать на Балтику для оказания необходимой помощи в подводных работах. Неспроста: ведь до этого времени поддерживал навыки водолаза постоянными тренировками, в том числе и при выездах на море.

Прежде того, чтобы направить материал на подпись главного редактора, посчитал уместным обратиться к прокурору Гомельской области В. Морозову с вопросом: «Виктор Николаевич, какую оценку даете Будкову, у которого – СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ?» Ответ такой: «Виктору Борисовичу благодарны многие. Так, путевку в профессионализм он дал Сергею Викторовичу Гурееву (являлся заместителем министра внутренних дел), Сергею Борисовичу Беневоленскому (бывший прокурор Мозырского района), Ирине Георгиевне Макаревич (ныне возглавляет отдел кадров Гомельской областной прокуратуры), Анатолию Николаевичу Стрельченко (председатель суда Мозырского района). Под руководством Будкова проходила и моя практика. Его вклад в становление тех, кого назвал, в мое личное да и многих других, можно смело считать и действенной наукой юриспруденции, и настоящей служебной закалкой…»

Добавить, как думается, просто нечего.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети