Культура > Духовность

1673

Речица православная. Преподобный Антоний Оптинский

 +

На страницах газеты «Дняпровец» публикуется цикл материалов об оптинских старцах. В 2019 г. статьи о них вышли в № 137, 142 и 149. Продолжаем наш рассказ.

Преподобный Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом преподобного Моисея Оптинского. Призвание к монашеству он почувствовал еще в ранней юности, но, повинуясь воле отца, отложил свое намерение.

Во время Отечественной войны 1812 года он попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов. Посещал Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь, где помогал старцу Амфилохию в его послушании у раки святого Димитрия Ростовского.

В 1816 г. тайно от родных он направился в Рославльские леса, где подвизался его старший брат Моисей. Там в 1820 г. Александр был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого. Его восприемником при постриге и духовным отцом стал старший брат, преподобный Моисей, к которому всю жизнь Антоний сохранял послушание и почтительность.

В 1821 г. вместе с отцом Моисеем монах Антоний прибыл в Оптину пустынь для устроения при ней скита. Очистив от леса участок, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. В 1823 году преподобный Антоний был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году в иеромонаха. В 1825 г. после назначения старца Моисея настоятелем Оптиной пустыни преподобный Антоний стал начальником скита. Вскоре к добровольным тяжелым иноческим трудам добавился невольный крест неизлечимой болезни ног, которая до самой кончины причиняла преподобному тяжкие страдания.

В Оптиной пустыни в скитском братстве не было другого такого смиренного послушника, каким был молодой скитоначальник Антоний, который ни малейшего распоряжения не делал без благословения своего старца и брата – преподобного Моисея. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, отец Антоний читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. Преподобный Антоний и преподобный Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пустыни старчества.

Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание.

Преподобный Антоний пробыл начальником скита четырнадцать лет. В 1839 г. он был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря. Преподобный Антоний управлял монастырем, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу обители. Стараниями отца Антония был освящен Преображенский придельный храм, закончен и освящен Никольский храм монастыря. В 1845 году за труды на благо обители преподобный Антоний был награжден золотым наперсным крестом. Он пользовался любовью и уважением святителя Филарета, митрополита Московского, который часто приглашал его к сослужению. По окончании устроения обители в 1853 г. игумен Антоний отказался по болезни от настоятельской должности и провел остаток дней своих в Оптиной пустыни. Духовные дарования преподобного Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. По словам очевидцев, не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году по ходатайству святителя Филарета эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. В течение этого времени он жил там как лицо, находящееся на покое, и не вмешивался во внутренние дела монастыря и скита, и даже избегал давать советы. Только утешал в скорбях приходивших к нему.

В это время уже открылись многие его дарования: прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать. Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь, назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета. А если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит. Старец пользовался общей любовью, и насельников обители, и посетителей.

Хотя отец Антоний всех направлял к старцам, многие обращались за советом к нему, зная о его духовных дарованиях. Он мог разрешить проблемы и недоумения человека еще до того, как тот успеет изложить ему свои скорби. Один частый посетитель Оптиной рассказывал, что как-то впал в большое уныние и вдруг получил письмо от старца Антония, где тот утешал его и советовал почитать житие одного святого. Когда же он нашел это житие, обстоятельства, описанные там, в точности совпадали с теми, из-за которых он не находил себе места, что утешило и поддержало его, а вскоре и ситуация благополучно разрешилась. Был у старца Антония и дар видеть душу человека, скрытые грехи, который тот сам не осознавал или боялся признать.

Несмотря на ухудшение здоровья, преподобный Антоний посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Был неустанным молитвенником и строгим постником. От духовных детей преподобный Антоний получал много писем, на которые всегда отвечал сам, несмотря на болезнь. Преподобный Антоний обладал даром прозорливости и часто, не ожидая получения писем, писал утешения и наставления.

Кончина преподобного Моисея в 1862 году стала для отца Антония тяжелой потерей. Сорок дней он провел в затворе, читая Псалтирь по новопреставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве.

В 1863 году преподобный Антоний совершил паломничество к мощам святого Тихона Задонского и святого Митрофана Воронежского. 9 марта 1865 года, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, после трехлетнего самоиспытания он принял великую схиму с оставлением прежнего имени. По болезни старца пострижение было совершено келейно настоятелем обители, преподобным Исаакием I. После пострижения преподобный Антоний перестал принимать мирских лиц, братию скита принимал изредка, погрузившись в непрестанную молитву.

Старец был соборован за 17 дней до кончины, когда телесные силы еще не совсем оставили его. Приобщался же Святых Таин в последнее время ежедневно и пребывал в непрестанной молитве. В августе 1865 года наступил последний день жизни многострадального преподобного Антония. Вечером, во время всенощного бдения, умирающий вдруг потребовал, чтобы к нему пригласили настоятеля. Как истинный послушник он и в последний путь не хотел отправляться без настоятельского благословения. Исполняя беспрекословно волю умирающего, настоятель преподобный Исаакий благословил его и простился с ним уже навеки.

Погребен преподобный Антоний в Казанском соборе монастыря рядом с преподобным Моисеем. В 1996 году причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания. Покоится в Казанском соборе Оптиной пустыни рядом с любимым братом и духовным отцом, преподобным Моисеем.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity