19/09/2017

Спрашивают у «Дняпроўца»: Меняете жильё? Обратитесь к нотариусу

Мы с мужем решили обменять наше жилье на новое, большей площади. Скажите, пожалуйста, куда нужно в таком случае обращаться и какие необходимо подготовить документы?

Мы с мужем решили обменять наше жилье на новое, большей площади. Скажите, пожалуйста, куда нужно в таком случае обращаться и какие необходимо подготовить документы?

Людмила Ивановна, речичанка

С данным вопросом мы обратились к заведующему нотариальной конторой Елене Юденковой:

– Если вы собрались обменять свою квартиру (на большую или меньшую по площади), для успешного заключения сделки нужно обратиться за консультацией к нотариусу. Нотариус выяснит, соответствует ли сделка, за удостоверением которой обратились лица, действительным их намерениям, подробно разъяснит все права и обязанности, а также все юридические последствия заключаемой сделки, проверит законность всех представленных документов, наличие или отсутствие арестов и запрещений на недвижимое имущество, истребует необходимые согласия заинтересованных лиц.

Отправляясь на приём к нотариусу, с собой нужно иметь «базовый пакет» документов:

– документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь и т. д.);

– правоустанавливающие документы, т. е. документы, на основании которых возникло право собственности на жилое помещение. Как правило, к таким документам относятся договоры купли-продажи, мены, дарения, свидетельства о праве на наследство; реже – договор ренты, вступившие в законную силу решения суда, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. На основании правоустанавливающего документа агентством по государственной регистрации и земельному кадастру должна быть произведена государственная регистрация. Другими словами, у собственника должно быть в наличии, помимо правоустанавливающего документа, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение (также может быть «о создании изолированного помещения»). Кроме того, собственник должен иметь технический паспорт на отчуждаемое недвижимое имущество. Сразу обращаю внимание, что при удостоверении договора мены нотариус техпаспорт не потребует, однако после регистрации перехода права собственности вам придется регистрироваться в приобретенном жилом помещении, и техпаспорт нужно будет предоставлять в РСЦ (расчетно-справочный центр) или в иной уполномоченный орган, ответственный за регистрацию граждан по месту жительства (месту пребывания). На практике встречаются ситуации, когда у потенциального продавца отсутствуют какие-либо из перечисленных выше документов (например, утеряно свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, или правоустанавливающий документ, или техпаспорт). На право собственности продавца это никак не влияет, однако в случае их отсутствия необходимо получить соответствующие дубликаты;

– доверенность, если квартира отчуждается не самим собственником, а уполномоченным лицом.

Иные сведения и документы, необходимые для заключения договора мены, нотариус самостоятельно истребует от государственных органов и иных организаций. Лица, обратившиеся за удостоверением договора мены, вправе самостоятельно представить сведения или документы, необходимые для его заключения.

Но каждый из рассматриваемых случаев является индивидуальным. Поэтому в любом случае нужно обратиться за консультацией к нотариусу. Это единственный способ быстрого, юридически верного и законного оформления сделки.



--- взято с сайта dneprovec.by ---