03/05/2019

Это город любимый мой, Речица!

Мой город, Речица! В тебе всё: мои радости и печали, удачи и разочарования, пора становления и взросления. Считай, половина моей жизни прожита с тобой. Теперь, когда я на заслуженном отдыхе, часто ловлю себя на мысли о том, что мне в свое время выпал счастливый билет: мне было предложено новое место работы в живописном городке на берегу Днепра.

Мой город, Речица! В тебе всё: мои радости и печали, удачи и разочарования, пора становления и взросления. Еще бы! Считай, половина моей жизни прожита с тобой. Теперь, когда я на заслуженном отдыхе, часто ловлю себя на мысли о том, что мне в свое время выпал счастливый билет: мне было предложено новое место работы в живописном городке на берегу Днепра.

Леонид Шевко
Леонид Шевко

Первое наше знакомство с тобой произошло ещё в 1966 году. Будучи девятиклассником СШ № 2 г. Мозыря, на летних каникулах всем классом под руководством бдительных педагогов мы отправились в Речицу на экскурсию: познакомились с работой нефтяников, побывали на буровой. Увиденное произвело сильное впечатление, и я уже тогда усвоил, как нелегок труд нефтяника. Но и мысли не было, что придет время, и я вольюсь в трудовой коллектив тружеников-речичан. Хотя я несколько слукавил: когда бродил по тропкам и пригоркам Мозыря – а рос я в доме, который стоял на самом берегу Припяти, – мой мечтательный взор всегда был устремлен в сторону Речицы. Интуицию не обманешь? А весной, в половодье, река подступала так близко к дому, что, казалось, можно рыбу ловить из окна, только закидывай удочку.

Прошли годы, и вот в период моего становление ненароком подвернулся такой случай. В какой-то момент, когда я трудился на нефтеперерабатывающем заводе, который возводился в Мозыре, в завкоме были утеряны поданные мной документы на предоставление жилья, а для того, чтобы их возобновить, требовалось немало времени и сил. Что и говорить, я был зол. И тут мне вдруг предложили поехать в Речицу для организации газоспасательной службы на Белорусском газоперерабатывающем заводе и при этом пообещали, что в течение года предоставят жилье. Конечно же, без всякого на то раздумывания принял это предложение. Так, майским днем 1976 года, когда Речица походила на невесту – умопомрачительно цвели сады, – произошла вторая встреча с этим городом, встреча знаковая, на всю жизнь. Ожидая получения жилплощади, как и другие приглашенные работники, проживал в общежитии метизного завода. А вскоре стал искать другое, более комфортное жилье уже для семьи – жены и дочки. Обходя деревянные постройки частных домовладений в поисках жилья, я мысленно сравнивал эти два города – Мозырь и Речицу – и всегда получал один и тот же ответ: они оба прекрасны и не похожи. Мозырь по своему рельефу напоминал мне Кавказ, а Речица – просторный город на равнинной местности, с широкими ровными улочками, которые в апреле утопают в цветенье садов, со стойким сиреневым ароматом в мае.

В то время многоэтажных панельных домов было несколько, в основном на Советской. Здесь, в центре, я сразу снимал с семьей жилье (квартиру в пятиэтажном доме), но хозяйка оказалась на редкость привередливой, и мы перебрались в деревянный дом по ул. Школьной. Эта постройка со своими комнатушками, в которых проживали ещё две такие же семьи-квартиросъемщики, как и мы, плюс хозяева, гудел с раннего утра до вечера, как пчелиный улей, и напоминал мне коммуналку. Дом находился неподалеку от парка Победы. В нем по вечерам летними денечками на танцевальной площадке гремела эстрадная музыка, не позволяя заснуть. Вспоминается, как к нам сюда со своей провизией приезжал тесть. По вечерам, услышав громкую музыку, он шел на танцплощадку и с интересом наблюдал за происходящим действом. Несколько раз к нам наведывался и мой отец, и всякий раз я слышал от него, как красив наш город, что чувствуешь себя здесь намного лучше, чем в Мозыре.

Вскоре нашим мытарствам пришел конец: спустя 11 месяцев трудовой деятельности на БГПЗ мне выдали ордер на двухкомнатную квартиру в девятиэтажном панельном доме по
ул. Наумова. В этот же год произошло пополнение: родилась моя вторая дочь.

Взрослели девочки, в квартире были уют и покой, хорошела, преображалась Речица. Как грибы росли всё новые панельные дома, благоустраивалась набережная Днепра. Тогда река еще была судоходной, не такой обмелевшей. По ней проплывали катера с пустыми или гружеными баржами. Наблюдая за ними, я вспоминал Мозырь: по Припяти точно так же проплывали вначале пароходы, затем катера. Я любил с друзьями детства наблюдать за разноцветными огнями, которыми переливалась висевшая у них по бокам гирлянда, и слушать музыку, звеневшую над рекой.

На Днепре,  70-е годы
На Днепре, 70-е годы

Любил наблюдать за катерами я и в Речице. В вечернее время они сильно слепили мне глаза, направляя лучи своих прожекторов для того, чтобы выбрать фарватер и не сесть на мель. Однажды, в связи с производственной необходимостью, мне пришлось на «Ракете» добираться до Киева. Какая открывалась перед глазами красота, когда несешься на катере во всю прыть по водной глади Днепра, а кругом зеленые луга, кустарники, деревья и ландшафты деревень, деревень… Никогда не забуду, как приобретали вкусные колбасные изделия, которые доставлялись из Киева: тогда этих продуктов у нас был дефицит.

Не сразу, а постепенно пристрастился к рыбной ловле. Вспоминается моя первая бамбуковая и разборная удочка, затем телескопическая, моя первая удача и мой самый впечатляющий улов: в прошлом году удалось поймать леща весом 2,5 кг! Сегодня попадаются в Днепре на крючок густёрки, плотва, окуньки и прочее.

Всегда, когда хожу по возвышенному берегу Днепра и бываю в районе, где установлена стела Евфросинии Полоцкой, смотрю на бескрайние просторы заднепровских лугов, на виднеющуюся вдали полоску лесов и чувствую в себе небывалый прилив сил.

Набережная, 1985 год
Набережная, 1985 год

Деревянная моя Речица! Как ты изменилась с тех пор. Сегодня тебя не узнать, и это благодаря повседневному и упорному труду твоих жителей, благодаря «Дажынкам». Каким, мой город, ты стал уютным и комфортным для проживания! Преображается центр, возводятся новые здания, уложены фигурными плитками дорожки и площади, разбиты клумбы, посажены цветы.

И тебе, моя Речица, посвящаю это стихотворение.

Мой город Речица

Над заднепровскими лугами,

Среди каштанов, кленов, лип,

Весь опоясанный садами,

Мой город Речица стоит.

Он для меня всего дороже,

Любимый, искренний, родной.

Не здесь родился я, но всё же

Поныне под твоей звездой.

Тобою я всегда гордился –

Где ни был я, ты был со мной.

Мой город, ты не разучился

Любить и сердцем, и душой.

С тобою становлюсь я молод,

Хоть поседела голова.

И вольный Днепр

              до боли  дорог,

Садов цветущих кружева…

Над заднепровскими лугами,

Среди каштанов, кленов, лип,

Весь опоясанный садами,

Мой город Речица стоит.



--- взято с сайта dneprovec.by ---