Общество > Персоналии

2047

Люди земли Речицкой. Надёжная «борозда» Ивана Фёдоровича Точилкина

 +

...Иван Точилкин родился в начале февраля 1942 года. Когда Ветковщина находилась под немецко-фашистской оккупацией, когда большая часть родной деревни Столбун (еще с августа 1941 года) сполна «хлебнула» последствий боевых действий, охвативших данную часть Гомельщины во вторую половину месяца.

Его отец в числе 289 жителей Столбуна, не вернувшихся с войны. Марии Ивановне, матери, приходилось поднимать родное подворье и после того, как Столбун был сожжен во второй раз. Уже после прихода подразделения Красной Армии и на Ветковщину (28 сентября 1943 года). Фронт как бы стабилизировался, однако немцам удавалось что-то удерживать, нечто отбивать. Словом, «затяжная война». Местное население всякий день и час могло попасть под обоюдный огонь: и немцев, и своих.

Какова жизнь семьи погибшего фронтовика Фёдора Точилкина в начально-послевоенный период? Как и у большинства остальных, «пуповина» которых – прямая зависимость от земли.

Мария Ивановна трудилась бригадиром в местном колхозе «Звязда». Обработка частных соток, чаще всего уже после общественно-колхозного.

Конечно же, каждая мать могла рассчитывать на помощь детишек. И как здесь не вспомнить: колхозниками являлись мальчишки-подростки, начиная с 12 лет,
девочки – с 15.

Сельский труд – он особенный. Без нормирования «от и до», без выходных и праздников. Поэтому почти у всякого юного сельчанина зрела мечта о городе. В условиях, когда колхоз и сельский Совет тому чаще всего противились. Вот и получалось: «путевку в жизнь» после окончания школы в виде дальнейшей учебы или работы в городе получал далеко не каждый. Названное благо требовалось заслужить. Предварительной работой на колхозном или же за счет авторитета родителей-ударников.

Ивану Точилкину такая возможность улыбнулась. Стал студентом Речицкого зооветеринарного техникума (окончил в 1961 году). Почти сразу же (в девятнадцать-то лет!!!) назначен главным зоотехником учебно-опытного хозяйства техникума. Случай, надо сказать, уникальный.

Такое возможно при совокупности многих черт, что формируют человека со стержнем хозяйственности, совести и порядочности.

После службы в Советской Армии – работа инспектором по закупкам и качеству сельхозпродуктов Речицкого районного сельхозуправления.

В 1973 году Иван Фёдорович был избран председателем колхоза «Коммунар», а в 1976 году возглавил совхоз «Демехи». С 1977 года – начальник управления сельского хозяйства райисполкома. В 1982 году назначен первым заместителем председателя райисполкома. Возглавлял управление сельского хозяйства и Совет агропромышленного объединения Гомельской области. В 1985 году состоялось назначение на должность первого секретаря Речицкого РК КПБ. На пленуме райкома, поблагодарив за оказанную честь, Иван Фёдорович Точилкин заверил: «...Не пожалею ни сил, ни здоровья, чтобы оправдать высокое доверие». К этому времени уже окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию, позднее – Минскую высшую партийную школу.

...Начальный период секретарства Ивана Фёдоровича крайне противоречив. Вскоре (апрель 1986 года) грянула авария на Чернобыльской АЭС, ставшая глобальной бедой (для Беларуси особенно) и серьезнейшим экзаменом для власти, особенно местной.

Пожалуй, нет особой надобности «раскладывать по полочкам» ту огромную ношу, что легла на плечи первого секретаря Речицкого РК КПБ И. Ф. Точилкина. Иван Фёдорович появлялся везде, где требовали обстоятельства. Делая всё, что можно было, для хоть какого улучшения ситуации, направленной на преодоление последствий Чернобыля. Оценка его тогдашней большой работы – награждение орденом «Знак Почета» (1986 год).

В постановлении бюро РК КПБ, исполкома районного Совета народных депутатов, президиума райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса и бюро райкома ЛКСМБ (февраль 1987 года) констатировано: «...Колхозами и совхозами Речицкого района план 1986 года по реализации молока государству выполнен на 110,8 процента, мяса – на 105 процентов. План по производству товарной продукции промышленными предприятиями района выполнен на 100,4, а по ее реализации – на 100,5 процента».

Практически не имелось ни одного показателя, который бы Речицкий район «завалил» в тот страшный 1986 год. Когда надо было думать не только о чисто «своем», но и о помощи регионам Гомельщины, наиболее пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Пётр Васильевич Ермаков, возглавлявший в середине 1980-х отдел сельского хозяйства Речицкого РК КПБ, сегодня констатирует: «...Должность первого секретаря РК КПБ Точилкин принял, не пройдя ни одной ступеньки партийной линии. А здесь сразу выше и председателя райисполкома. Сыграло, скорее всего, то, что показал себя эффективнейшим хозяйственником. А «партийности» Ивану Фёдоровичу приходилось учиться. Что он и делал на удивление успешно. Как с ним работалось? Можно было и поспорить. На своем не настаивал. При разумных доводах собеседника с оппонентом соглашался. С плеча, как говорится, не рубил...»

Жизнь продолжалась. При расшатывании устоев СССР. Не только хозяйственной некомпетентностью и прямым предательством, но и пером газетно-журнальных «оракулов». С безудержным восхвалением «творца перестройки» М. С. Горбачева, с безосновательными нападками на советское прошлое и тогдашне-повседневное. Так, небезызвестный Юрий Черниченко в материале «Накормить самих себя» всего-то в 80 строк (журнал «Огонек», 1989 год) поведал, что «...тракторов мы выпускаем больше, чем в США, и качество их возмутительно плохое», что «Минводхоз привел к гибели миллионы гектаров земли», что землю надо отдать в руки арендаторов. Но... Оказывается, у арендаторов множество противников. Основные «...это, с одной стороны, многие колхозные вожаки, наделенные наградами, властью и успокоившиеся в славе. С другой – привыкшие к гарантированной оплате равнодушные поденщики, имя которым «легион».

Делался вывод: «Главное, что объединяет этих людей, – вопрос о власти и собственности. Человек-поденщик и человек абсолютной власти друг без друга не жильцы». Вот так, хлестко, бездоказательно и, конечно же, абсолютно голословно. Ведь и во времена СССР никакой председатель колхоза или директор совхоза, председатель сельского Совета, секретарь райкома и председатель райисполкома «человеком абсолютной власти» не являлись. Их «абсолютизм» – строго дозированный, ограниченный властью вышестоящей. А самая высокая – в Москве.

...В 1990 году Иван Фёдорович Точилкин, являясь делегатом, принимал участие в работе ХХХI съезда КПБ, проходившего в Минске. В условиях, когда столица бурлила протестами. Жаркие разговоры на трибуне и в кулуарах межевались выходами делегатов съезда на улицу к Дому офицеров, у которого митингующие размахивали плакатами антикоммунистическими и антисоветскими. К митингующим выходил и Иван Фёдорович. Задавал вопросы: «Радеете о крестьянине? А знаете крестьянский повседневный хлеб? Знаете, почему он, крестьянин, не выходит на площадь?»

Свою «лепту» в поддержку газетно-журнальных говорунов внесла, надо признать, и газета «Дняпровец». Статьей, написанной одним из наиболее опытных журналистов.

Иван Фёдорович Точилкин молчать не стал. Откликнулся материалом «Сапоги должен шить сапожник, или Надо ли «бедному» крестьянину защита дилетанта?» Материал почти на две страницы. В нем – искренняя боль за крестьянина в целом, и за Речицкий район, его аграрный сектор, его сельского труженика. Читаешь и видишь: написано отнюдь не партийным функционером, а патриотом, понимающим сельский труд и сельское бытие истинно душой и сердцем.

В декабре 1990 года по инициативе президиума райсовета в Речицком районе прошло анкетирование сельчан по вопросу желания взять землю и, трудясь на ней, обеспечить продуктами питания свою семью, излишками поделиться с государством (в 1990 году были перебои даже с хлебом). Активисты, в основном специалисты сельского хозяйства, обошли тогда 17,1 тысячи крестьянских подворий (из имеющихся 20,5 тысячи), ведя разговор по душам. О желании взять землю (в общей сложности 2 тысячи гектаров) заявили хозяева 5 115 подворий. Всего-то. Оказалось: на данное время (декабрь 1990 года) 39 процентов жителей района скот не держали вообще, 63 процента не имели коров, а 46 – свиней.

– Иван Фёдорович, так что же это делается? – почти ежедневно ему, первому секретарю РК КПБ, а затем и председателю Речицкого районного Совета народных депутатов, доводилось слушать вопросы сельхозруководителей и рядовых тружеников. А что мог ответить? Понимая, как мало кто другой: надвигающуюся разруху можно предотвратить не демагогией, а сохранением и упрочением уже достигнутого.

Увы, в 1991-м, когда СССР прекратил свое существование, серьезно просел и наш аграрно-речицкий сектор: валовой сбор зерна – 70,4 процента от аналогично-прошлогоднего, в производстве мяса минус на 566 тонн, уменьшение надоя молока от коровы – на 385 килограммов.

На 8-й сессии райсовета (февраль 1992 года) Иван Фёдорович Точилкин с болью в сердце констатировал о недостатке кормов, о сложностях с кадрами, о снижении потребительских фондов практически всей местной торговли, о многом ином, что мешало району «держаться на плаву». Озвучил основные задачи района: «...обеспечение выполнения программы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, строительство объектов социальной сферы». При газификации, дорожном строительстве и благоустройстве населенных пунктов, при увеличении выпуска товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции.

Время показало: слова и предположения Ивана Фёдоровича подтвердила сама жизнь. Реальное воплощение намеченного реализовывалось и четким руководством речицким агропромышленным комплексом им же, И. Ф. Точилкиным (с 1994 года – в должности председателя Речицкого районного исполнительного комитета).

Как, если в целом и кратко, охарактеризовать 1990-е и начало 2000-х, когда во главе района находился Иван Фёдорович Точилкин? Это время неуклонного движения вверх. Шаг за шагом. Порядочность, доступность, откровенность, принципиальность, кристальная честность обеспечивали Ивану Фёдоровичу непререкаемый авторитет. В тяжелейшие годы становления Беларуси ему удалось не растерять, а сохранить и приумножить как кадровый состав, так и производственный потенциал Речицкого региона. Район уверенно подрастал молоком и мясом, признавался победителем республиканского соревнования, показывая пример иным результативностью производства, внедрением современных технологий, возведением животноводческих ферм и комплексов, мехдворов, школ, Домов культуры. Практически не было потеряно ни одно хозяйство речицкого агропромышленного комплекса.

ЧЕЛОВЕК, НАСТАВНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ с большой буквы. Такой вывод напрашивается в отношении И. Ф. Точилкина, если сослаться на мнение тех, кто знал Ивана Фёдоровича больше, чем автор данного материала.

Вот Александр Александрович Конякин, в прошлом председатель колхоза «Советская Белоруссия»:

– Точилкин – человек дела. Вникал и решал. На его поддержку можно было рассчитывать всегда. Заявил во всеуслышание: «В «Советской Белоруссии», в «21 съезде КПСС» и «50 лет Октября» проверяющим делать нечего. У этих колхозов надо учиться...» Помню развал Союза. Кормить скот, особенно свиней, нечем. Вышел я на коммерсантов из Ленинградской и Новгородской областей: нам корма – мы вам мясо. Хотя установка жесткая: мясо за пределы республики без разрешения Минсельхозпрода не отпускать. Иван Фёдорович, узнав о моей «инициативе», чреватой серьезными последствиями, сказал: «Смотри сам. Буду лишь помогать». То есть, брал на себя часть ответственности. Иному бы: а зачем мне это? Кормами я тогда стал обеспечивать не только Речицкий, но и Лоевский, и Ветковский районы. При очевидном риске. Было, что машины с нашей продукцией стопорились на границе. И я не мог спокойно уснуть. Да и районы с «Советской Белоруссией» могли рассчитаться лишь после уборки урожая...

Я стал инициатором строительства пищекомбината, получил кредит. А потом наверху появилось желание пищекомбинат у «Советской Белоруссии» отобрать (купить при помощи банка-кредитора). В конце концов вопрос решился в нашу пользу (смог я за месяц до окончания срока тот кредит погасить). При усилиях и твердой позиции Точилкина. При помощи и Николая Васильевича Куцко, тогдашнего председателя комиссии Верховного Совета республики по сельскому хозяйству.

Григорий Куприянович Шпаков, председатель правления СПК «50 лет Октября»:

– Иван Фёдорович обладал удивительной способностью обратившегося к нему руководителя делать участником решения вопроса. Особенно если его нельзя было «разрулить» немедленно. Говорил: «Давай подумаем». Излагал свое видение, и уже ты становился как бы соавтором положительного решения того, с чем пришел. Если предлагал нечто сам, то интересовался: «А как ты считаешь?» То есть опять-таки увлекал процессом совместного преодоления проблемы. «Дело делать, и кадры целы». Это у Ивана Фёдоровича звучало повседневно.

У Ивана Фёдоровича Точилкина было почти стопроцентное «попадание в яблочко» при решении кадрового вопроса. Так, Леонида Борисовича Лещенко (ныне директор КСУП «Дзержинский-агро») «нашел» в Заходах, где тот возглавлял коллектив школы. Сказал: «Леонид, надо перейти в колхоз». На тот период местное хозяйство переживало сложнейший период своего существования.

– На какой срок? – поинтересовался Лещенко, понимая: его отказ совершенно неуместен. И, осознавая доверие, сделал почти невозможное: коллективное хозяйство Заходов стало возрождаться кадровым составом, производством, строительством.

Иван Фёдорович Точилкин ушел в отставку в 2002 году. В 2011 году ему было присвоено звание Почетного гражданина Речицкого района. Что, безусловно, явилось общественным признанием огромно-хозяйственного служения нашему региону. На всех должностях.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity