Культура > Духовность

1536

Речица православная. Память Казанской иконы Божией Матери и Димитриевская суббота

 +

Православная Церковь 4 ноября чтит память Казанской иконы Божией Матери в честь чудесного освобождения Москвы и России от польского гнёта в 1612 году.

Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал Смутным временем, Русскую церковь возглавлял великий исповедник Православия священно-мученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей. Он сумел, находясь под стражей, тайно отправить в Нижний Новгород письмо с воззванием о помощи. Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Своё покровительство, и Её заступлением была спасена Россия. В честь этого события и установлен праздник.

В этом году 7 ноября совершается поминовение усопших – Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (древнее название – Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу. На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти великомученика Димитрия, или Димитриевской родительской субботы, не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода.

В Беларуси осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (Осенние Деды) или же «Дзмітраўка». В этот день устраивались поминки, существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности на Беларуси Восеньскiя дзяды определяли не по памяти великомученика Димитрия, а по празднику Покрова Пресвятой Богородицы – третья суббота после Покрова. В 1992 году был принят официальный день памяти усопших – 2 ноября, очевидно, под влиянием католической традиции. В настоящее время Восеньскiя дзяды – это в первую очередь день, когда христиане посещают богослужение в храмах, где возносятся молитвы за усопших, а затем проводят в кругу семьи, по возможности посещают могилы предков в этот день.

В этом году Димитриевская родительская суббота в храмах будет служиться 7, 14 и 21 ноября. Накануне, в пятницу вечером, служится Парастас, заупокойное вечернее богослужение, а в субботу утром служатся Литургия и Панихида.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity