Общество > Персоналии

2051

Люди земли Речицкой. Василий Сидорейко. Это горячее слово «нефть»

 +

Василий Ларионович Сидорейко. Человек-легенда. Сегодня он – единственный Герой Социалистического Труда, проживающий в нашем районе. Это звание с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» нашему земляку присвоено в 1987-м, а в 1984-м он стал лауреатом Государственной премии СССР. Озвученное – толика из всего того, чем награжден наш земляк. А ещё у нашего героя хранятся многочисленные журналы, вырезки из центральных газет, большинство из них – с его фотографией на первой полосе, правительственные телеграммы. В этом году в Сургуте вышла книга «Портрет на фоне времени», и в ней о нём – В. Л. Сидорейко. Ощутив к себе такое внимание, можно было за все эти годы «нажить» звездную болезнь. Однако, как выяснилось, Василий Ларионович к лаврам ранодушен.

Поехали!

Родом Василий Сидорейко из Короватичей. Его родители – сельские труженики, знавшие цену хлеба. В семье росло четверо детей: все были приучены к труду и знали свои обязанности. Это сейчас у детворы – компьютеры, планшеты, некогда на улицу выйти, мяч погонять, а в те времена – никакого «шалтай-болтай», все знали свои обязанности и трудились бок о бок со взрослыми. Жили по тем временам, как и все: худо-бедно.

Парнем Василий был самостоятельным и после школы, поработав строителем, уехал на Донбасс. Почему туда? В Короватичах многие примечали, что приезжие, которые наведывали родину, хорошо одевались, имели приличные заработки. Местным жителям такое не снилось. А Василий труда не боялся, что было ему терять? Вот он и махнул туда, где можно заработать, – в Донбасс. Здесь Василий окончил училище, работал на шахте. Труд был по-настоящему тяжелый, мужской, но парень легких путей и не искал.

Там Василий Сидорейко встретил девушку, женился. Когда стала подниматься в Речице нефтяная отрасль, Василий перетянул свою половинку в Беларусь. Устроился в управление буровых работ. Шесть лет пролетели как один день: работал помбуром, через два месяца – верховым, затем бурильщиком. А затем начал паковать чемоданы – засобирался в Сургут. У Василия приятель работал в Нижневартовске, а потом в Речице – инженером-нефтяником, и когда в Сургуте речь зашла о создании управления буровых работ, тот и предложил: поехали!

С супругой Василий обсудил все детали (тогда в семье подрастало двое малышей), и решили: ну, если на два года, на заработки, почему бы и нет?

Так в далеком 76-м он оказался на сибирской земле.

– Ехал на два года, а оказалось, на четверть века, – подвел черту под этим периодом жизни Василий Ларионович.

– Сибирский мороз Вас не пугал? – спрашиваю я.

– Мысленно я был готов к суровым морозам, но и в Беларуси зимы в то время были скрипучие. И ещё неизвестно: холоднее, когда 40 градусов и нет ветра или когда 15 и ветер пронизывающий. Я не боялся Севера.

Мастера проводки скважин из Беларуси

Таким образом десант белорусских бурильщиков высадился в Сургуте в далеком 76-м. Некоторые скептически встретили новоприбывших, дескать, долго не продержаться, кишка тонка. Здесь главное – закалка, а откуда ей быть у изнеженных свиду белорусов, которым неведомы северные сюрпризы: 40-градусные морозы, бескрайняя тайга, пурга… Однако белорусы впряглись в свое дело по-настоящему, и о них стали говорить с уважением. Уже спустя несколько месяцев местные специалисты зачастили на буровые к белорусским мастерам проводки скважин. Так сказать, за опытом: поучиться скоростным методам строительства нефтяных стволов.

Василий Ларионович Сидорейко (в верхнем ряду в центре), 80-е годы
Василий Ларионович Сидорейко (в верхнем ряду по центру), 80-е годы

Из вырезки газеты «К победе коммунизма» (28 сентября 1985 г.):

«За неполный 1977-й бригада Василия Воловода (та самая, в которой трудился и наш герой, уже партгруппорг. – Прим. авт.) пробурила 54 тысячи метров горных пород. Это был неплохой результат, ибо передовые коллективы только-только подбирались к 70-тысячному рубежу. А по-настоящему проявили характер в 78-м. В планах соцсоревнования появилась такая цифра: восемь тысяч. Столько нужно было набурить в месяц. В первые дни июля сложилось тяжелое положение на буровой… Двое суток устраняли аварию. К этому времени другие бригады работали в полную силу. И володовцы не теряли надежды. Первыми тогда достигли 8 тысяч».

В 82-м Василия Сидорейко назначают буровым мастером бригады им. 60-летия СССР. Рабочая уважительная атмосфера в коллективе, дисциплина, нацеленность на победу, техническое оснащение и добрые отношения со смежниками делали свое дело. Бригада устанавливала рекорд за рекордом и выступала с почином, подзадоривая других. Долгое время её рекорды были недостижимы.

– Одиннадцать лет мы бурили больше всех в мире – более 100 тыс. км в год (это около 40 скважин), – вспоминает Василий Ларионович. – Работа бурильщика тогда и сегодня – это небо и земля. У нас не было в производстве автоматизации, никаких вагончиков с утеплением. Стояли одни панели, продуваемый всеми ветрами и метелями пятачок, и ты стоишь, облитый раствором буровой (это глина с водой). А на градуснике – 40 градусов. Труд был очень тяжелый. Приходилось работать посменно, бурение скважин шло безостановочно в любой мороз.

– Вы были строгим мастером?

– Не скажу, что уж совсем строгим, но требовал я здорово, потому что по-другому нельзя. Бригада была в лидерах. На нас равнялись другие. И при всем при этом первая моя заповедь была уважать людей, с которыми работаешь.

– А как насчет ЧП?

– Всякое бывало. Бывало, инструмент ломался или буровую заваливало. Это были мои проблемы: требовалось быстро найти решение.

Строки из газет

В заголовок публикации я вынесла название заметки о нашем герое, опубликованной в газете «Правда» от 12 января 86-го: уж больно хорош. Из объемной картонной коробки наш герой стал выкладывать на стол газетные вырезки.

– Вот лежала на чердаке. Архив. Давно не просматривал, самому интересно, – делится Василий Ларионович.

Признаюсь, сколько живу, я не видела столько статей о героях, о которых доводилось писать. Кипы вырезок из газет: начиная центральными «Известия», «Труд», «Правда» и заканчивая местными «К победе коммунизма», «Тюменская правда», «Нефть Приобья»
и ещё много чего, удовлетворяющее моё журналистское любопытство. На страницах газет, журналов – снимки нашего героя во всем многообразии. Вот Василий Ларионович принимает поздравления в связи с вручением Героя Соцтруда, вот он на Красной площади в Москве – такой чести был удостоен за рекордные достижения в труде, ещё один фрагмент – чествование его бригады за очередной установленный рекорд по бурению скважин, вот Василий Ларионович в президиуме на съезде профсоюзов в Москве и прочее.

Газета «Тюменская правда», 1983 год: «Лучшая бригада управления и Главтюменьнефтегаза мастера В. Л. Сидорейко покорила рубеж 117 тыс. метров проходки в год, причем сэкономила материалов, электроэнергии на сотни тысяч рублей».

Газета «К победе коммунизма», 1985 год: «Поступила радостная весть о завершении пятилетнего плана по строительству нефтяных скважин. Первой этот рубеж преодолела бригада лауреата Государственной премии СССР В. Л. Сидорейко. Первой же она определила для себя новую высоту на 12-ю пятилетку: 400 тыс. метров скважин – за четыре года».

Буровая тюменского Севера. Газета «Правда», 86-й год
Буровая тюменского Севера. Газета «Правда», 86-й год

Газета «Труд», 1986 год: «Стабильно с высокой производительностью работает на северных месторождениях Тюмени бригада бурового мастера В. Л. Сидорейко. О высоких результатах этого коллектива говорят такие цифры: в минувшей пятилетке бригада выполнила почти восемь годовых планов проходки».

И общественник в придачу

Помимо прочего, наш герой был в центре общественной жизни, причем на самом высоком уровне. Итак, являлся членом ВЦСПС, Тюменского областного Совета профсоюзов, членом парткома объединения «Сургутнефтегаз» и управления буровых работ № 2, председателем Совета мастеров объединения «Сургутнефтегаз».

– Был даже народным депутатом, – нас избрали первыми, на этом всё закончилось, – вспоминает Василий Сидорейко.

Звание Героя Социалистического Труда вручали нашему герою в Москве на съезде профсоюзов, а звание лауреата Государственной премии СССР – в Георгиевском зале Кремлевского дворца.

К слову, у Василия Ларионовича всегда под рукой был чемоданчик.

– Бывало, приезжаю с буровой домой, хватаю чемоданчик свой, а там и белые рубашки, и документы, и на самолет – в Москву, – рассказывает он.

Личное

Василий Ларионович и его супруга, верная соратница, Инна Валентиновна лето проводят на даче – в частном доме на окраине нашего города. Кстати, жена нашего героя после того, как он уехал в Сургут, очень скоро приехала к нему с детьми, трудилась там до пенсии и делила с супругом по жизни все радости и житейские тяготы. Сегодня их уютный дом в Речице утопает в цветах, ощущается везде хозяйский подход, присутствие вкуса и стиля. Их сын Андрей Васильевич трудится инженером там же, где в свое время добрую память о себе оставил отец, в «Сургутнефтегаз», дочь Наталья – уже домохозяйка, проживает в Сургуте. Шесть внуков. Так что род Сидорейко продолжается.

– Когда я работал буровым мастером, на досуг, развлечения ни времени не было, ни сил. Единственное, что мог себе позволить, – это вырваться в лес за грибами. А о том, чтобы сидеть с удочкой на речке, даже и не мечтал. Зато сейчас могу это удовольствие себе позволить, – рассказывает он.

– Иногда молодежь жалуется на жизнь, на то, что тяжело реализовать себя. Что Вы можете сказать им в ответ? – интересуюсь я.

– Во все времена жизнь легкой не бывает. Сидеть, глядеть в окошко и ждать, когда на тебя свалится счастье, – удел слабаков. У меня не было по жизни никаких поблажек: вначале родители не делали, а потом втягиваешься в работу и сам себе спуску не даешь. Жизнь – это постоянный труд, развитие. Поэтому без усилий чудес не бывает.

– Вы счастливый человек? – напоследок спрашиваю я.

– У меня была яркая насыщенная жизнь. Наша бригада шла в лидерах, на нас шло равнение, и мы ощущали эту значимость, жили работой. Приплюсуйте общественную жизнь, постоянные перелеты в Москву. Скучать было некогда, расслабляться не приходилось. А сейчас, когда я на пенсии, тоже по-своему счастлив: у меня надежный тыл – семья, дети, внуки, и проживаю я в городе, который мил моему сердцу. Что еще надо для счастья?

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity