Люди земли Речицкой. Александр Ключников. Возвращение на родину
Источник: Dneprovec.by Фото: предоставлены автором
Говорят, что при рождении каждый человек получает свой набор талантов. Они впоследствии и определяют судьбу. Одаренная личность, развивая свои способности, может достичь успеха в любой сфере деятельности. Речичанин Александр Ключников обладал многогранным творческим талантом: музыкант, фотограф, исследователь Севера, часть своей жизни посвятил работе в «Белоруснефти», сотрудничал с газетой «Нефтяник».
Недавно в Речице прошла фотовыставка «Ключников. Возвращение». Экспозиция размещалась в ДКиТ «Нефтяник». Организатором её выступил редакционно-информационный отдел компании. О жизни и творчестве Александра Ключникова – в этом материале.
Первое мое знакомство с творчеством Александра Ключникова произошло благодаря художнику-декоратору ДКиТ «Нефтяник» Вадиму Стрельчене. Ему «по наследству» от музейного работника Речицы Людмилы Коноваловой достались снимки Ключникова. На них – невероятной красоты природа Севера: реки, леса, озера, горы. А еще – люди… С очень добрыми глазами.
Впечатлившись уникальными фотоработами, мне захотелось узнать больше о творчестве талантливого речичанина, показать его широкой публике. Журналистское любопытство, а также содействие ветеранов-нефтяников вскоре привели меня к людям, которые хорошо знали нашего героя.
Талантливый речицкий музыкант
Александр Владимирович Ключников родился в Речице 1 мая 1947 года в многодетной семье. Его отец – Владимир Фёдорович – уроженец Ветковщины, работал бухгалтером в местном совхозе. Мама – Раиса Ивановна – домохозяйка, сама – из кубанских казачек. Стать музыкантом Александр мечтал с детства. И свой первый баян купил на деньги, которые заработал, изготавливая деревянные ящики для овощей и продавая фрукты на рынке. Окончил общеобразовательную школу, а также музыкальную по классу баяна и поступил в училище им. Н. Ф. Соколовского.
После учебы преподавал в музыкальной школе Речицы, был концертмейстером ансамбля танца «Дняпро», играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле. Тогда Александр освоил практически все инструменты. Кроме того, занимался обработкой музыкальных произведений, и некоторые из них были включены в энциклопедию музыкального наследия БССР.
К слову, именно музыка в свое время связала двух молодых людей: Александра Ключникова и Нелли Емельянову, позже ставших мужем и женой. Оба они учились в музыкальной школе. Но заметили друг друга не сразу. «Встречаться стали, когда я уже была в старших классах. Он высокий, красивый парень, еще и борьбой занимался. Потом признавался, что когда увидел меня, понял: я буду его. Так и случилось», – вспоминает Нелли Ключникова.
Север. ФотоОткрытие
Возможно, наш герой так и остался бы талантливым музыкантом, если бы не его совместное с супругой решение уехать куда-нибудь, чтобы «попробовать на вкус» другую жизнь. Выбор пал на Север. Семья Ключниковых обосновалась в городе Палана, что в Корякском округе. Там Александр работал в школе искусств им. Д. Б. Кабалевского, концертмейстером в окружном Доме культуры. А потом создал вокально-инструментальный ансамбль, который не раз становился победителем окружных, областных и Всесоюзных музыкальных конкурсов. Также под его аккомпанемент на кремлевской сцене корякскому национальному ансамблю танца «Мэнго» присвоили звание «Профессиональный».
В начале 80-х гг. Ключников вместе с культагитбригадой часто ездил по округу, посещал сёла, оленеводческие бригады. Традиции Севера, знакомство с природой, людьми и их бытом затягивали и вдохновляли его. Однажды Александр решил, что будет снимать это на пленку и показывать уникальные кадры миру. Занятия и обряды аборигенов стали главной темой творчества нашего героя. А увлечение фотографией вскоре переросло в работу. Александр поступил в Кемеровский государственный институт культуры и стал учиться кинофотоискусству.
Нелли Сергеевна вспоминает момент, после которого ее супруг забросил одно из своих любимых увлечений – охоту: «Побывав на массовом забое нерп, а там периодически такое происходило, он вернулся домой сам не свой. Был в шоке от увиденного. Эти животные ведь кричат, как дети маленькие. После этого он свое ружье спрятал подальше и больше не брал его в руки».
Свой среди своих
Александр Владимирович раскрыл в себе талант не только фотомастера, но и исследователя культуры народов Севера. Он стал снимать уникальные документальные видеофильмы. Выезжая в самые отдаленные сёла, он умел увидеть и зафиксировать то, что другим казалось обыденным. Например, сделанные без единого гвоздя нарты и лапки (подобие лыж), праздники и обряды, песенное и танцевальное творчество коряков, чукчей, ительменов и эвенов.
Среди коренных жителей он приобрел особое доверие: ему позволялось снимать то, что скрывалось от других. И зачастую это были уникальные кадры. Видеофильмы Ключникова приобретал этнографический музей в Ленинграде. Иногда от его сотрудников поступали заказы на конкретную тематику. Свои работы мастер демонстрировал на многочисленных выставках.
Второе дыхание
Прожив почти 14 лет на Камчатке, семья Ключниковых приняла решение вернуться назад в Беларусь.
«Камчатка мне очень нравилась, особенно отношение людей друг к другу, –
говорит Нелли Сергеевна. – На Севере мы с мужем были хорошо устроены по работе. Я трудилась в местном музее, с Сашей даже сотрудничали. А вернувшись в Речицу в 1985 году, начинали всё с чистого листа. Я пошла в местный музей, Саша – на завод «Ритм». Хотя искал работу по специальности. Но если на Севере Ключникова знали как талантливого фотографа, то здесь для местных он был никем. И осознание этого ему давалось нелегко. К тому же на Камчатке он как корреспондент привык к свободному графику. То, что ему здесь плохо, я понимала и по его фотографиям.
Второе дыхание у Саши открылось, когда он устроился в «Белоруснефть». С 1986 года трудился в РУРБе и с нашими нефтяниками покорял Западную Сибирь. Тогда он буквально ожил, с удовольствием снимал нефтяников за работой, красивые пейзажи, портреты».
В 80–90-е годы замечательные фотографии Ключникова, внештатного автора газеты «Нефтяник», публиковались не только в газете «Нефтяник», но и во многих других. Среди них – «Правда», «Звязда», «Знамя юности». Его колоритные запоминающиеся фотоиллюстрации вошли в книгу «Нефтяная жемчужина Беларуси», вышедшая в 1991 году.
Его серия фотографий «Минус 49 градусов», сделанная на Новогоднем месторождении в 1987 году, облетела издания «Знамя юности», «Правда», «Нефтяная жемчужина Белоруссии». На ней – белорусские нефтяники работают в суровых северных условиях. Есть один удивительный черно-белый кадр из этой же серии, но уже в художественном исполнении. Его автор отправлял на творческий конкурс в Англию, по итогам которого снимок был отмечен в одной из номинаций.
Вспоминает Владимир Гошкис, председатель Совета ветеранов РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»: «Работая в экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 1 в Западной Сибири, он сочетал профессиональную деятельность со своим хобби – фотографией. На его снимках запечатлены красоты Крайнего Севера, народности, проживающие в этих широтах, и, конечно, трудовые будни нефтяников в условиях сурового климата. Александр Ключников оставил большое наследие в виде фотоснимков, слайдов, описательных дневников, которое представляет ценность и для нашего предприятия».
Мой Север. Возвращение
По словам супруги Нелли Сергеевны, несмотря на ту отдушину, которую фотохудожник нашел в Сибири, мысль о возвращении в Корякию не покидала его. Он часто общался по телефону со своими давними друзьями и не раз уговаривал жену вновь ехать на Север. Окончательное решение о возвращении на Камчатку Ключников принял, когда попал под сокращение. С женой сошлись на том, что он уедет один…
Вернувшись на Камчатку, он опять снимал. Брал аппаратуру, рюкзак и летел за новыми историями. В какой-то момент оцифровал все свои работы, привел в порядок архив. Будто чувствовал, что скоро уйдет. И в 2009 году Александра Владимировича не стало.
Ключников свое мастерство и всего себя посвятил Северу. Свой первый фотоальбом он так и назвал «Мой Север». Каждую работу Ключникова можно подолгу рассматривать и постоянно находить новое, не увиденное сразу, и каждая из них – законченный сюжет из создаваемой фотоповести о Камчатке.
За последние годы на Камчатке были выпущены два фотоальбома, посвященных его творчеству. Сейчас планируется к выходу третий.
О личном и дружбе
Ключников воспитал замечательных дочерей – Наталью и Алесю, дождался внуков – Илью и Кирилла. А еще наш герой умел дружить. Добрым словом его вспоминают не только близкие товарищи, но и коллеги «по цеху» – ветеран-геофизик, фотокор газеты «Нефтяник» Юрий Михалевский, речицкий фотограф Николай Никитин, который считает Александра одним из своих наставников.
Когда Ключников вернулся с Камчатки, в Речице действовал фотоклуб «Ведрич». В него входило 10 фотографов-энтузиастов, в число которых вступил и он. Выставлялись в Речице и Гомеле. Свои фотовыставки Ключников организовывал в РУРБе, в столовой РУТТ. В последние годы своего творчества он проводил авторские выставки в Москве и за рубежом.
У каждого из нас есть своя драма с поражениями и победами, трагизмом и счастьем, которая складывается в реальную жизнь. Была она и у Александра Ключникова. Но ее итог – возвращение белорусского самородка к своим истокам: в родной город Речицу, к близким людям, нынешним и будущим почитателям его творчества.
P.S. Выражаю искреннюю благодарность за предоставленные архивные материалы о предприятии «Белоруснефть» и помощь в подготовке публикации Нелли Ключниковой.