Культура > Духовность

5224

Новый храм в честь иконы Казанской Божьей Матери освящён в д. Милоград Речицкого района

 +

Настоящим событием для Речицкого благочиния и прихожан стало освящение в конце октября вновь построенного православного храма в деревне Милоград. Чин освящения храма в честь иконы Казанской Божией Матери совершал епископ Гомельский и Жлобинский Стефан при большом стечении местных жителей, жителей окрестных деревень, речичан, строителей.

Белоснежный красавец храм взметнулся ввысь, и купол церкви виден не только из нового посёлка. Он хорошо просматривается с автомобильной трассы и части деревень Глыбов, Милоград, а также открывается взору путешествующих по водной глади седого Днепра, с территорий прилегающего соседнего района. Великолепное здание поражает своим величием, основательно расположившись на правом (высоком) берегу Днепра, свидетельствуя об укреплении веры православной. Играет под лучами скупого зимнего солнца крест, озаряя своим светом древние земли предков милоградцев.

Так всё начиналось

Любопытная вещь: в Милограде никогда не было собственной церкви. Культовые здания (либо помещения) католиков, евреев, а также православных были в ближайшем местечке Горваль, куда приходилось добираться, чтобы помолиться. И не удивительно ли, что в 21 веке возникла потребность иметь свой храм! Почему?

Строительство церкви – дело нешуточное. В данном случае это дань моде или что-то другое? Как родилась идея строительства церкви?

Беседую с председателем Глыбовского сельского Совета Е. Грабцевич.

– У главы местного сельсовета хлопот предостаточно, – рассказывает Екатерина Петровна. – Ежедневно встречаешься с людьми, решаешь многие вопросы, касающиеся жизнеобеспечения населения. И на мероприятиях различных бываешь, и с почтенными односельчанами общаешься, слышишь их мнения о современной нравственности. По долгу службы в составе комиссии по пьянству и мобильной группы многократно посещаю неблагополучные семьи. Вместе с активом сельсовета пытались проанализировать ситуацию, докопаться до причин морального истощения отдельных граждан, попавших в поле зрения комиссий, вникнуть в проблемы и помочь им. Случалось, что по собственной халатности злоупотребляющие спиртным лишались не то что крова вследствие пожара, но и жизни. Как остановить скатывающихся в бездну?! Не раз задавала себе этот вопрос.

Как поведала председатель сельсовета, что-то подобное произошло лет 12 тому назад, когда у  нее гостила сестра Галя, которая живёт на Псковщине. Она глубоко верующий человек. Послушав в очередной раз, как сельчане обсуждали местное ЧП, сестра не выдержала: «Церковь надо строить». Этот совет-назидание вскоре стали обдумывать серьёзно, и через некоторое время милоградцы уже были уверены в том, что им нужна церковь. Подошли к благочинному Речицкого округа протоиерею Алексию Пешко с этим предложением. Обратно они возвращались воодушевлённые, чтобы поделиться радостью с односельчанами, что их стремление благочинный поддержал. После получения благословения правящего архиерея архиепископа Аристарха дело пошло. Сразу же создали совместную двадцатку – это главный церковный орган из 20 человек, который является ядром, советом этого храма. Работы предстояло много: регистрация общины, сбор различных согласований, справок и так далее.

Поклонный крест

– А ещё раньше года на три, – рассказывает настоятель храма в честь иконы Казанской Божией Матери Николай Савастьянов, – как-то ко мне обратился Геннадий Быков. Я тогда работал коммерческим директором СП «Древпроминвест». Он сообщил, что вместе с местными жителями Милограда изготовили  и решили поставить поклонный крест, какой ставят по доброй славянской традиции православные в начале деревни. Эдакий оберег селения.

– Ты в церковь ходишь? – спрашивает.

– Хожу, – отвечаю.

– Так помоги найти батюшку, крест нужно освятить.

Освятил крест тогда протоиерей Сергий Лысенко, и помогал ему в этом Николай Савастьянов, впоследствии ставший настоятелем строившегося храма.

Где возводить храм?

– Одной из основных задач был выбор земельного участка под строительство храма, – рассказывает настоятель. – Изначально появилось три варианта, один из них – это участок возле поклонного креста. Рассматривали обстоятельно каждый. А когда по деревне прошёл ураган и повалил на предполагаемом участке все деревья, мы поняли: строить надо там, где не прошла стихия. А значит, храм должен стоять здесь, Сам Господь указал на это место.

После соответствующих согласований и отвода земли площадка была расчищена, оставшийся лес был переработан на нужды строительства. Удивительно, но этого леса хватило на всё строительство.

Каким он должен быть?

Долго думали над этим, рассуждали. Деревянный с небольшими куполочками или небольшой каменный? Оно и понятно: нынче храм уже не является доминантой, красивейшим зданием города или деревни, как было у наших предков. Такой подход отражает мировоззрение современного человека, для которого он сам со своими потребностями стоит на первом месте. В прежние времена люди жили бедно, но всем миром строили церковь в селе на зависть соседям, которая и архитектурой, и убранством превосходила все окружающие её постройки. Этим подчёркивалось, что главная ценность для человека – Царствие Божие, олицетворением которого на земле является храм Божий.

Принято было решение строить монументальное здание.

– За основу взяли проект церкви в честь Божией Матери Целительницы в Витебске, – рассказывает иерей Николай Савастьянов. – Вся нижняя часть до свода (стены) такая, как у нас. Свод мы решили облегчить. И, я думаю, угадали. Так, на изготовление проектной документации, прохождение экспертизы проекта, сбор всех согласований ушло три года.

Как-то благочинный протоиерей Алексий, обращаясь к батюшке Николаю, сказал: «Берись за строительство, владыка Аристарх благословил!».

Забегая вперёд, скажу, что вскоре после того, как иерея Николая Савастьянова назначили настоятелем строящегося храма, рядом с поклонным крестом в вагончике около пяти лет велась служба.

С момента освящения креста на месте закладки, который освящал правящий епископ Стефан, исполнилось четыре года. А само строительство заняло три с половиной года.

Возрождается вера – растут храмы

– Батюшка Николай, кто финансировал строительство?

– Существенный вклад в строительство храма внесли в первую очередь приход Свято-Успенского собора (настоятель протоиерей Алексий Пешко) и приход храма Покрова Божией Матери (настоятель протоиерей Николай Ефименко). Не знаю, как без их помощи я справился бы с этой непростой задачей. Это была и материальная, и моральная поддержка. Но всё же главными спонсорами стали простые, без особого достатка люди. Пенсионеры и предприниматели, рабочие и колхозники, прихожане городских и сельских церквей. Например, такая акция, как «Именной кирпич», была очень популярной. Люди жертвовали на именной кирпич, и его укладывали в стену. То есть человек живёт и знает, что его реальный вклад здесь есть.

Были случаи, когда приходили пожилые прихожане и приносили свои сбережения, собранные на смерть. Одна бабушка говорила: «Возьми, батюшка, я себе ещё подкоплю». Люди, которым небезразлична вера православная и будущее потомков, как и раньше, так и сейчас откликались своим сердцем на благое дело. Всякий православный старался внести свою посильную лепту в строительство храма «на помин души», осознавая, что в этой церкви до скончания века будет возноситься молитва «о всех создателях, строителях, жертвователях и трудящихся в храме сем». Низкий поклон всем, кто участвовал в этом святом деле. Это стройка всех жертвователей, это памятник милосердию, это знак любви к Господу.

Нужно отдать должное руководителям предприятий нашего района, которые, невзирая на непростую обстановку на самих предприятиях, изыскивали возможность и помогали средствами, материалами, техникой. В какую бы организацию, на предприятие я ни обратился, отказа не знал. Это предприятия нефтяной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, метизный завод и завод «Термопласт» и многие другие.

Также сами люди организовывали много раз субботники (по необходимости). Каждый хотел быть полезен. Работало по 10,15, а то и 20 человек. По сути, всю черновую работу: вынести строительные отходы, что-то складировать, поднести, убрать, почистить – выполняли миряне, приходившие на субботники. Таким образом сделали навес.

Очень многие работали благотворительно. Например, хозспособом выполнен фундамент здания.

Строили с молитвой

– Кто выполнял основные работы по кладке стен?

– Строительная бригада из-под Бреста. Это высококвалифицированные специалисты, у которых подобный объект не первый в Беларуси. Очень ответственно относились к делу, зная, что строят на века. Их работа  аккуратная и надёжная. Сами по себе они глубоко верующие люди. Например, в субботу до обеда работают, а в воскресенье все как один стоят на службе.

– Какова толщина стен здания?

– 83 сантиметра.

– Эти же строители вели и кровельные работы?

– Нет. Кровельные работы, устройство самого купола выполняли другие мастера. Всю конструкцию они монтировали на земле, сами же делали купол. И, когда было всё готово, подняли и установили её. Какая это была радость и для строителей, и для прихожан, и для меня лично!

Не они меняли храм, а он их

В Милограде нам рассказали забавный случай. Был он – не был? Приходит одна бабушка к строящемуся храму и обращается к мужчинам-строителям:

– Ребятки, дайте пустые бутылочки.

– Какие бутылочки, бабуся, мы не пьём.

– А вы кто, строители?

– Да.

– Так дайте хоть закурить?

– Так мы и не курим.

Подивилась услышанному бабулечка и ушла восвояси.

– Такие же ответственные и добросовестные были и шпатлёвщики, – продолжает рассказ батюшка. – Они строго соблюдали технологию, температурный режим и т. д. Два года назад начали штукатурить. Я попросил, и мастера сразу согласились. Не за бесплатно, конечно, но никто три шкуры не драл с нас. Всё делали по совести.

Я заметил, что даже люди, которые у нас работали, менялись внутренне. Скажем, плотники, которые ездили на Россию, пришли обычными людьми, а уходили другими – сдержанными, не сквернословили даже на территории храма и т.д. В любом случае они уже не были такими, как раньше.

Потребность души

– От котлована до освящения прошло всего три с половиной года. Для возведения такого храма это небольшой временной отрезок. Как удалось уложиться в кратчайшие сроки?

– Бездуховность порождает скудность сердец, пустоту, – рассказывает священник, – что приводит к бессмысленности существования и даже гибели личности. Примеров немало. Здравомыслящий человек задумывается о смысле жизни и о спасении. Где оно? В чём? У мирян было огромное желание поучаствовать в богоугодном деле. Они приходили и трудились физически, вносили свои пожертвования, предлагали помощь. Местный житель Александр предложил отлить из мраморной крошки крест, а Сергей стал ваять Голгофу. И один, и другой изучали, как это сделать правильно, и у них всё получилось. Ибо делали от души, с любовью, как и прихожанка Людмила, которая занималась озеленением территории храма. У тех, кто приходил к нам, помогал, это был порыв души, чистые и благие намерения. Всех людей перечислить просто невозможно, имена их знает Господь и за это воздаст.

Чудесный дар

Монументальное здание получилось. Оно может украсить любой населённый пункт, город. Внутри пока скромное убранство – лишь несколько икон.

– Икону Божьей Матери Казанской и Николая Угодника, а также подсвечники мы получили из Свято-Успенского собора, – говорит настоятель. – В алтаре икона, которую преподнёс владыка Стефан в благословение на момент освящения закладного камня; икону Божьей Матери «Достойно есть» – епископ во время освящения храма. Все светильники приобрели в Украине.

По окончании богослужения во время торжественной церемонии освящения храма в честь иконы Божьей Матери Казанской в д. Милоград владыка возглавил крестный ход и обратился к молящимся со словами архипастырского назидания, оповестил всех, что свершилось чудо: одним из прихожан была принесена в дар икона Божьей Матери Тихвинской XVIII века. А это добрый знак для всех прихожан.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети