25/01/2019

О «кризисной комнате» в Речице, или Бьёт муж: куда бежать

Женщины и дети, пережившие домашнее насилие, даже после расставания с агрессором еще некоторое время тревожны. Их пугают громкие звуки, они с трудом расслабляются и готовы бежать при намёке на опасность. Это легко объяснимо: если дома в собственной кровати или на кухне ты не можешь чувствовать себя в безопасности, то где тогда?

Женщины и дети, пережившие домашнее насилие, даже после расставания с агрессором еще некоторое время тревожны. Их пугают громкие звуки, они с трудом расслабляются и готовы бежать при намёке на опасность. Это легко объяснимо: если дома в собственной кровати или на кухне ты не можешь чувствовать себя в безопасности, то где тогда? Куда обращаться, если вас или ваших близких коснулась эта болезненная тема, попробуем разобраться в нашем материале.

В Речице с 2011 года работает «кризисная комната» – место, где люди могут переждать тяжёлые обстоятельства своей жизни. Домашнее насилие не единственная причина, по которой сюда обращаются. Главное условие – вам объективно некуда пойти: поругались с родными, случился пожар или потоп.

Как рассказал заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации Речицкого территориального центра социального обслуживания населения Николай Малахов, в прошлом году таким видом помощи воспользовались шесть человек. Пять из них – женщины пенсионного возраста.

– Одна из пенсионерок обратилась в связи с ухудшением жилищных условий: сын живет с семьей в однокомнатной квартире в Заречье, а дочь, хоть и в Речице, но выпивает, находиться вместе стало невозможно. Мы предложили ей оформиться в дом-интернат для престарелых граждан. Но, пока шла процедура, речичанка жила в «кризисной комнате». У другой было повреждено жилище, и она провела здесь четыре дня, после чего женщину забрал к себе сын.

Что касается домашнего насилия, то за прошлый год комиссией по делам несовершеннолетних к нам была направлена мать, воспитывающая ребенка в одиночку: были конфликты с сожителем.

За 2018 год в РОВД поступило 898 сообщений о семейно-бытовых конфликтах. За этот же период в «кризисную комнату» обратился только один человек, пострадавший от насилия в семье

В помещении «кризисной комнаты» круглосуточно дежурит сотрудник центра территориального обслуживания населения. Помимо места для ночлега (выдается постельное белье, полотенца), здесь есть оборудованная кухня, ванная, все удобства. Продукты, требуемые лекарства «гость» покупает сам. Готовит и убирает тоже. По сути, это такой вариант бесплатного общежития для тех, кому временно некуда идти – находиться здесь можно до 30 дней, но в среднем дольше четырёх-пяти мало кто задерживается, найдя выход из ситуации.

Что важно: постояльцам «кризисной комнаты» оказывает помощь не только психолог, но и юрист, который, например, может проконсультировать по вопросам имеющихся прав или раздела имущества.

С начала года молодая женщина без документов и с ребенком уже попросила помощи

Январь ещё не завершился, а в «комнате» уже нашли приют две женщины. Одна с двумя детьми была направлена комиссией по делам несовершеннолетних из-за неблагополучных условий проживания и семейных скандалов, другая – 29-летняя жительница района – сама попросила помощи из-за конфликта с сожителем. Судя по всему, из дома она убегала в спешке: успела схватить только ребенка, с собой не было даже паспорта.

– Николай Николаевич, как она вышла на вас?

– В интернете нашла круглосуточный телефон для жертв домашнего насилия. Сотрудники горячей линии связались с Речицей и передали пострадавшей контакты «кризисной комнаты», после чего она к нам приехала.

– Сколько времени прошло от момента скандала до момента, когда мама с ребенком оказались в «кризисной комнате»?

– Около часа.

– Как ещё вы работаете с жертвами семейно-бытовых конфликтов?

– Есть такая мера, как информированное согласие, когда сотрудники милиции, выезжавшие на семейно-бытовой конфликт, передают данные пострадавшей стороны в территориальный центр. После чего с ними связываются психологи и, проведя разовую консультацию, предлагают долгосрочную психологическую помощь. За прошлый год мы обработали 91 такое согласие, около 20% из женщин согласились на дальнейшую работу с психологом.

Не вы убегаете от насильника, а его от вас выселяют: о защитных предписаниях

Есть и другой вариант разрешения вопроса насилия в семье. Как прокомментировал заместитель начальника РОВД Андрей Семков, в районе уже несколько лет применяется защитное предписание – мера профилактики, которая обязывает агрессора не приближаться какое-то время к пострадавшей стороне. Так, за 2015 год их было вынесено шесть, за 2016-й – 12, за 2017-й – 32, а за прошлый 2018-й – целых 80.

– Сегодня это достаточно эффективный инструмент, который в какой-то степени позволяет предотвратить серьезные последствия таких конфликтов. Есть два варианта защитных предписаний: один – если агрессор и пострадавший не проживают вместе, виновной стороне запрещается на какое-то время (от трёх до 30 дней) приближаться, заходить в гости или искать другие способы общения с потерпевшим или потерпевшей.

Второй вариант – выселение агрессора при совместном проживании с жертвой насилия. За прошлый год из 80 предписаний 66 касались именно выселения. В Речице есть специальное помещение, куда могут обратиться граждане при подобном временном расселении, но за прошлый год им никто не воспользовался. Все останавливались у друзей, родственников, – отметил Андрей Анатольевич.

46 человек за прошлый месяц вводили в поисковик «Яндекс» запрос «Бьет муж» в Гомельской области согласно данным «Яндекс.Директ»

За 2018 год в РОВД поступило 898 сообщений о конфликтах в быту, в 2017-м – 876. За последние четыре года количество административных протоколов, касающихся этой темы, в нашем районе ежегодно составляет порядка 400. За 2018 год возбуждено 13 уголовных дел в сфере семейно-бытового насилия, за 2017-й – 12.

Что касается других профилактических мер, то, по словам заместителя начальника РОВД, используются также профилактические статьи уголовного кодекса. Ведь, как правило, серьезным преступлениям предшествуют причинения лёгких телесных повреждений, систематическое избиение, истязание и так далее. В 2017 году было возбуждено 22 таких уголовных дела, в 2018-м – 20.

Почему молчим?

За 2016 год в «комнате» нашли приют четыре женщины. За 2017-й – тоже четыре. Частые причины обращения: конфликты с родственниками, мужьями и сожителями. Судя по тому, что сообщений о семейных скандалах за год в милицию поступает в среднем около 900, это крайне малый процент. Если учесть, что в РОВД обращаются не все пострадавшие, он и того меньше. Уверена, многие из нас знакомы с домашним насилием: у кого-то от пьяного мужа пряталась соседка с детьми, кто-то просто слышал крики и звуки ударов за стенкой, но так и не решился набрать 102. Я уже как-то писала о подруге, она развелась с мужем, который поднимал на неё руку. До развода об этом не догадывался никто из родственников или друзей. Ей было стыдно о таком говорить. Вместо того чтобы во время «обострения» поехать к кому-то из близких, она предпочитала часами ходить вокруг дома и смотреть на окна, погас ли свет, заснуло ли её домашнее чудовище.

– Николай Николаевич, если есть место, где предлагают помощь, почему так мало женщин обращаются за ней?

– Потому что чаще всего бегут к родственникам, друзьям, прячутся у соседей. Выносить это дальше своего круга общения никто не хочет. Есть такие, которые вообще ни с кем не делятся. Считают, что это их крест и они обязаны терпеть ради детей, ради совместного имущества, ради дохода.

– Ставят ли семью каждой обратившейся на учет как находящуюся в социально опасном положении?

– Нет, здесь всё индивидуально. Если в семье есть дети, то, понятно что соответствующие службы проверят условия их проживания, и если по этому поводу возникнут вопросы, тогда да, могут поставить.

Так куда звонить, куда бежать?

Одна из пострадавших от рук сожителя в этом году телефон службы доверия нашла в интернете. Вбиваю в поисковую систему «Яндекс» два слова «Бьет муж». Сразу же в самом верху выдает номер круглосуточной кризисной линии доверия: 8 (017) 290-44-44. Дальше следуют статьи с советами психологов с такими названиями, как «Терпеть или бросать?», «Почему он это делает и что делать?». К слову, на запрос «бьет жена» появляется тот же номер.

В стране действует общенациональная горячая линия для пострадавших от насилия в семье – 8-801-100-8-801.

В Речице круглосуточно работает «кризисная комната». Её телефоны: 2-91-84, моб. 8 (029) 558-61-62. Также с 8.30 до 17.30 в будние дни вы можете набирать телефон «Доверие» 6-24-20.

Ну, и конечно, 102.



--- взято с сайта dneprovec.by ---