Общество

1318

Рейд по Речице с экипажем ГАИ: невидимые велосипедисты и чем грешат пешеходы

 +

В Беларуси становится все больше и больше велосипедистов. И параллельно растет число недовольных пешеходов: им приходится делить тротуары с двухколесным транспортом. Нелюбовь взаимна: велосипедисты тоже злятся – пешеходы не хотят их замечать и уступать дорогу. Отношения натянутые. Люди то и дело оказываются под колесами. Другое дело, что такие мелкие конфликты нигде не фиксируются – многие участники движения о них попросту не заявляют.

Но иногда особо резонансные случаи попадают в интернет или всплывают в СМИ. Июль прошлого года, Мозырь: велосипедистка наехала на годовалую девочку и скрылась. Мама рассказала, что незнакомка задела ее дочь и продолжила движение, ребенок получил небольшие ссадины. А в Гомеле, например, в прошлом году велосипедист насмерть сбил йорк-ширского терьера и тоже скрылся.

В минувший четверг корреспондент «Дняпроўца» побывал в рейде с инспектором ДПС отдела ГАИ Сергеем Пырхом, чтобы узнать, насколько ответственно относятся велосипедисты и пешеходы к собственной безопасности.

На часах 17.00, мы идем по улице Ленина.

– Сегодня будем смотреть за соблюдением Правил дорожного движения велосипедистами и пешеходами, так как именно эти участники движения в наибольшей опасности и часто – по своей вине, – предупредил инспектор ГАИ.

Так, беседуя, идем по тротуару. Вдруг справа прямо по траве меня молча пытается объехать велосипедист. Останавливаем его. Объясняем, что он нарушитель – велосипедист-невидимка. Молодой человек соглашается: «Виноват, нет на велосипеде звонка, думал, что пешеходы и так слышат, что кто-то едет сзади».

Двигаемся дальше – и снова необорудованный «Аист». Инспектор ГАИ делает замечание, но велосипедист со всей мочи стал давить на педали и нырнул в ближайший переулок. Наверняка вечером он похвалится друзьям, что ему удалось сбежать от гаишников. Впрочем, никто его и не догонял – может, сам в следующий раз подумает, что такой адреналин ни к чему хорошему не приводит.

Вот каждый раз, когда рядом проносится со свистом велосипедист, сердце уходит в пятки и остается осадочек: а что, если бы сейчас руку выставила в сторону или сама дернулась, это же мгновение!

Дальше у перекрестка с улицей Наумова встречаем речичанина Юрия, который ехал на велосипеде по проезжей части при наличии тротуара. Он был искренне удивлен, что нарушает ПДД.

– Впервые слышу, что надо ехать по тротуару, – говорит велосипедист. – А как же пешеходы? Это же для них. Вообще главная проблема Речицы – это отсутствие выделенных велодорожек, поэтому велосипедисты ездят по тротуарам или дорогам. На тротуаре мы мешаем пешеходам, на проезжей части – машинам. Расскажу историю. В конце мая я ехал по тротуару, навстречу шли две женщины с пакетами. Посторониться, чтобы пропустить меня, они не захотели, поэтому пришлось выезжать на мокрую после дождя траву. Велосипед занесло, я подставил ногу, чтобы не упасть, оказалось неудачно, дальше я ни ехать, ни идти уже не смог. У меня вопрос: кто главнее?

– Согласно ПДД – пешеход, – отвечает Сергей Пырх. – В правилах (глава 20) говорится: велосипедист должен двигаться, не создавая препятствий. При этом велосипедистам достаточно придерживаться трех составляющих: умеренной скорости, двигаться ближе к проезжей части и использовать сигналы (со спины – лучше подать голосом, просто сказать с улыбкой: «Разрешите проехать»).

Отпускаем Юрия, ещё раз напомнив ему о необходимости ехать по тротуару. А мы с инспектором ГАИ сворачиваем на улицу Наумова. Здесь сразу же на тротуаре встречаем Николая, у него дорогой велосипед, оборудованный всем необходимым.

– Катаюсь на велике я с детства, но с большими перерывами во время своих катаний. Несколько лет стоит на балконе, потом я опять катаюсь. Поэтому опыт большой, но с перерывами. Думаю, можно сказать, что 25 лет я езжу на велосипеде, – признается мужчина. – У меня не случалось конфликтов с пешеходами, потому что я в принципе стараюсь ездить очень аккуратно. Моя принципиальная позиция заключается в том, что пешеход на тротуаре является главным и более уязвимым, потому что велосипедист и его энергия езды во время движения могут привести даже к смертельным случаям. Из-за чего некоторые велосипедисты не обращают внимание на остальных и ездят по тротуарам на большой скорости? Все просто, потому что они хамло, и хамы встречаются абсолютно везде. Они бывают на велосипедах, они бывают на автомобилях, они жужжат на своих мотоциклах, они не обращают внимание и толкаются в общественном транспорте. Просто есть такие люди, которые не уважают остальных в городе. Город для всех, но кто-то считает, что он важнее…

– Николай, если бы Вы могли обратиться к пешеходам, о чем бы Вы их попросили, – задаю вопрос и вижу, как мужчина на несколько секунд задумывается.

– Молодых мамочек и взрослых бабушек я бы попросил присматривать за детьми и не выгуливать на длинном поводке животных. Еще один значимый момент – наушники. Любите музыку, оставляйте хотя бы одно ухо свободным. Эта просьба касается всех. Тротуар в каком-то смысле стал проезжей частью. Помимо велосипедов появились самокаты, моноколеса и прочее. В идеале всем должно быть удобно.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity