Речица православная. Преподобный Моисей Оптинский
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит илюстративный характер
На страницах газеты «Дняпровец» публикуется цикл материалов об оптинских старцах. Уже вышли статьи об основателе и вдохновителе оптинского старчества - преподобном Льве (№ 137 от 26 ноября 2019 г.), а также о преподобном Макарии (№ 142 от 7 декабря 2019 г.). Продолжаем наш рассказ.
Сегодня речь пойдёт о преподобном Моисее, в настоятельство которого и зародилось оптинское старчество.
Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 г. в благочестивой купеческой семье в Борисоглебске Ярославской губернии. Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Получив строгое воспитание, сыновья этой семьи стремились к монашеской жизни, духовному росту.
Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву. Там братья окончательно утвердились в желании монашеской жизни. Их старшая сестра, Анисия, мечтала о монашестве, но по желанию отца вышла замуж и вскоре умерла. Муж её ушёл в монастырь, в Саровскую Пустынь. Когда братья узнали об этом, то решили тоже поехать в Саров. Тимофею было 22 года, Ионе - 18 лет. Из Сарова они написали отцу откровенно о своём намерении. Отец разгневался и приказал сыновьям немедленно возвращаться домой, но они не показывались ему на глаза два с половиной года. Впоследствии отец простил сыновей и благословил на монашество.
В Сарове братья встретились с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там преподобный Серафим Саровский, схимонах Марк, проходивший подвиг юродства, игумен Назарий, восстановитель Валаама. Во время трёхлетнего пребывания в Сарове Тимофей пользовался наставлениями этих духоносных старцев.
В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной пустыни и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Он слыхал о рославльских пустынниках и именно им желал поручить устройство скита. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.
В 1822 году церковь в честь Иоанна Предтечи была освящена, отец Моисей в возрасте сорока лет был рукоположен в иеромонахи и определён духовником Оптиной. А через три года преподобного Моисея избрали настоятелем Оптиной.
Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея Оптинского. За эти годы его трудами Оптина преобразилась. Число братии увеличилось в несколько раз, туда был приглашён старец Лев, назначен духовником старец Макарий. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и преподобный Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие. При преподобном Моисее пришёл в Оптину послушником будущий ее великий светильник - преподобный старец Амвросий.
Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его хотя и хорошим, но обыкновенным человеком, только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высокодуховным старцем. Но чудо его жизни и служения - сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Также монастырь расцвел внешним благолепием, в нём была собрана богатейшая библиотека, развернуто книгоиздание. Современники говорили о старце Моисее: «Это был муж дела, а не словес самохвальных».
В последние дни земной жизни преподобного Моисея открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной старец подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно долго стояла женщина, которая, получив образок для себя, не хотела удаляться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок и поднес его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен». И келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что схиархимандриту по слабости сил никак нельзя служить, то преподобный Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности: в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь.
Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила в 1862 году, на 81-м году его земной жизни. Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении в 1865 году новопреставленного преподобного Антония разломали склеп и обнаружили гроб преподобного Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, увидели, что тело его осталось нетленным.
В 1996 году преподобный Моисей был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме Оптиной пустыни рядом с мощами его брата, игумена Антония.