Культура > Духовность

2258

Речица православная. Преподобный Макарий Оптинский

 +

Недавно на страницах газеты «Дняпровец» был опубликован материал об основателе и вдохновителе оптинского старчества преподобном Льве (№ 137 за 26 ноября 2019 г.). Продолжаем рассказ об оптинских старцах.

Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился в семье орловских дворян в 1810 г. Когда мама ребёнка заболела, семья переехала в город Карачев, где Миша учился в школе. В четырнадцать неполных лет он уже начал работать бухгалтером, отлично справляясь с этой нелёгкой должностью. После смерти отца уехал в деревню.

Юноша не искал богатства, не пытался сделать карьеру, не гнался за миражами светского успеха. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В пустыне преподобный Макарий был учеником старца Афанасия, ученика преподобного Паисия (Величковского), а позже сблизился с иеромонахом Леонидом (впоследствии оптинским старцем Львом). Послушание последнему продолжилось и в Оптиной пустыне, куда преподобный Макарий пришёл в 1834 г.

В 1836 г. иеромонах Макарий был назначен братским духовником Оптиной. Семь лет он вместе со старцем Львом руководил духовной жизнью братии и множества мирян. При преподобном Макарии широко развернулась издательская деятельность монастыря. Личность старца Мака-рия содействовала обращению к Православию многих русских светских писателей и мыслителей. Насельники Оптиной называли период старчествования преподобного Макария золотым веком обители по причине установившегося под влиянием старца внутреннего и внешнего строя жизни братства, напоминавшего одну родную духовную семью.

На каждом из нас лежит обязанность подражать тем святым, имена которых мы носим. Батюшка отец Макарий носил имя преподобного Макария Египетского. Добродетель смирения, подражая житию своего Святого, и положил в основание своего подвига старец отец Макарий. Ибо если смирение необходимо для всех христиан вообще, то для иноков в особенности.

Старец Макарий в высшей степени обладал даром властного слова, и речи его имели огромное влияние на душу слушателей. Выйдя от старца, Николай Гоголь говорил:

– Да, мне сказали правду, это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой.

Великие чудеса совершал Господь через батюшку Макария. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели бесноватого, который ничего ранее о нём не знал и никогда не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!» – ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной весь задрожал и упал на пол. Дело было в гостинице, люди сбежались из всех номеров, больного вынесли во двор. Вдруг изо рта его вырвалось темное облако, точно из самоварной трубы. На глазах у всех оно высоко поднялось и исчезло. Отец Макарий взял за руку больного, тот очнулся исцелённым и с удивлением смотрел на собравшийся народ. Видимо, он ничего не помнил.

Вот каким его запомнили в то время духовные чада: «Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижный. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре смущали его всю жизнь. Одет был всегда бедно. Зато был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их полу-чения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».

Письма не сходили со стола его. Окончив утреннее скитское правило, он начинал писать, но двери кельи были отворены для всех приходящих, кроме того, время от времени его просили выйти к воротам. Старец выхо-дил; возвратившись, опять принимался за перо. Письма старца заключают в себе наставление в спасительном пути, утешение в скорбях и решение недоумений в самых разнообразных духовных вопросах. Можно утвердительно сказать, что одними этими письмами старец оставил о себе вечную память! Его письма и в наше время читаются с большой духовной пользой.

Не раз, особенно в последние годы своей жизни, преподобный Макарий выражал близким ученикам свою душевную скорбь о том, что не знает, куда бы и как уклониться от множества народа. Не раз, чувствуя крайнее изнеможение и упадок физических сил, решался он прекратить росшую ежегодно свою духовную переписку; но по примеру учителя побеждаемый силою и горячностью любви к страждущим, видя умножение болезней общественных, а более всего по смирению продолжал свой труд.

За два года до своей кончины преподобный Макарий был пострижен в великую схиму без изменения имени. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Время своей смерти старец предсказал. За неделю до кончины его соборовали. Уже тяжело больной, он прощался, раздавал свои вещи, наставлял. Народ стекался хоть через окно посмотреть на него. Около полуночи старец потребовал к себе духовника и после получасовой беседы с ним попросил читать отходную. В 6 часов утра он приобщился Святых Христовых Таин в полном сознании и умилении, а через час великий старец Макарий тихо и безболезненно отошел ко Господу в Чертог Небесный. Это было 7 сентября 1860 года.

Мощи преподобного Макария Оптинского находятся во Владимирском храме Оптиной пустыни рядом с мощами его наставника, духовного друга и сотаинника, преподобного Льва. Как и при жизни преподобный Макарий слышит молитвы страждущих и помогает им своим молитвенным предстательством.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity