Общество > Персоналии

4255

Валентина Неволина: «Другую жизнь я бы себе не выбрала»

 +

Жизнь каждого человека особенная и неповторимая. Когда я беру интервью, всякий раз получаю удовольствие от общения и от того, что познаю новые страницы человеческих судеб, таких разных и чем-то схожих, но всегда драгоценных обретенным опытом и мудростью.

В эти дни поздравления со славным юбилеем принимает достойнейший человек, хорошо известный в нашем городе и не только – Валентина Евгеньевна Неволина.

Детство и юность

Валентина родилась в семье военного в Барановичах Брестской области. С самых юных лет она узнала, что такое кочевая жизнь, ведь за годы службы её отец, Евгений Владимирович Поляков, переезжал 39 раз. Он был лётчиком, командовал полком, выходил в отставку в чине полковника. Войну заканчивал в Австрии, затем нёс службу в разных городах Беларуси, Украины, России, служил в Венгрии. Его полк был откомандирован на время и в Китай, чтобы обучать летному делу китайских летчиков. Мама Анна Григорьевна трудилась учителем математики, символичен тот факт, что Гомельский пединститут она оканчивала 22 июня 1941 г. С будущим мужем они учились в одной школе в Гомеле, а поженились в 1943 г., когда Евгений приехал на родину восстанавливаться после ранения, а потом – снова на фронт.

В семье росло три дочери: Наталья, Валентина и Ирина. Девочки шутили: «Нам не страшен серый волк, нас у папы целый полк!» Надо заметить, что семья могла быть много больше, но ещё трое деток, девочка и два мальчика, в разные годы ушли в мир иной.

Из детских лет ярко запомнилось, как отец привёз дочкам подарки из Китая: беличьи шубки, муфточки и красные сапожки. То-то девочки модничали! А ещё лакомились гостинцами – съедобными каштанами и мандаринами.

В г. Староконстантинове Хмельницкой области Украины семья прожила длительное время. Приехали туда, когда Валентина была в четвертом классе. Отец уже командовал ракетной частью, которую в одночасье секретно передислоцировали в Венгрию, да так, что мама и дочери только спустя полгода узнали, где находится их муж и отец. К зиме матери с детьми, которые учились в начальной школе, смогли переехать туда. Анна Григорьевна с младшей дочерью Ириной отправилась в дорогу, а Наталья и Валентина остались самостоятельно оканчивать школу. Это был 1963 год, Валя училась в восьмом классе. Мама периодически приезжала проведать дочерей, а они в свою очередь ездили в Венгрию на каникулы. Так продолжалось три года. Наталья окончила школу с золотой медалью в 1964 г. и поступила в медицинский в Минск, а Валентина – в 1966 г. с серебряной медалью и отправилась в Гомель обучаться на химико-биологическом факультете университета.

Родители вернулись в Староконстантинов, отец демобилизовался и попытался получить жильё на родине, в Гомеле. Однако сказали – надо подождать.

Комсомол стал судьбой

На последнем курсе вуза Валентина перевелась на заочное отделение, пошла работать на завод «Гомсельмаш», а ещё трудилась в вечерней школе. Работала в комсомоле: освобождённым заведующим сектором учета комитета комсомола на правах райкома, потом – заместителем секретаря комитета комсомола Железнодорожного района. После получения диплома её избрали вторым секретарем Железнодорожного райкома комсомола. К слову, в 18 лет Валентина уже была кандидатом на вступление в ряды коммунистической партии, куда вскоре была принята и избрана членом бюро Советского райкома партии. Как раз в 1974 г. в Гомеле был образован Советский район. Девушку избрали первым секретарем Советского райкома комсомола, куда вошли Железнодорожный, Центральный и Новобелицкий районы города. Как сейчас помнит Валентина Евгеньевна общее число комсомольцев – 12 255 человек.

Новому райкому комсомола было выделено помещение по ул. Барыкина площадью около 100 кв. м. Довелось заниматься стройкой и ремонтом, организовывать кабинеты для всех сотрудников райкома. К комсомольцам направили бригаду строителей.

«Коллектив был молодой, все неженатые и незамужние, – вспоминает Валентина Евгеньевна. – Шесть человек плюс секретари первичных комсомольских организаций. В это время шло строительство здания на Речицком проспекте, где нам потом отвели первый этаж в правом крыле. Возводились химический завод и средняя школа № 7 в Западном микрорайоне, они были нашими подшефными объектами. Каждый вечер после работы в райком комсомола приходило человек 150 комсомольцев, часть шла помогать на химзавод, а часть – в среднюю школу № 7. С открытием школы к 1 сентября были сложности. И благодаря нашим комсомольцам, которые в последние десять дней августа по 100–150 человек ежедневно усиленно трудились там, школа была открыта в срок и приняла первых учеников».

Райком комсомола переехал в новое здание. Работа продолжалась, были успехи и первые места в соревнованиях. В 1975 г. Валентина вышла замуж за одного из комсомольцев, прораба строительного треста Александра Семеновича Неволина. Через год родилась дочь Елена. В должности первого секретаря Советского райкома комсомола Валентина Евгеньевна проработала с 1974 по 1978 г., затем трудилась инструктором отдела пропаганды и агитации Советского райкома партии до 1981 г.
Тогда её мужа назначили заместителем председателя Речицкого райисполкома по строительству, и семья переехала в наш город. Валентина Неволина стала работать консультантом кабинета политпроса Речицкого райкома партии, где трудилась и Тамара Ивановна Литвинова. Они были знакомы с комсомольских времён, когда ездили на съезды комсомола. Есть даже коллективное фото, где они запечатлены рядом с Петром Мироновичем Машеровым. Через год Валентина Евгеньевна была переведена в должность заведующего отделом агитации и пропаганды Речицкого горкома партии.

«Потом я, что называется, без отрыва от производства в 1985 году сбегала в декрет и родила вторую дочь Катерину, – рассказывает Валентина Неволина. – Декретный отпуск был 70 дней после родов, но я вышла на работу. Было лето, я оставляла Катю в коляске во дворе горкома, и старшая дочь её качала. А в партийной библиотеке на подшивке газеты «Правда» мы её пеленали. Вот так мы с ней и ходили на работу».

Через некоторое время родители Валентины переехали в Речицу, стали помогать. В 1991 г. отец скоропостижно скончался, мама ушла из жизни в 2004 г.

В том же 1991 г. Валентину с дочками отправляют по путевке в дом отдыха, в Прибалтику. И тут случается августовский путч, женщина с детьми с трудом добирается обратно домой. К сентябрю 1991 г. Валентина Неволина остаётся без работы.

Школа-интернат

Начальником отдела образования в то время была Наталья Ивановна Миц, она вызвала Валентину Евгеньевну к себе, а затем последовало назначение Неволиной завучем по основной работе средней школы № 10, где она трудилась с 1991 по 1994 г. Занималась документацией, составляла расписание, что очень непросто для 55-ти классов.

В ноябре 1994 г. Валентине Неволиной исполнилось 45 лет, вскоре Валерий Мартынович Клейман вызвал её в горисполком, и волевым решением она была назначена директором школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это место на 21 год стало для неё поистине родным домом, в благополучие которого она вкладывала все свои силы.

Школа-интернат была образована в 1956 г. и предназначалась тогда для содержания детей, родители которых уезжали в командировки или, к примеру, для тех, кого с трудностями воспитывала одна мать. Попасть туда было очень сложно, а находиться престижно. Школа давала среднее образование. И только в 1993 г. она получила статус школы-интерната для детей-сирот и стала базовой школой. В это же время в Гомеле была построена новая школа-интернат на 300 мест, куда забрали ребят-старшеклассников, а на их место направили часть трудных детей из расформированного интерната в Корме, которые часто сбегали.

«Когда я приняла школу, в ней отсутствовал 51 ребёнок, – вспоминает Валентина Неволина. – Кто-то убеждал, кто-то не вернулся с каникул от родственников. Я нашла всех, но, к сожалению, один уже расстался с жизнью. Всего на то время в интернате находилось 185 детей, хотя по современным меркам он был рассчитан на 125 человек, но тогда не было таких норм. И мне начали передавать детей. Численность воспитанников доходила до 397 человек. Коллектив был большой, в последний год перед закрытием школы-интерната – 131 работник: 78 человек техперсонала, 53 педработника и воспитателя.

В начале моей работы в интернате была слабая дисциплина, случалось много побегов, воровства. Были дети-форточники, которые через окна забирались в частные дома и магазины. Еще до моего прихода через окна ночью из интерната выбралась группа мальчиков. Тогда не было ночных помощников воспитателя, позже я добилась, чтобы у нас был такой сотрудник, а ещё четыре сторожа, потому что зданий много. И вот эти мальчишки в темноте по деревьям залезли на второй этаж ресторана «Полесье». В результате из буфета было украдено огромное количество шоколада и сигарет. Я тогда приняла интернат, и пришлось вести следствие. Всё нашлось. Мальчишки хранили украденное под матрасами деревянных кроватей, и, естественно, все пятеро попали в колонию. Я ездила туда проведывать их.

Столько было пережито за годы работы в интернате, что я до сих пор ночами не сплю. Привыкла всё время быть на чеку, на телефоне. Были очень сложные дети, за некоторыми убежавшими ездила даже в Москву, по ночам находила их в Светлогорске, Чечерске, Гомеле. И всё время переживала: хоть бы все дети были на месте и были живы.

Находилось в интернате и где-то 80 детей-пенсионеров, которые получали пенсию по потере кормильца, и потеря эта была по асоциальным причинам. Да, было трудно, конечно, жили у нас разные дети, в том числе ВИЧ-инфицированные. А как-то раз в первый класс пришли брат и сестра, так вот мальчику исполнилось 11 лет.

Было вложено невероятное количество усилий, и ситуация постепенно стала меняться к лучшему. Крепла материальная база, улучшалась дисциплина, не стало ни одного состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, никаких правонарушений, а только хорошие дела. Одно время производственное объединение «Белоруснефть» давало нам путевки в пионерские лагеря, и их сотрудники всегда удивлялись: наши дети называли нас мамами и папами. В интернате работала замечательная спортивная секция, которой руководил Александр Овсяник. Наш воспитанник Пётр Асаёнок стал гордостью белорусской тяжёлой атлетики.

Радует, что многие наши дети хорошо устроились в жизни, не пошли по стопам своих родителей. Наши воспитанники стали педагогами и врачами, военными и спортсменами, начальниками отделов и подразделений предприятий, занимают различные руководящие посты, возглавляют отделы образования в разных районах Гомельской области. Так, выпускник школы-интерната Анатолий Викторович Литошко стал директором средней школы № 60, одной из лучших в Гомеле, и на протяжении двух выпусков держал шефство над нашим интернатом. Не знали мы отказа и в ЖКХ у его директора Анатолия Павловича Ласицы, который был куратором и помощником нашей школы.

А в 2015 году школы-интернаты по стране стали централизованно закрываться. И наша школа попала под ликвидацию, тогда в ней находилось 76 детей. Часть из них отправили в приёмные и опекунские семьи, кого-то – в гомельский, а кого-то – в мозырский детские дома. База у нас была очень хорошая, богатая, много помощи оказывали школе-интернату иностранные спонсорские организации. Мы всё передали в распоряжение отдела образования. Я уходила последней в январе 2016 года и сдавала ключи. Сейчас, когда бываю в Речице, сердце болит, конечно. Пока работала, торжественно отметили полувековой юбилей школы и 55-летие, а на 60-ю годовщину, в 2016 г., собралось нас несколько человек, прошлись по коридорам, где уже открыты разные магазинчики, и стало грустно на душе. Но время идёт, ничто не стоит на месте».

Много потрудилась Валентина Евгеньевна и в депутатском корпусе, и в качестве председателя избирательной комиссии. В 2004 г. ей был вручён нагрудный знак «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь», в архиве хранится множество грамот Министерства образования, областного управления и районного отдела образования.

Сегодня

Сейчас Валентина Неволина живёт в Гомеле и всю себя отдаёт воспитанию внуков. Да, были испытания в жизни, а в последние годы и серьёзные болезни, но силы даёт любовь родных и близких, внимание и память воспитанников, с которыми Валентина Евгеньевна по сей день на связи в социальных сетях и по телефону.

Задаю вопрос: «Что-то изменили бы в жизни?» В ответ: «Этим же путем я бы и пошла. В школе-интернате у нас был замечательный коллектив, одна дружная семья, и наши воспитанники стали для меня родными. Моя мечта, чтобы дети не были обездоленными, чтобы каждый ребёнок имел папу и маму, свой дом. Я ни капли не сожалею, что так прошла моя жизнь, другую я бы себе не выбрала».

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity