Спорт

5097

Владимир Ищенко: "Не останавливаться на достигнутом!" Футбольный судья из Речицы – в числе лучших арбитров страны

 +

В минувшем сезоне Речица была представлена в высшем футбольном свете. Матчи чемпионата Беларуси в высшей лиге, а также кубковые поединки обслуживал речичанин, судья национальной категории Владимир Ищенко. В рейтинге спортивной газеты «Прессбол» по итогам сезона он занял второе место, совсем немного уступив обладателю первой позиции. Поигравший некогда в составе «Ведрича», двенадцать лет назад он решил продолжить служение футболу уже в качестве арбитра.

– Игра на профессиональном уровне помогла успешному переходу на судейскую стезю?

– Безусловно, выступление в команде мастеров дает возможность лучше понимать суть игры. Даже на начальной стадии судейства не испытывал проблем с трактовкой единоборств. Руководители судейского корпуса всегда повторяют, что, когда начинающий судья хотя бы немного поварился в футбольной среде в качестве игрока, это значительно упрощает переход к деятельности арбитра. Тяжело обучить всем нюансам и тонкостям игры человека, который никогда не выходил на футбольное поле.

– Что стало причиной начала судейской деятельности? Желание остаться в футболе?

– Это просто стечение обстоятельств. В 28 лет нужно было уже задумываться, что делать дальше. Можно было продолжить играть, но, на мой взгляд, лучше быть молодым судьей, чем пожилым футболистом. Судьба совершенно случайно свела с людьми, которые предложили попробовать себя в качестве судьи. Полгода я ездил на занятия. Моя позиция, мировоззрение, трактовка правил, общение с людьми понравились Николаю Кульбакову – известному в прошлом арбитру, работавшему в областной федерации футбола,
и он дал мне рекомендации. Дальше все зависело только от меня.

– С чего начиналась судейская деятельность?

– Первый матч, который мне довелось судить, состоялся в Минском манеже в 2004 году. Футбольный клуб «Динамо» (Минск) и Ассоциация «Белорусская федерация футбола» организовывали в январе футбольный турнир. Мне доверили игру между белорусами и латышами. Получилось достаточно удачно. Так все и началось.

Хотя в первое время случались какие-то шероховатости. Это закономерно. Хорошего арбитра вырастить не проще, чем хорошего футболиста. Бывало и бежал не туда, и располагался на поле не совсем правильно.

Существует определенная методика, как судья должен перемещаться по полю, где он должен находиться в определенной ситуации, как располагаться по отношению к помощникам, а также техника бега. Пришлось поменять осанку. Даже почерк изменился. Научился быстро писать печатными буквами, хотя раньше мой почерк был далек от каллиграфического. В футболе много нюансов, но мелочей не бывает. А в судействе тем более.

– Возможно ли судье, выражаясь армейским языком, «жить только по уставу», постоянно действуя лишь согласно букве закона?

– Хороший судья – это мудрый и опытный специалист. Нужно великолепно знать правила и своевременно их применять. К каждой игре необходимо подходить индивидуально. Вот футболисты играют в одну и ту же игру, но они все разные. Судья должен знать манеру действий футболиста, игру команды, ее тактику. Эти нюансы тщательно изучаются перед игрой. Хороший судья обладает определенными знаниями, харизмой и авторитетом. Во время игры случаются такие моменты, что можно наломать дров и остаться плохим для всех сторон. Каждый игровой эпизод требует индивидуального подхода. Вот как, например, прописать в уставе игру рукой? Бывает, мяч попадает в руку, бывает, игрок сыграл рукой, иногда есть возможность убрать руку, иногда ее нет. Был ли умысел в действиях игрока? Отсутствовал ли он? За мгновение нужно принять решение. Для этого необходим опыт. Все невозможно прописать. Нас обучают, но к абсолютному пониманию игры каждый приходит лишь со временем.

– Как бы ты охарактеризовал свой стиль судейства: либеральный, демократический, авторитарный?

– В футболе, как в институте, где сначала студент работает на «зачетку», а потом она работает на студента. Сначала работаешь на авторитет, а потом уже он работает на тебя. На первых порах все связанные с футбольным хозяйством люди – руководители клубов, тренеры, игроки – тебя оценивают. Начинаешь карабкаться от детско-юношеского футбола, дубля, и если все протекает благоприятно, то к тебе потихоньку начинают привыкать. Постепенно приходишь к тому, что твои решения просто не оспариваются. Я как бывший футболист отношусь к игрокам с уважением. Но только до того момента, как начинается хамство. Тогда я превращаюсь в жесткого арбитра. Хотя, глядя на статистику за последние два-три года, вижу, что в среднем за матч я раздаю меньше трех желтых карточек.

 – Бывало так, что опытные, матерые футболисты пытались как-то повлиять на какой-то эпизод, используя свой авторитет?

– Судью видно по первым двум-трем решениям. Если все четко и по делу, вопросов не будет. А что касается опытного игрока, то он никогда не будет выяснять отношения. Ему это ни к чему. Своего на поле он добьется за счет класса.

– Как происходит подготовка арбитра к сезону и к отдельно взятому матчу?

– Подготовка к сезону для арбитров – чрезвычайно серьезный момент. Я тренируюсь семь раз в неделю. В понедельник и четверг у меня двухразовые тренировки. Плюс постоянное штудирование правил. Смотришь футбол, обращаешь внимание на работу топового арбитра, следишь за его перемещениями по полю. Отслеживаешь новшества. Международная федерация футбола каждые полгода спускает нам новые циркуляры. Нас собирают на семинары, разъясняют нововведения, демонстрируют их на дисках. Перед началом сезона мы проходим полный медосмотр. Постоянно сдаем тесты по физподготовке – перед сборами, дважды на сборах. Сдаем теоретические экзамены. Вопросы не из разряда очевидных. Они очень каверзные. Если не сдаешь этот экзамен, то на полгода отстраняют от обслуживания матчей. Тесты по физической подготовке сдаем раз в месяц. Не сдал – месяц не работаешь. Все очень жестко. Большая конкуренция.

– Кому сложнее: футболисту или судье?

– Нелегко и тем, и другим. У судьи просто больше ответственности. Футболистов на поле много. Они имеют возможность выручить друг друга, исправить ошибку другого. Судья в поле может рассчитывать только на себя. Если ошибся – сразу растет волна недовольства со стороны футболистов, зрителей, прессы.

– Выкрики с трибун могут эмоционально придавить?

– От этого просто нужно уметь абстрагироваться. Я не судил при стотысячной аудитории. Хотя неважно: триста болельщиков присутствуют или восемь тысяч. Главное – качественно выполнять свою работу. Это твоя профессия. Проходишь подготовку.

При любой подоплеке матча нужно быть готовым с достоинством выйти из каждой ситуации.

– Сколько километров за матч набегает судья?

– Точно не меньше полевых игроков. У футболистов больше скоростной работы. У арбитров она более монотонная. Но скорости в футболе растут. Даже в нашем футболе игроки, может, не столь техничны, но физически подготовлены хорошо. И судья должен поспевать за всеми событиями на поле. Это огромный объем работы. Каждый футболист играет на своей позиции, а судья должен быть везде: и атаку опередить, и в штрафную войти, и к угловому флажку сместиться, и к помощнику подбежать, и «стенку» поставить, и успеть от нее отбежать. Нужно все делать быстро, чтобы не терялась динамика игры. Меньше 10 километров за матч точно не пробегаешь.

– Кого сложнее судить: молодых футболистов или зрелых игроков?

– Чем ниже уровень – тем судить сложнее. Стоит признать, что многие футболисты не до конца знают все тонкости правил. Даже в высшей лиге грешат этим. Чем ниже уровень, тем команды менее техничны, тем больше единоборств. Хуже поля, ниже техника отбора мяча. Игроков высокого уровня судить легче, но опять-таки этому уровню нужно соответствовать. Если присутствует хотя бы малейшая неуверенность в чем-то, незнание правил, какое-то сомнение – раскусят на второй секунде. Каждое сомнение – минус авторитету.

– Как бороться с симуляцией в футболе?

– Если симуляция явная и футболист просто повеселил всех, то я за это обычно не наказываю предупреждением. В такой момент футболист просто выглядит нелепо. Если симуляция скрытая, хитренькая, за это нужно наказывать. Это противоречит духу честной игры, провоцирует зрителей.

– Есть в белорусском футболе игроки, которые снискали себе славу «заслуженных провокаторов»?

– Безусловно, такие игроки есть, и мы – судьи – о них прекрасно осведомлены. Перед каждой встречей, просматривая составы, определяешь, от кого вероятнее всего ожидать подвоха. Как с ними бороться? Рецепт прост: находиться как можно ближе к эпицентру событий, и тогда любой момент будет очевиден и лишен двусмысленности.

– Как распределяются обязанности в бригаде арбитров?

– У каждого есть своя зона ответственности. При стандартных положениях, например, резервный арбитр должен смотреть за «стенкой». Главный судья сейчас больше концентрируется на единоборствах в штрафной. Помощники на линии – на положении «вне игры» и взятии ворот. Без ошибок не бывает. Но нужно стараться их минимизировать.

– Нововведения в футболе, например, автоматическое определение взятия ворот – это благо для футбола?

– Ни один из экспертов выходящей на российском телевидении программы «Свисток» не сказал еще, что это благо. Играют в футбол живые люди. И судят их тоже люди, а не машины. Начинают сравнивать с баскетболом, хоккеем. Там же иные размеры площадки. Это не сказывается на динамичности игры. В футболе сверхважные спорные эпизоды случаются раз в полгода. Для этого менять всю игру? У футбола есть своя история. Если в нем случается какая-то несправедливость, то через какое-то время удача непременно вернется еще и сторицей. Из нововведений мне импонирует применение системы коммуникации у судей. Это очень помогает. У тебя словно появляются глаза на спине. Наличие арбитров за воротами – также плюс. Мне самому довелось в одном из матчей находиться за воротами. За десять минут до конца хозяева проигрывают. Два прострела – два раза мяч попадает в руку защитникам гостей. Я прекрасно вижу моменты. Умышленной игры рукой не было. По коммуникации передаю главному: играть. Все вопросы сами собой отпали.

– Система видеоповторов в футболе имеет право на жизнь?

– Эта система сама по себе – вещь хорошая, но она может неблагоприятно сказаться на ходе игры. Невозможно прописать, какие эпизоды стоит просматривать, какие – нет. Футбол станет медленным. Потеряет свою притягательность. Люди приходят посмотреть зрелище. К футболу нужно относиться как к игре, а не как к войне.

– За рейтингом арбитров в «Прессболе» следил?

– Нет. Мне было интересно, какую оценку после матча поставит мне инспектор, как оценят матч специалисты. Если все хорошо, то следующие назначения на матчи не заставят себя долго ждать.

– Сезон выдался самым успешным в судейской деятельности?

– Сезон выдался неплохим. Надеюсь, и дальше все будет складываться удачно. Мне хочется еще долго судить. Надеюсь, для этого хватит и здоровья, и эмоционального настроя. Этот футбольный год завершен, можно выдохнуть, но через две недели нужно начинать готовиться уже к новому сезону.

– Какие-то планы, цели еще остались?

– У нас можно судить до 48 лет. У меня впереди еще восемь лет работы. Планирую и дальше выполнять свою работу качественно. Нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно всегда идти вперед, к какой-то намеченной цели.

– Какой совет дал бы молодому человеку, желающему стать футбольным арбитром?

– Если есть желание попробовать себя в качестве судьи, то, прежде всего, нужно обратиться в областную федерацию футбола.

Также необходимо запастись терпением: судейская работа – это огромный труд. Нужно больше общаться со старшими коллегами, прислушиваться к их мудрым советам. Чем раньше начинаешь судить, тем больше возможностей предоставляется в будущем.

Вообще работа судьи очень классная. Российский арбитр Владислав Безбородов как-то сказал в интервью, что это лучшая профессия в мире.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети