Речичане спрашивают, редакция отвечает. На каком основании могут поставить ребенка в СОП?
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
Признание ребенка в социально опасном положении, как нам пояснили в отделе образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома, регламентирует Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего:
1. Ребенок воспитывается в семье, где родители или другие законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или его содержанию.
- Родители уклоняются от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных благ, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов. У ребенка отсутствуют адекватные возрасту питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения. Отсутствует внимание родителей, что может привести к несчастному случаю. Выявлен недостаток заботы, связанный с болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью.
- Есть факты оставления ребенка без еды, тепла, присмотра, изгнание его из дома.
- Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер.
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители или другие законные представители злоупотребляют родительскими правами.
- Принуждают ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм.
- Вовлекают его в преступную деятельность, антиобщественное поведение.
- Незаконно расходуют имущество, принадлежащее ребенку.
- Запрещают ему посещать учреждение образования.
- Систематически применяют к ребенку антипедагогические меры воздействия.
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители или другие законные представители отрицательно влияют на его поведение.
- Приобщают ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ.
- Ведут аморальный образ жизни: злоупотребляют алкогольными напитками, страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, занимаются проституцией, состоят на учете в органах внутренних дел и другое.
- Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.
- К ребенку применяется физическое насилие.
- Он подвергается сексуальному насилию или развращению.
- К ребенку применяется психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у него патологических черт характера или нарушающее развитие его личности: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.
- Растет количество нарушений дисциплины, увеличивается число пропусков занятий в учреждении образования.
- Укрепляются асоциальные связи, зафиксировано бродяжничество несовершеннолетнего.
- Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
- Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты.
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
- Ребенок проживает в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера.
- Ребенок в социальной изоляции.
- На несовершеннолетнего оказывают негативное влияние культурные или религиозные факторы.
- Присутствует жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых. Есть их отрицательное влияние.
- Несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и так далее.
- Ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.
Естественно, это лишь обусловленные законом факторы. Каждая ситуация рассматривается государственными органами, осуществляющими выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, индивидуально и с единственной целью – сохранить здоровье ребенка, как физическое, так и психологическое.