27/01/2019

Почему в Речице исчезают банкоматы и чего ждать в перспективе?

Не так давно «Дняпровец» писал о довольно-таки болезненной проблеме отсутствия в районе железнодорожного вокзала банкомата. Это доставляет массу неудобств приезжим, оказавшимся без наличных. Да, чашечку кофе, продукты они купят поблизости по карточке. Но вот на общественный транспорт рассчитывать не приходится – нужны наличные.

Не так давно «Дняпровец» писал о довольно-таки болезненной проблеме отсутствия в районе железнодорожного вокзала банкомата. Это доставляет массу неудобств приезжим, оказавшимся без наличных. Да, чашечку кофе, продукты они купят поблизости по карточке. Но вот на общественный транспорт рассчитывать не приходится. Там хоть и копеечный вопрос, но всё же нужны наличные. «А куда исчез банкомат «БПС-Сбербанка», который располагался в «Детском мире»? И тот, что в «Новоречицком» магазине был, испарился», – это уже комментарии наших читателей из группы ВКонтакте. Словом, есть проблема. И сегодня мы попытаемся в ней разобраться.

«Что значит обслуживание стало невыгодным?»

В первую очередь за комментарием мы обратились к руководителю дополнительного офиса № 327 ОАО «БПС-Сбербанк» Игорю Алимову.

– Игорь Владимирович, почему же всё-таки исчезают банкоматы?

– Банкоматов как нашего банка, так и других становится меньше по двум основным причинам. Первая: в 2017 году вышли Методические рекомендации по безопасному функционированию банкоматов. Они разработаны Министерством внутренних дел совместно с Национальным банком. Данным документом ужесточены требования к инженерно-технической укреплённости банкоматов, а также к их классу стойкости. Это связано с участившимися случаями взломов. Из-за несоответствия новым требованиям Департамент охраны отказался принять отдельные устройства на обслуживание. Соответственно, они практически единовременно исчезли.

Вторая причина: по каждому банкомату есть учёт доходов и расходов на его содержание. Учитывая, что в последние годы активно развивается сеть терминального оборудования в объектах торговли и сервиса, население стало существенно меньше пользоваться устройствами самообслуживания. Сужу по себе: если три года назад я снимал наличные в среднем два раза в неделю, то сегодня это делаю два раза в месяц, совершая большинство расчётов с использованием банковской пластиковой карточки. Единственные места, где это не работает, – рынки и общественный транспорт. Таким образом, объём операций посредством устройств самообслуживания за последние три года сократился ровно в три раза. При этом затраты на обслуживание банкоматов не меняются. Поэтому банкам их содержание становится невыгодным. К примеру, в среднем содержание одного банкомата в месяц обходится в 2 900 рублей, или в 1 300 – 1 400 долларов в месяц.

– Что входит в эти затраты?

– Самая основная статья расходов – инкассация. У одних банков есть собственные службы, у других эти работы выполняют сторонние организации по договору. В нашем случае инкассацию производит принадлежащая банку компания «Инкасс.Эксперт». Они заправляют банкоматы, осуществляют подготовку наличности, выгружают старую наличность, пересчитывают её и так далее. Затраты на содержание инкассаторов, вооружение, доставку денег очень высокие.

Другая статья расходов – ремонт. Например, обычная клавиатура банкомата, которой мы все пользуемся, стоит порядка 2 500 рублей. Затем идут расходы на охрану оборудования, арендную плату, программное обеспечение, электроэнергию, мойку и так далее.

– Каким же образом банкомат зарабатывает?

– В каждом банке своя методика расчёта эффективности устройств самообслуживания. Но в целом можно выделить три позиции: количество операций в месяц, сумма операций, сумма и количество безналичных платежей за этот же период.

– По какой из вышеназванных причин «провинился» банкомат на вокзале?

– По количеству и сумме операций. Банкомат – на краю города. Да, он был востребован, но не настолько, чтобы соответствовать критериям банка. Если в банкомате, что в «Товарах для дома», было, к примеру, три тысячи операций в месяц, то на вокзале в два раза меньше. Это же касается банкомата в Озерщине.

– Сколько всего банкоматов «БПС-Сбербанка» в районе?

– Десять. Все они в городе. Из них, помимо белорусских рублей, три заправляются российскими рублями – непосредственно в самом банке, в магазинах «Дары от Зари» по улице Наумова и «Евроопте» по улице Достоевского; долларами США – банкоматы в магазинах «Новоречицкий», «Товары для дома», непосредственно в самом банке и на проходной метизного завода.

– В настоящее время все ли они работают эффективно?

– Скажу так: в ближайшее время оптимизировать численность устройств самообслуживания в Речице мы не планируем.

Внедряется новый сервис. Когда будут результаты? Поживем – увидим…

– На зарплатные карточки переведены практически все предприятия и организации. Пользуются ими пенсионеры. Выдали людям карточки – будьте любезны, обеспечьте соответствующее обслуживание. Должна же быть какая-то альтернатива у приезжающих на вокзал, у жителей тех же сельских населённых пунктов.

– Должна. И здесь есть что сказать. К концу текущего года мы планируем внедрить новый сервис, когда клиент «БПС-Сбербанка» сможет снимать наличные в кассе любой торговой точки, принимающей безналичный способ оплаты. Другими словами, он сможет зайти в тот же магазин «Дорожный» на вокзале и попросить кассира снять с карточки по терминалу наличные. Думаю, это в значительной степени разрешит ситуацию там, где нет банкоматов. В том числе на селе. Плюс ко всему это будет выгодно торговле. За каждую операцию банк будет платить комиссию, у магазинов появится возможность экономить на инкассации денежной наличности.

– Читала в новостях, что в прошлом году нечто подобное массово внедрял «Сбербанк» России. Проект состоялся?

– Из сложностей: разнообразие терминального оборудования велико. Разное программное обеспечение, настройки и так далее. Под один стандарт подогнать всех достаточно проблематично, но работа ведётся. И успешно. Если «Сбербанк» поставил цель, он её добьётся.

– Игорь Владимирович, бумажные деньги рано или поздно отомрут?

– Не думаю. Но полагаю, что их доля в общем количестве денежного оборота будет снижаться. Если пять лет назад соотношение безналичных и наличных расчётов составляло 15 на 85 процентов, то сейчас – примерно 50 на 50. И эта тенденция будет сохраняться.

Возвращаясь к началу беседы, добавлю: наш банкомат в магазине «Новоречицкий» выгружен по требованию ОАО «Приднепровье» в связи с проведением ремонта на торговом объекте. Как только он завершится, банкомат вернётся обратно.

Есть подозрения, что телега всё же впереди лошади

Что ж, по всей видимости, банкомат на вокзал вряд ли вернётся. Верх берут высокие технологии. А до их окончательной победы (в нашем случае – до реализации нового проекта «БПС-Сбербанка», когда наличные можно будет снять в любом магазине) предлагается потерпеть. Собственно, мы уже терпим. Будем надеяться, что осталось недолго.

И напоследок комментарий представителя ведущего банка страны.

– За последние год-два ни один банкомат «Беларусбанка» мы не убрали, а их по городу – одиннадцать, – рассказала заместитель директора Центра банковских услуг № 323 филиала № 300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк» Татьяна Максимюк.

– Но, возможно, именно «Беларусбанк», как участник крупнейших государственных проектов, неоднократный обладатель звания «Меценат культуры Беларуси», в состоянии решить вопрос с наличием банкомата в районе вокзала?

– Проблема известная. Неоднократно мы поясняли гражданам, что имеющейся инфраструктуры «Беларусбанка» достаточно для обслуживания того количества наших карточек, которые в наличии. Помимо банкоматов, есть сеть отделений – их шестнадцать: пять – в городе и одиннадцать – на территории района. Плюс операционная служба, инфокиоски.

Один банкомат стоит порядка пятидесяти тысяч долларов США. Это действительно дорого. Мы все считаем доходы и расходы: рыночную экономику никто не отменял.

– Случается, что в магазинах, аптеках «нет связи», рассчитаться по карточке нельзя. Не поможет она на рынке, в общественном транспорте. Что в таких случаях посоветуете?

– По моему опыту, проблемы со связью уже вчерашний день. Они бывают, но очень редко.

Всё больше и больше индивидуальных предпринимателей, которые работают с платёжными терминалами. В частности, водителей такси. В крайнем случае, разрешить ситуацию на вокзале возможно.

Конечно, позаботиться об определённой сумме наличных в кошельке не помешает. Но стоит понимать реалии и учиться использовать карту для безналичных платежей. В конце концов, это действительно удобно.

– В прошлом году «Беларусбанк» заявил о вводе комиссии с 1 октября 2018 года за приём некоторых платежей в кассах наличными. Речь шла об одном рубле за каждый платёж, в том числе за пополнение счёта мобильного телефона, интернет-услуги, обучение, парковку и так далее. Комиссия введена?

– Нет. «Беларусбанк», пожалуй, единственный оставшийся в стране, кто по-прежнему поддерживает социальную направленность. За расчёты наличными в кассах вознаграждение не взимается. Но опять же повторюсь: увеличение доли безналичных платежей – одно из ключевых направлений развития банковской сферы Беларуси. Определённо стоит осваивать современные способы оплаты посредством инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга…

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---