Общество > Персоналии

7448

Речица и речичане: дорогой перемен. Николай Черношей: главное – это идея!

 +

Говоря о переменах, произошедших в районе за последние 30 лет, нельзя обойти стороной Николая Васильевича Черношея и его «Дельту». Из провинциальной фирмы по бурению колонок под воду ОАО «Буровая компания «Дельта» превратилось в ведущего экспортера строительных услуг международного масштаба. География работ впечатляет: Дальний Восток, Средняя Азия, Арктика, не говоря уже о многочисленных проектах на территории Беларуси. Как, невзирая на кризисы, успешно работать, развиваться и любить свое дело – об этом мы поговорили с Николаем Васильевичем.

Николай Черношей
Николай Черношей

Мы начинали с нуля

– Начинали мы практически с нуля. Шел 90-й год, канун развала Советского Союза. Времена были очень сложные не только для бизнеса, а и для всех. У меня практически ничего не было – только идея. Но это самое главное. Если нет идеи, начинать собственное дело бессмысленно. Сейчас таких много: тех, кто просто хочет делать деньги. Купить джинсы за доллар, продать за два – это разве бизнес? А потом начинается нытьё – нет условий, нет капитала, нет господдержки…

«Дельта» начиналась на голом поле, на базе одной из брошенных сейсмопартий в деревне Борщевка. Землю и то, что на ней было, передали компании безвозмездно решением Речицкого райисполкома. Было очень сложно собрать людей, команду. Во-первых, не верили, что работа в таком новом направлении деятельности может принести прибыль. Во-вторых, людям нужна стабильность: гарантированные оклады, регулярные зарплаты. Людей нужно было чем-то привлекать, и я принял решение: всех, кто стоял на тот момент на очереди на жилье, со временем обеспечить квартирами. И обещание это было выполнено – больше десятка квартир в Речице и Гомеле нашли своих хозяев в лице работников «Дельты». Это вселило в людей уверенность в завтрашнем дне.

Так я и организовал свое малое предприятие. Начали бурить на частных подворьях колонки – скважины, и мы были одними из первых в этой отрасли. На нашей базе стояли четыре вагончика и какая-то техника в состоянии, близком к металлолому. То, что списывалось и выбрасывалось, мы забирали, реставрировали – например, из двух отслуживших буровых установок мы делали одну.

Целая история была с получением материальной помощи под создание рабочих мест. Эту помощь – беспроцентную ссуду в 100 000 – нам помог получить бывший председатель облисполкома Николай Войтенков. На нее претендовали «Сельхозтехника», на тот момент крепкая организация, и «Дельта» – малое, тогда еще никому не известное предприятие. Проблемой была гиперинфляция, кредиты нам давать никто не хотел, и давать банковскую гарантию – тоже. Но в итоге эту ссуду мы получили и купили конверсионную технику, ЗИЛы, и вместо заявленных 20 создали 60 рабочих мест.

Легких времён не бывает

Не миновали нас и специфические проблемы 90-х. К нам приходили раза два-три какие-то непонятные лица, но я с ними разговаривал достаточно жестко. Они хотели разбогатеть – я показал им нашу технику, предложил поработать. Это их не устроило, им нужны были легкие деньги. Тем более я всегда вел бизнес прозрачно, никаких серых схем не использовал, мне бояться было нечего. Поэтому все знали, что при малейшей попытке реализации какого-то негативного варианта я тут же обращусь в соответствующие органы.

Все спрашивают: как вы работали в кризис? А я все время работаю в состоянии кризиса. Никогда не было легких времен, свое дело – это постоянная борьба с трудностями.

После той материальной помощи на создание рабочих мест «Дельта» резко стартанула. В середине 90-х годов мы занимались водоснабжением целых городов, например, Борисова. За короткие сроки обустроили здесь более 30 водозаборных скважин. Работали мы и в Могилеве… Я до сих пор контролирую, как функционируют эти скважины.

В 2000-е годы поняли, что нам стало тесно в Беларуси. Сложилась такая ситуация, что, если бы на тот момент на одну чашу весов положили «Дельту», а на другую – все прочие предприятия, работающие в нашей отрасли, мы бы перевесили, так как были ведущей организацией в стране по бурению водозаборных скважин. Однако приходилось конкурировать с государственными структурами, играть на их поле, и здесь нам приходилось тяжко. А работать только с частниками – это было несерьезно. Вот по этим причинам мы решили менять направление деятельности.

Ставка на техническое перевооружение

Мы начали работать в сфере строительства, в том числе возведения фундаментов. Учились на подсобных работах, в Санкт-Петербурге, а первый выполненный объект – это мост в Могилеве через реку Дубровенка, в 2007 году его мы сделали от и до. Потом строили цеха БМЗ на наших сваях.

У нас были серьезные конкуренты, разница между нами заключалась в подходе к работе и в технике. Мы не использовали устаревшие образцы, а стали покупать технику европейского производства. С этого и начались изменения.

Технику нужно было брать в кредит, и здесь возникал вопрос с залогом: собранные из металлолома машины ничего не стоили, оценить их практически невозможно. Но когда нам удалось приобрести первую установку за огромные деньги – около миллиона евро, тогда такие вопросы нас перестали беспокоить. Хотя даже в компании была своего рода внутренняя оппозиция – многие были против кредитов. Пришлось продавить решение авторитарно. Да, за пять лет в итоге может получиться, что переплачиваешь вдвое. Но у меня есть техника, которая за два с половиной года окупается, а потом приносит чистую прибыль! Нужно просто иметь необходимые объемы и грамотно всё рассчитывать. Своевременное технологическое перевооружение – одно из главных условий успешного бизнеса. При этом нужно постоянно учиться, и мы не покупали установку, если компания-производитель не обучала наших специалистов. Купить можно и самолёт, но что с ним делать дальше – поставить, чтобы стоял?

Одна современная буровая установка – это компьютеризированный мини-завод. Поэтому так необходимы грамотные, квалифицированные кадры, которые смогут работать с таким сложным оборудованием. Они у нас есть, и, наверное, поэтому сейчас мы востребованы у таких крупнейших заказчиков, как «Газпром»: мы у них на первом месте. «Дельта» выполняет специфические работы по устройству фундаментов, строительству компрессорных станций, например, на газопроводе «Сила Сибири». На Дальнем Востоке впервые столкнулись с необходимостью заниматься бурением настоящей скалы. Пришлось учиться у финнов, как это делать. Выезжали на объекты в Финляндии перенимать опыт. И я – в первую очередь. Саморазвитие, постоянная учеба – это залог успешной работы.

Назревал контракт по строительству АЭС в Бангладеш, но для этого нужно было научиться делать особый тип свай, приобрести навесное оборудование к нашим буровым установкам. И мы будем осваивать эту технологию.

В арктических условиях свои проблемы: импортная техника там не работает, при морозах -18° отказывает итальянское оборудование. А там -40 ° и -30° – это обычное дело. Как решать вопрос? Я летел в самолете и обратил внимание: за бортом -60°, а самолет летит, и вся гидравлика у него работает! Мы обратились на авиаремонтный завод за консультацией и после этого своими силами модернизировали немецкие установки и получили арктическое оборудование, которое не отказывает даже при -45 °. Сейчас занимаемся строительством цеха по производству бурового оборудования и будем обеспечивать себя такой продукцией.

Все проблемы, связанные с производством, мы решаем сами. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, это я давно усвоил. Сейчас самая серьезная и насущная проблема – замена рабочих вахт. Но и ее мы решим.

Троечникам в бизнесе делать нечего

Повторюсь – для того чтобы начать свой бизнес, нужна внятная идея. Сейчас модно считать, что достаточно простого «я хочу»: я хочу много денег, я хочу красивую машину… И что?

Молодому человеку, который хочет своё частное дело, нужно для начала идти в производство и работать. Вчерашний школьник или студент, которому повезло открыть свою торговую точку, так с этой точкой на всю жизнь и останется, если не прогорит. Например, в Италии очень распространена такая практика: человек работает несколько лет на предприятии, обучается, потом у него появляются мысли, идеи, подбираются единомышленники, и они вместе открывают фирму. Они уже имеют опыт работы в отрасли, знают, где и что взять, знают рынок сбыта.

Считаю, что не хватает официального сайта, где была бы информация, что сейчас нужно государству, что оно может купить: товары и услуги. Это стимулировало бы отечественных предпринимателей, они активнее включались бы в импортозамещение. Чтобы начать свой бизнес, нужно владеть информацией. Нужно работать – это прежде всего, и учиться.

В бизнесе троечникам делать нечего. Это всё сказки – про успешных троечников. Он может стать спортсменом, актером, а потом поймать свой шанс, пристроиться в какую-то нишу. Но начать самому, развить свое дело – так не бывает. Сегодня нужны мозги. Я при приёме человека на работу проверяю отметки, проверяю знания, провожу мини-экзамен: «Сколько линий подходит к выключателю?» И другие элементарные вопросы из математики, физики, химии. Любой человек, который планирует серьезно заниматься работой в нашей сфере, должен знать хотя бы азы!

И если человек даже после университета не знает, что такое «ноль» и «фаза» – какой из него специалист? Это ведь не только строительства или бурения касается, это в любой профессии так! Не знаешь – иди отсюда!

Молодых специалистов я беру примерно по 20 человек в год, и тут же мы их обучаем, было бы желание. Учим целый год тому, чему не учили в университете. Хотя в целом приятно констатировать, что из вузов к нам приходят грамотные специалисты, обученные. Учим, например, геодезической съемке, владению техникой, ведению документации.

Ценным, достойным молодым специалистам мы даем беспроцентную ссуду на покупку жилья. Зарплаты на предприятии высокие, работники могут себе позволить выплачивать долг постепенно. Таким образом мы стараемся поддерживать молодые семьи, особенно те, которые образовались из сотрудников нашей компании. Вообще семейственность – это то, что мы приветствуем! Если отец приводит своего сына и говорит: «Я научу!» – это прекрасно. Мы за трудовые династии!

В нашей компании каждый на своем участке – хозяин. Инженер принимает решение, отвечает за себя и за своих работников, может набирать специалистов, регулировать их заработную плату, отстаивать свою точку зрения. Чувство собственности – оно у каждого сохранилось, каждый инициативный человек хочет свое дело, и если не частную фирму, то хотя бы участок, на котором он – хозяин. Когда человек чувствует ответственность, свободу выбора, он ощущает себя востребованным как личность, может раскрыть свой потенциал.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity