Общество > Персоналии

2165

Юбиляры Речицкого района. Екатерина Григорьевна Козырь. На пороге столетия

 +

Екатерина Григорьевна Козырь встречает свое 95-е лето. Несмотря на весьма почтенный возраст, она сохраняет удивительную работоспособность. Показывая свой отнюдь не маленький надел земли, Екатерина Григорьевна сокрушается, что не очень хорошо уродился лук (уже по-хозяйски разложенный в сарае). А вот чеснок и помидоры оправдали ожидания.

И память у жительницы деревни Рудец Заходского сельсовета дай Бог каждому. В деталях помнит то, что было и восемь десятков лет назад. Некоторые воспоминания хотелось бы стереть из памяти, да не выходит.

Родилась она 14 августа 1925 года. И вот уже практически век сохраняет преданность родной деревне. До сих проживает в родительском доме. «Здесь я родилась, на этом месте, видимо, и умру», – улыбается она.

У её родителей было семеро детей. Екатерина Григорьевна – вторая. Семья в Рудце уважаемая. Отец – председатель колхоза, в войну – комиссар партизанского отряда имени Чапаева. Мать – животновод.

До войны жизнь в Рудце кипела. Домов насчитывалось больше сотни. Несмотря на непростую жизнь и домашнюю занятость по хозяйству, Екатерина Григорьевна окончила четыре класса школы в Рудце, затем еще три – в Дуброве. Но это не отменяло домашних обязанностей. Работать приходилось много. Технологии еще не пришли на смену ручному труду, поэтому отдыхать было некогда. «О теперешней жизни нельзя было и мечтать, – вздыхает Екатерина Григорьевна. – Теперь у молодежи сразу есть всё. Техника значительно облегчила жизнь. А тогда хорошо, если в хозяйстве был конь. Вообще до войны уровень жизни зависел от размера надела земли. Были еще умельцы, изготавливавшие сани, колеса, самопрядки. Вот они и без земли жили неплохо».

А затем наступили страшные сороковые. Война значительно проредила эти края.

– Не дай Бог кому-то еще пережить ужасы войны, – отмечает Екатерина Козырь. – Она унесла жизни стольких наших людей, что представить страшно. Погибшие были в каждой семье. Гибли не только на фронте. На нашей земле особенно лютовали полицаи.
А еще венгры. Те, если видели мужчину, расстреливали на месте. Так как мой отец был председателем колхоза, то мы всю оккупацию прятались: то у соседей, то в лесу. Могли остаться ночевать в гумне или под стогом. Разговор у фашистов с активистами и их семьями был короткий.

Вокруг полыхало. Екатерина Козырь отчетливо помнит, как сожгли соседнюю Бушевку. «Согнали всю деревню, – рассказывает она. – В последний момент женщин и подростков отпустили, а мужчин загнали в одну хату. Позже подобная судьба могла ожидать и Елизаровичи. Хорошо, что о надвигающейся опасности их успели предупредить партизаны. Саму деревню спалили дотла. Жители Рудца не стали испытывать судьбу и ушли в лес. Делали временные жилища из ольхи. Там не было покоя от полицаев, пытавшихся выслужиться. Что ели? Щавель собирали, ягоды. Но не все ушли в лес. Старики не захотели покидать родные места. И поплатились за это жизнью. Всех, кого поймали (а это были жители Заходов, Осова, Рудца), собрали в одной хате. Свидетелем ужасной трагедии стала и Екатерина Козырь, вместе с подругой наблюдавшая за происходящим из леса. Фамилии соседей она помнит и по сей день. А для ушедших в лес спокойствия не было и там. Немецкие самолеты раз за разом на бреющем полете проносились над лесом. Только разведешь огонь, чтобы приготовить еду, на дым тут же подлетали самолеты и из пулемета начинали расстреливать мирных жителей. А в темное время суток при разведенном огне покоя не было и вовсе. «Столько отгоревали, – вздыхает Екатерина Григорьевна. – Мечтали об одном: чтобы поскорее вернулся мир. Готовы были работать день и ночь, лишь бы было спокойно, чтобы снова можно было бы ночевать дома».

Но и после того, как Рудец был освобожден, испытания не окончились. Екатерина Григорьевна заболела тифом. Еле выжила.

После войны Екатерина Григорьевна работала бригадиром в колхозе, на заправке, заведу-ющей складом, в магазине, снова в колхозе, на почте.

– Вышла замуж, – рассказывает она про тот период своей жизни. – Встретился мужчина. Хороший такой, свой, домашний. Но мы прожили только 18 лет.

Муж ушел из жизни в возрасте 40 лет. На руках остались семеро детей: девочка и шесть мальчиков. Самому младшему, Сереже, было шесть месяцев. Спустя годы он пройдет Афган и вернется домой живым и здоровым.

А тогда многие советовали Екатерине Григорьевне отдать несколько детей в детдом. «У меня на части разрывалось сердце, – вспоминает она. – Приехали родственники мужа. У них не было своих детей. Попросили отдать или Сережку, или Ваню, которому было пять лет. Ваня был красивый, как девочка. К родственникам бросился на руки, обнял их. Поехал он жить к ним. Побыл месяц. Получаю письмо: «Ваня уже привык к нам. Мы ему купили игрушечное ружье, лыжи, санки». А я написала им, что к Новому году приеду повидаться. Когда они получили письмо, то Ваня мой бросил и санки, и ружье, оторвал на настенном календаре все листочки, чтобы только скорее мама приехала. Только я вошла, он бросился ко мне, вцепился за ногу. Я забрала его домой».

Было неимоверно тяжело. Но она справилась.

– Держала корову, чтобы деткам молочко было, – рассказывает Екатерина Григорьевна. – И свиней. Растила телят на продажу. Весила 40 килограмм. Мои родители боялись, что я однажды упаду и не встану.

– Мечтала об одном, чтобы все дети получили специальность, – отмечает Екатерина Козырь. – И я горжусь ими, каждый нашел свое место в жизни. Пьяниц у нас в семье нет. Живут в Гомеле, Светлогорске, Жлобине. Дети меня не забывают. Приезжают, привозят такую вкусную еду, которую я отродясь не ела.

У Екатерины Григорьевны 15 внуков, около 30 правнуков, а есть еще и праправнуки. «Я уже сбилась со счета, – смеется она. – Как все поместятся, если приедут? Как говорится, в тесноте, да не в обиде».

Жизнь продолжается. И заставляет оглядываться назад.

– Пришла недавно в магазин, – рассказывает Екатерина Григорьевна. – Стоят сапоги лаковые. Красивые. И вот думаю: почему меня так рано родили? То не во что одеваться было, теперь есть два шкафа одежды, да старая уже.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity