Общество

1837

Речица и речичане: дорогой перемен. Василий Гайдаш. Всё началось с мечты

 +

Герой нашей рубрики – директор частного ремонтного унитарного предприятия «Пингвин» Василий Гайдаш, один из первопроходцев речицкого частного бизнеса. С ним мы поговорили об извилистом пути в предпринимательстве, трудностях и перспективах 90-х и реалиях дня сегодняшнего.

Василий Гайдаш
Василий Гайдаш

Мы и понятия не имели, во что ввязываемся

– Если не считать кооператоров восьмидесятых, то мы в Речице были одним из первых частных предприятий. В нашей сфере – уж точно. Открылись в 1993 году, и к этому времени в городе уже начинали работать строительные кооперативы, торговые, одна парикмахерская. Люди, которые открывали в то время свой бизнес, не были какими-то особенными, нельзя сказать, что требовались какие-то неординарные человеческие качества, может быть, немного авантюризма и способности рискнуть, пусть небольшой, но еще стабильной заработной платой. Мы, как и все остальные частники, понятия тогда не имели, во что ввязываемся, чем придется заниматься и как решать вопросы.

Я со школьного возраста мечтал о неком семейном деле, таком маленьком предприятии, в котором будут работать мои братья, родственники, друзья. Хотя тогда, в 80-е годы, об этом никто не говорил и не думал. Всё началось с детской мечты, которая постепенно материализовалась. Казалось, что все происходит само собой, естественным путем.

После учебы служил в армии, потом устроился на государственное ремонтное предприятие. Казалось, так и буду работать и получать зарплату, ни о каком бизнесе и речи быть не могло.

Но «ветер перемен» 90-х приоткрывал двери в новые сферы, которых не было в Союзе, а интерес у людей уже появлялся. К примеру, набирали обороты видеосалоны, и не во всех районах эта ниша была занята, а спрос имелся повсеместно – личный видик был мало кому доступной роскошью, кассеты – дорогим дефицитом, а людям очень хотелось отвлекаться от рутины и открывать для себя мир хотя бы таким способом. Нам повезло: у старшего брата был видеомагнитофон, и мы смотрели какие-то фильмы дома, на просмотры приходили друзья, что и натолкнуло на мысль о востребованности подобного вида отдыха – нам удалось договориться с санаторием «Днепровские сосны» и несколькими сельсоветами, в клубы которых мы приезжали со своим видиком и устраивали платные показы. Такая вот первая бизнес-идея, стартап, как сейчас модно говорить, наивный по нынешним меркам, но вполне себе прорывной тогда.

Общее дело

– Одновременно с этим я продолжал работать электромехаником. При выполнении заказов по ремонту оборудования часто возникали серьезные проблемы: дефицит запчастей, нехватка материалов. По большому счету были только собственные руки. Порой мы с коллегами ощущали себя героями фильма «Аполлон-13», по сюжету которого у космонавтов была задача изготовить переходник для системы очистки воздуха из имеющихся на борту космического корабля предметов, фактически из подручных средств. Космонавты справились, справлялись и мы. У нас была хорошая команда. Заказчики были довольны и стали обращаться напрямую к нам, минуя инстанции. Мы были готовы работать за наличные, но серьезные государственные организации не могли себе этого позволить. А вот на расчетный счет по безналу могли платить, сколько скажем, только чтобы работа была выполнена качественно и быстро.

Значит, если хотим работать на себя и зарабатывать, надо открыть счет. Пошли мы с коллегами в банк. Оказалось, чтобы открыть счет, необходимо зарегистрировать предприятие. Мы и думать об этом не думали, просто готовы были делать ту работу, которую умели. Но надо – значит, надо. Приютил нас и дал первый юридический адрес один из первых и постоянных наших заказчиков – КУПШП «Речичанка». Наверное, его опытные управленцы рассмотрели в нас потенциал еще на старте и помогли начинающему бизнесу. Знакомые помогли оформить устав, документы – так и появилась наша фирма. Очень важный момент: это было не мое решение, не моя идея – это было общее дело того коллектива, в котором я работал. Так уж случилось, что директором выбрали меня, хотя я был еще пацаном – 23 года.

Спрос рождает предложение

– Время шло, и перечень услуг, которые мы предоставляли, расширялся. Занимались ремонтами и старались перекрыть весь спектр торгово-технологического и холодильного оборудования: того, что стоит в магазинах, столовых, ресторанах. Не только холодильники: плиты, мармиты, мясорубки, сковороды электрические, кассовые аппараты и весы, а позже добавились кондиционеры и компьютеры. Всё, что находится в торговой точке клиента, мы должны были обслуживать на 100%.

Иногда получалось так, что предложение рождало спрос. Работал у нас один парень, который разбирался в компьютерах: он знал, где взять комплектующие, как установить программы. На тот момент это было большой редкостью. Попал он к нам как электронщик, занимался кассовыми аппаратами, однако показал, что умеет что-то еще, и мы выделили под него целое направление. До сих пор у нас основной вид деятельности – работа с юридическими лицами: магазинами, предприятиями (РМЗ, «Речицадрев», гомельские птицефабрики, молочные заводы). Мы занимаемся холодильными камерами, объемом по 1 000 кубов, монтажом, конструированием оборудования.

Электроника, холодильное оборудование и кондиционеры, ремонт бытовой техники, работа с электродвигателями, магазин бытовой техники – у нас сформировалось пять направлений работы, под заказ собираем очень мощные холодильные агрегаты – есть у нас специалисты.

Лихие 90-е

– Если говорить о преступности, рэкете – было, что уж тут. Приходили к нам агрессивные личности, но в целом нас это обошло стороной. Скажу прямо: мы никому не платили. С чем это связано, сложный вопрос. Во-первых, мы с коллегами все были местные, в городе было много знакомых, хорошо общались с большим кругом людей, к тому же парень я был крепкий: спортом занимался, вольной борьбой, ну и, наверное, нам просто везло. В любом случае все вопросы мы старались решать с уважением и бесконфликтно.

При этом я не могу сказать, что нашей фирме было сложно работать в девяностые. Даже наоборот! Конкуренции не было, спрос высокий, цены хорошие, и, учитывая инфляцию, никто не говорил, что у нас дорого, заказчики были более сговорчивыми, платили не скупясь. Если сегодня у людей есть разные источники информации, с помощью которых можно сравнивать цены и качество услуг, то 25 лет назад просто вариантов не было! Так что нам работы хватало – только не ленись. Да и рентабельность продаж наших услуг была гораздо больше, маржа была приличная. Инфляцией, конечно, доходы съедались, но мы постоянно развивались, вкладывали деньги в расширение предприятия. Со временем мы стали довольно известной фирмой, заработали себе репутацию – уважение к себе, как к профессионалам. В конце 90-х к нам в ремонт привозили холодильные компрессоры из г. Бреста «Санта Бремор». Но, как известно, зачастую сложнее удерживать лидерство, чем его заслужить. Это каждодневный труд, мой как менеджера, каждого сотрудника – как представителя фирмы, ведь легче заработать хорошую репутацию, чем потерять плохую. Клиент не вернется к тебе, если остался недоволен качеством работы, сроками, отношением к себе. Поэтому нужно держать высокую планку сервиса на всех этапах работы, быть единым коллективом профессионалов, к чему стремлюсь я лично и требую от своих сотрудников. Сегодня, когда конкуренция стала более жесткой и рынок перенасыщен услугами, сложнее работать, но и интереснее одновременно.

Я не боюсь новых кризисов. Мы пережили дефолт 1998-го, кризис 2010-го, потрясения 2014-го… Да, деньги мы теряли из-за инфляционных скачков. В основном это связано с тем, что мы не работаем по схеме «утром деньги – вечером стулья». Мы делаем свою работу, и после этого нам платят. Поэтому, конечно, есть и должники, и существенные задержки платежей. Работа в этом направлении – это тоже часть современного бизнеса, тем более с такой спецификой, как у нас.

Власть повернулась лицом к бизнесу

Когда мы открылись, отношение к частным предпринимателям было специфическое, настороженное. Люди не видели разницы между спекулянтами и коммерсантами. В понятии обывателя того времени спекулянт – это тот, кто нарушает закон. Идеологическая составляющая тогда крепко сидела у людей в голове. Власть также относилась настороженно: зарегистрировались – работайте. Ни о какой помощи не было и речи, не мешали, и слава Богу! Проверки, инспекции по труду, противопожарной безопасности, санстанция – все у нас были. Требования выставляли как к обычному государственному предприятию. Это сейчас – открылись, и два года без проверок: раскручивайся. Я помню, как один из руководителей высокого уровня пообещал в конце двухтысячных пожать руку последнему предпринимателю. Таких понятий, как единый налог, упрощенная система не существовало. К любому нарушению отношение было вполне определенное: незнание не освобождает от ответственности. Нарушили – ваши проблемы, отвечайте.

Сейчас сознание постепенно меняется, люди по-другому относятся к частникам, и власть тоже. Начинают видеть в тебе партнера, налогоплательщика, работодателя. С системой налогообложения стало все гораздо проще, несмотря на то, что вариантов работы много: с НДС или нет, упрощенная или обычная система.

Предпринимательство развивается, и последние 10–15 лет мы ощущаем на всех уровнях – районном, областном, республиканском – доверие и поддержку. Ежегодное чествование лучших предпринимателей – тому один из примеров. Сам тот факт, что я, будучи бизнесменом, являюсь членом областного Совета депутатов, говорит об изменении идеологии, об улучшении отношения к малому и среднему бизнесу. Да, из 54 депутатов я единственный предприниматель. И это свидетельствует о движении в правильном направлении.

Я никогда не плачу зарплату в конверте

Может, мой запас жизненного риска остался в тех же 90-х, но адреналин я предпочитаю получать не из экономии на налогах, к примеру. Прекрасно понимаю, зачем и для чего их платят. Понимаю, что мой сотрудник вправе рассчитывать на оплачиваемый больничный, на отсутствие проблем с начислением пенсии, когда придет срок. Да и в целом я привык руководствоваться правилом: «Чистая совесть – самая лучшая подушка».

В части оплаты труда мы давно пользуемся тарифной сеткой. Это очень удобно и справедливо. Смысл в том, что нужно учитывать зависимость зарплаты, например, директора (20-й разряд) от ставки первого разряда. То есть если я хочу поднять зарплату себе, то я должен поднять зарплату всем своим работникам. У нас люди не получают зарплату, они ее зарабатывают. Объемы работы большие. Выдерживают не все.

Ответственность за людей

– Для того чтобы открыть свое дело, не нужно быть сверхчеловеком, нужно понять, чем ты хочешь заниматься, чем ты будешь «гореть». Ну, а потом много и тяжело работать, где главное – это самоотдача, целеустремленность, честность, профессионализм и готовность брать на себя ответственность в первую очередь за людей: каждый месяц обеспечить объем работы, выплатить зарплату, создать условия для труда. Надо держать свое слово: сказал, пообещал – сделай.

* * *

С 1990-х до 2020-х росла фирма, росли и дети. Оба сына работают со мной. Можно сказать, мечта о династии стала действительностью: трудовой, зачастую непростой, но очень интересной.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity