Экономика > Торговля

2334

Речица и речичане: дорогой перемен. Олег Бойко: нельзя конкурировать с рынком, рынок нужно дополнять!

 +

Сидя в приёмной и ожидая встречи с Олегом Федоровичем, я сразу понял: это человек дела. Из-за закрытой двери директорского кабинета слышался энергичный голос, который с увлечением рассказывал собеседнику о планах по развитию «Торгсервиса»: обновление магазина «Ветеран», перемены в «Березке», ремонт в универсаме «Центральный»… И в ходе интервью я понял, что не ошибся. Мы побеседовали о специфике работы в торговле в эпоху становления независимой Республики Беларусь, рецепте выживания в кризисные периоды и современных реалиях.

Перестройка и 90-е

 – После восьми классов в 1978 году я поступил в сельскохозяйственный техникум, потом работал в колхозе в Новом Барсуке бригадиром. Затем – армия и попытка поступления в Горецкую сельскохозяйственную академию, куда не прошел по конкурсу. На следующий год поступил в Гомельский кооперативный институт на дневное отделение.

Первое место работы в торговле – Подолесское потребительское общество, заместитель председателя по заготовке. Отработка закончилась, и мне предложили работу в Горпищепромторге – заместителем директора магазина «Юбилейный». С благодарностью вспоминаю Надежду Ивановну Канашевич, старшую коллегу и очень грамотного специалиста, – я многому у нее научился. Здесь работали настоящие трудяги! Смены по восемь–двенадцать часов, работа в выходные – это очень непросто! Представьте себе: грузчиками в основном работали женщины – прекрасные, сильные, крепкие! Многие из них мне в матери годились и относились ко мне с уважением, а я отвечал им тем же.

Дальше был «Военторг» – обслуживание закрытой военной части в Старокрасном. Командир части был очень заинтересован в том, чтобы меня сагитировать – даже выделил квартиру. Это для меня и стало решающим фактором – с предыдущей работы отпускать не хотели, предлагали место директора «Березки». С распадом Советского Союза часть была расформирована, и я не стал устраиваться на работу, а начал частное дело – фирму БСК. Заработали бары в Доме техники, в Александровке – в рамках договора с «Белоруснефтью», несколько магазинов продовольствия и бытовой техники по всему городу, на Ритме – еще один бар в здании бывшего колледжа, где сейчас школа. В общем, бизнес был налажен, всё работало и приносило прибыль – и мне стало скучно.

Рождение «Торгсервиса»

Шёл 1996 год. Горпищепромторг распался, был разделен на два предприятия – «Виктория» и «Торгсервис». Выделились «Приднепровье», «Товары для дома», «Дорожный» – это были крупные, состоятельные магазины. Директором Горпищепромторга была Надежда Николаевна Железко – великолепный специалист, настоящий руководитель. Она возглавила «Викторию», а «Торгсервис» – Григорий Алексеевич Гавриш. То есть не я стоял у истоков предприятия. Я тогда и не думал переходить на государственную работу, трудился в частном бизнесе.

Но в 1998 году меня позвал к себе Николай Николаевич Зарезако, глава города, и предложил возглавить это предприятие. Причина очень простая – «Торгсервис» был банкротом! Зарплаты сотрудников уже переводили на ставку первого разряда – то есть самый минимум. «Что ты теряешь? – сказали мне. – Не получится – ничего. Предприятие всё равно уже разорилось!»

Нестандартные решения

Для того чтобы справиться с ситуацией, руководить таким крупным предприятием, нужны были знания. Поэтому пришлось учиться. Кооперативного института и опыта работы в торговле не хватало. Я окончил курсы антикризисных управляющих, Академию управления при Президенте (между прочим, с красным дипломом).

Приходилось действовать нестандартно, применять новые подходы. Люди на предприятии были готовы работать, просто их нужно было повести за собой. А как поведешь, когда денег нет?

В это время нефтяники – их Управление социальными объектами – бесплатно отдавали пекарню: новую, итальянскую, оцененную в 60–70 тысяч долларов. И никто в городе не хотел ее забирать – не хотели связываться, ведь был дефицит муки и прочие трудности. Требовалось приложить усилия, много работать, но люди этого боялись. Пекарню хотели отдать в Светлогорск, в Речице никто не хотел брать, а я забрал. Сделал расчёты, проанализировал и понял: это будет прибыльно. Пять раз писал заявление на эту пекарню. Василий Васильевич Костюкевич – он в горисполкоме курировал торговлю – пытался меня отговорить, предупреждал о трудностях. Но предприятие «Торгсервис» нужно было вытягивать, вылезать из банкротства. Поэтому свое рентабельное производство было очень кстати. Мы стали производить хлеб, но только для наших магазинов. Нашли муку, специалистов, организовали процесс – это, конечно, трудно. Проще ныть и ничего не делать. Но мы не побоялись работы – и выиграли.

Эта одна пекарня покрыла расходы на содержание целой базы! Продали мы ее (уже после присоединения к «Торгсервису» обанкротившейся «Виктории») за хорошие деньги «Хлебпрому», который до этого не хотел ее брать даром. А мы получили пекарню бесплатно, заработали денег и продали – тоже заработали!

Еще один пример – ситуация с тарой. Тара стоила очень дорого, и при этом упаковки, ящики валялись везде. В общем, разгильдяйское отношение. Поэтому я принял решение установить лимиты на тару на каждый магазин в зависимости от товарооборота. Очень серьезные меры принимались по энергосбережению, ремонту техники (холодильных установок в том числе), и это помогало сэкономить. То есть внимание уделили издержкам – это было проще проконтролировать, чем переучить человека изменить его отношение к работе.

Когда я принял предприятие, то три года не был в отпуске, но не потому, что меня не пускали. Просто нельзя было. Когда начинаешь любое дело, надо вникнуть: поставить на поток, наладить процесс, а потом уже гулять.

Банки тогда выдавали векселя на месяц, то есть давали деньги в долг. Из-за этого многие попали в убытки. Но мне повезло с главным бухгалтером – Надежда Петровна Омелюсик помогла разработать план по использованию этих векселей. В итоге именно нам давали векселя на два месяца – такое было доверие со стороны банков. Через два года после банкротства у «Торгсервиса» был свой депозит. Мы перестали пользоваться кредитами и сами вкладывали деньги под проценты. Это получилось следующим образом: например, на месяц нам давали сто миллионов векселями, но мы работали хорошо, и нам готовы были дать еще столько же. Мы брали. Потом из оборота вынимали такую же сумму, клали на депозит, а с вексельными работали! А проценты по депозиту – 400% – большие деньги! Нестандартные решения, высший пилотаж – вот то, что выручило нас в тяжелой ситуации.

Мы всегда ищем, как сделать лучше

В 2007 году, накануне «Дажынак», было принято решение передать нам на баланс общественное питание. Первым стал ресторан «Полесье». Если бы не это, то в 2008–2009 гг. у нас был бы первый гипермаркет в районном центре Гомельской области. Но пришлось вложить деньги в ресторан, перестроить фасад, изменить интерьер и формат работы.

На самом деле там происходили удивительные вещи. Представьте себе: в ресторане на втором этаже приготовили пищу: свежую, горячую, чтобы люди кушали. Ее где-то ставили, она остывала, и потом в кулинарии размещали в холодильных витринах, а для клиентов ее грели в микроволновой печи и подавали. Сначала специально охлаждали, потом грели. Странный способ вести бизнес! Это пришлось менять. После того как в 2007 году мы перестроили в «Полесье» фасад и изменили интерьер, больше не делали там капитальный ремонт – настолько качественно всё было выполнено тогда. Хотя сейчас задумки есть, но идея с оформлением бистро в народном стиле, с деревом посередине зала, оказалась удачной. Но опять же – проще было оставить как есть, поставить какие-нибудь новые столы, витрины и ограничиться этим. Но мы так не работаем. Мы всегда ищем, как сделать лучше.

Внутри себя мы не конкурируем

Сейчас, в эпоху гигантских торговых сетей, мы руководствуемся правилом, которое я выработал еще в начале своей деятельности: нельзя конкурировать с рынком, рынок нужно дополнять!

Взять, например, Дом торговли «Ведрич». Раньше там продавалось всё для чистки, мойки… Сейчас надо быть самоубийцей, чтобы лезть туда, где имеются игроки гораздо сильнее, чем ты. Теперь у нас в ассортименте встраиваемая техника для кухни – 50–60 наименований. Ее обычно люди заказывают в интернет-магазинах по картинкам, а у нас можно рассмотреть, пощупать. Тут же – обеденные столы, стулья, посуда, мойки. То есть человек может полностью обставить кухню – такой белорусский вариант «Икеи». Таким же образом покрываем весь набор для ванны. Многие мировые бренды предлагают нам сотрудничество, даже бесплатное оборудование для размещения продукции – и это о чем-то говорит.

Ни в одном райцентре области нет такого количества ресторанов, как у нас, тем более в государственной торговой сети. И все они разнообразные! Ни один повар сетевого магазина не приготовит кулинарию так, как повар ресторана. И мы этим пользуемся. Полуфабрикатами торгуем давным-давно, доставка из наших ресторанов есть – и в сегодняшних условиях это очень актуально, как, например, и «Патио» – площадка на открытом воздухе.

Пример попытки конкурировать с рынком – новая торговая сеть, которая пришла в город, открыла три магазина, и в каждом делают пиццы. Ну как можно не изучить местный рынок и не понять, что здесь полно заведений с такой же продукцией? В «Старом городе» пекут пироги Штолле, в «Патио» – американскую пиццу, такого никто не делает! В «Днепре» (который был у нас до недавнего времени) – территория гриля, шашлык. Фастфуд у нас – в «Полесье». Внутри себя мы не конкурируем, наши заведения дополняют друг друга. У нас такой подход.

Ситуация этого требовала

Пять или шесть сроков я был депутатом городского Совета, сейчас – в областном Совете. Я бы никогда не стал избираться, если бы за мной не стоял коллектив. Огромное, градообразующее предприятие – почти 1 000 работников, интересы которых надо представлять, надо решать вопросы, быть в курсе городской жизни, принимать участие в управлении городом. Это не из тщеславия – это, можно сказать, необходимость. Точно так же, как с антикризисными курсами, как с пекарней – ситуация этого требовала.

Кризис в головах

Главное – не останавливаться. Сейчас мы обновляем универсам «Центральный»: потолок, стены, и это только начало! К концу месяца это будет новый магазин. И это притом, что сейчас кризис. Следующий магазин будет «Ветеран»: в планах и свежие круассаны, и кофе, полуфабрикаты для пикников – незамороженные, свежие. И дело не в конкуренции с какими-то сетями. Мы развиваем свои магазины в соответствии с планом и ни на кого не смотрим.

Сейчас созданы все условия для развития рыночных отношений, предпринимательства. Адекватная система налогообложения, прогнозируемая экономическая ситуация, льготы начинающим бизнесменам – только работай!

Кризис – в головах! Жизнь-то идёт! О людях надо заботиться, о покупателях. И одновременно забирать рынок. Именно в кризисы и происходит его передел. А нам – местным руководителям – ситуация в городе и районе гораздо лучше видна. И если мы один раз взяли предприятие-банкрот и сделали его процветающим, то неужели мы второй раз этого не сделаем? Кризис покажет, кто сильнее!

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity