Общество

7519

Стоит подумать, речичане. Хата с краю?..

 +

Итак, давайте условимся: вы не работник правоохранительных органов и не депутат (конечно же, не ниже районного Совета). Вы – просто законопослушный гражданин. Вышли на улицу прогуляться, подышать свежим воздухом. Пенсионер сделать сие может в любое время дня. Хомо сапиенсу из обоймы трудового коллектива полноценная прогулка со свежим воздухом «светит» после окончания работы. Однако отбросим условности.

Так на чем остановились? Ага, вы на улице. Не спешите, дышите так, дабы легкие благодатным кислородом наполнились под самую завязку. Держитесь подальше от автомобильного потока. Правильно: выхлопные газы пользы не принесли никому и здоровья не добавили... На улице, даже самой тихой, будь он неладен, также может «отдыхать», ища нерасторопного, коронавирус-19. Поэтому маска (желательно в три-четыре слоя) вам не помешает. Хотя коль храбры до невозможности и плевать хотели на этот самый covid-19 с высокой колокольни, маску можете и не надевать. Но тогда…

Допустимо: навстречу – гражданин. Может, и детина также вышел с целью наполнения груди целебным кислородом?

Но вот незадача: видите и слышите, как встречный чихает и сморкается не в защитную маску или носовой платок (дозволяется и в рукав), а просто куда возжелает. Конечно же, не переживая-беспокоясь, что подлый вирус вполне способен приземлиться и на вашу защитную маску. Вспомним отмеченное выше: вы – законопослушный гражданин. Вы и словом не зацепили встречного типа. Хотя и можете бросить взгляд не чисто мягкий, а чуть-чуть да с укоризной. Мол, ну как же так? Ведь рекомендовано-предписано и в отношении защитных масок, и чихать-сморкаться в тряпочку либо хотя бы в рукав…

А здесь (пусть этакое с вами не случится) и может произойти совсем уж нехорошее. Вместо того, дабы перестать чихать-сморкаться, встречный гражданин (очень вам неприятный) может подступиться к вам, законопослушному, ближе 1,5–2 метра.

– Закурить имеется? – резонен вопрос незаконопослушного.

Даже если в вашем кармане лишняя сигарета, вы, как думается, не станете елозить перед неприятным гражданином. Ответите, не теряя достоинства: «Не курю».

Ответить-то ответили, однако где гарантия, что ваше «не курю» дойдет до гражданина-детины в понятии-разумении всякого законопослушного?

Может случиться (конечно же, не дай Бог): ваш ответ незаконопослушному просто не понравится.

Слово за словом, и между вами – сродни неприятного диалога. Вы, законо-
послушный, апеллируете словом-убеждением. И только.

Стоя двумя ногами на позиции реализма, легко спрогнозировать: незаконо-
послушный (додумался-тки, забыв норму юридического права… заехал вам в «пятак»). Буду искренне рад, если вам, законопослушному, удастся увернуться или хоть как-то смягчить «заехал». Вы, естественно, возмущены до глубины души. Ища справедливости, решили наказать негодяя по первое число. Для законного возмездия нет смысла ломать ближайший забор, надеясь на дрын, с помощью которого всякого незаконопослушного можно вернуть в реальность, что всякое действие способно вызвать обратное противодействие. Остается уповать на суд.

Вы, понятное дело, наполнены уверенностью: зло будет наказано сполна. Убеждение, сродни вашему, может источать и жена ваша. Может рассказывать соседям и знакомым, что ее (Вася, Ваня и т. д.) покажет наглецу, где зимуют раки.

Если пенсионер, можете сходить в родное ЖЭУ, дабы заручиться характеристикой: положительны на все сто процентов, любите цветы, высаженные на клумбах родного райжилкоммунхоза, а равно и животных. Даже бродячих. Можете не указывать, что и на дух не переносите соседскую кошку, которая (всякое бывает) способна, не стерпев, оставить предательскую кучку у вашей двери. Хотя должна была, сволочь этакая, от кошачьей органики избавиться на улице или хотя бы «приземлить» на хозяйский лоток.

Если в ожидании пенсии (время выхода в связи с неуклонным увеличением средней продолжительности нашей жизни также имеет тенденцию к росту), то не лишне заручиться характеристикой с работы. Основное в документе сем – ваше производственное рвение и активное участие в общественной деятельности. Называть, что вы, скажем, разрядник бега по пересеченной местности либо по прыжкам в длину или высоту, автор данного материала считает излишним. Иное – разряд по шахматам. Здесь уж вас может зауважать всякий судья – разрядник по шашкам. Ибо шахматы, коль сравнивать с шашками да еще народным афоризмом, то в самый раз – «гусь свинье не товарищ».

Направляясь в суд, подумайте о помощи адвоката. Не надейтесь на свою стопроцентную правоту. Это вам совет, проверенный на горьком опыте.

Во время суда, как в той народной мудрости: бойся не закона, а судью. В трактовке автора данных строк: бояться следует не статьи закона, а ее трактовки. Ибо, как нередко случается, статья-то махонькая, в несколько строк, да комментарий к этой самой махонькой… и в два тома…

Совет следующий: больше слушайте. Как утверждал древний философ (фамилии не помню, да и не в этом соль): «Хладнокровие, граждане, умноженное на хладнокровие».

Даже рассказывая, как оно было, сразу же юркните за хладнокровие. Ибо (вполне возможно) ваш обидчик заявит суду голосом самым мягким: вы, истец, лепечете несколько не так, как оно на самом деле. Сигарету у вас он не просил, а только думал попросить. Притом в форме самой мягкой, присовокупив волшебное слово «пожалуйста». А вот вы, притворяющийся обиженным, не только зло посмотрели, но и прошипели (возможно, мысленно) крайне неприятное слово «козел».

– Слушайте, да не было этого! – можете, притом крайне эмоционально, возразить вы. Ну, возразили. И что?

Возможно, у вашего обидчика имеется свидетель. Скажем, та же Маша, или Зина, или… Нет, вы ее раньше не видели и во сне. Но она (суд-то «не закрытый»), имея обостренный слух, могла услышать ваше «козел» и за километр от места события. Маше или Зине нет нужды прибегать к монологу, что действительно слышала «козел». Достаточно кивнуть головой.

А вот здесь-то, друг мой обиженный, ваше хладнокровие должно быть особо непоколебимым. Не вздумайте бросить слова типа: «Да чушь все это! Этого не было!..»

Поймите и судью. Он также человек. Если судья женщина, может быть проблема с мужем. Если судья мужчина, то, говоря словами приснопамятного Бориса Николаевича Ельцина, может иметь какую-то «загогулину» с женой. Да и вообще: вы у него, судьи, как надо понимать, не одни. Судья на ваше законное возмущение вправе среагировать словами: «Потерпевший, ведите себя корректно: суд – это не балаган…»

Поверьте, это кульминация процесса. Застыньте, замрите, забудьте, что имеете язык, справку-характеристику и даже медицинское заключение о возможном синяке (результат получения в «пятак»). Надейтесь на волю Божию с благосклонностью судьбы. Не пытайтесь сложить в кармане увесистую дулю (вашему обидчику или судье). Не поможет.

Ваше счастье, если незаконопослушный гражданин-детина, не сдержавшись, станет хоть словом давить на судью. Случись подобное, вы, если не на зрелой кляче, то, во всяком случае, на необъезженном жеребчике. Ибо «суд – это не балаган», судья может напомнить уже ему, ответчику. А последнее слово, как известно, самое весомое...

Рассказанное выше – теория с назиданием. Теперь реальное.

…На жилкоммунхозовской лавочке гражданин неопределенного возраста и такого же места жительства. Перед ним «выплясывала» гражданка идентичного возраста и места жительства. Тянулась до гражданина руками, маша ими, как пропеллером. Гражданину, конечно же, сие не понравилось: взяв частную трость, наставил ее пред собою. Мгновение, и данная «попирашка» была успешно выхвачена с последующим обрушением на своего владельца. Женщина орудовала, как медведь на пасеке, молотя бедного владельца по чём попало, норовя попасть в голову.

Команда «Брейк!» поступила от одной из работниц магазина «Самообслуживание». Крайне вовремя: владелец трости, считай, устал защищать голову руками…

Упомянутый работник торговли засобиралась было прибегнуть к номеру телефона, скорее всего, милиции. Чуток успокоившись, махнула рукой. Милицейский телефон не потревожил и я, крайне возмущенный увиденным беспределом. Хотя и видел: избитый человек облизывает кровоточащие руки (пострадали от ударов трости).

Думалось многое. Как, например, а если агрессор и потерпевший – враги совсем нелютые: дико поссорились, а вскоре помирятся? Да и вообще, до худшего не дошло. Так стоит ли искать, как говорится, приключений на собственную (даже неприлично называть)…

Эх, если бы вернуться ко временам функционирования «Морального кодекса строителя коммунизма»! Вот тогда бы… Коммунизм, как оказалось, лишь маячил на горизонте в виде непонятного фантома. И если остался таковым, то, понятное дело, как-то сам собою «зафантомил» и его моральный кодекс. Но, как знаем, свято место пусто не бывает?

Да, негоже, что «хата с краю» нами проявляется все чаще. Вот и приходит на умишко этакое: не пора ли вместо морального кодекса строителя коммунизма иметь аналогичный кодекс гражданина Республики Беларусь? Пусть и вобравшим многое из того, что было в моральном кодексе, упомянутом выше. Ведь коммунизм – одно, а его мораль – совсем иное.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity