Общество > Сельская жизнь

9286

Речицкий район: Старина – деревня с историей и традициями

 1

Чтобы добраться до деревни Старина, что расположена в Глыбовском сельсовете, из районного центра нужно преодолеть два с половиной десятка километров. Еще полтора десятка лет назад в Старине проживало порядка шестидесяти жителей. Сейчас же без учета сезонных обитателей на двух коротких, практически параллельных улицах неспешно ведут подсчет уходящим в лету дням пятнадцать человек, среди которых два ребенка.

Первыми, уже при въезде в деревню, нам встречаются несколько молодых людей, усердно копошащихся в рабочем малотоннажном автомобиле. Как оказалось, это гости из Могилевской области, ведущие здесь бескомпромиссную борьбу с лютующим короедом.

Мария Головинская
Мария Головинская

Мы же с председателем Глыбовского сельсовета Екатериной Грабцевич направляемся в дом к Марии Головинской. Мария Ананьевна – один из старейших и самых уважаемых жителей Старины. Вот уже восемнадцать лет, как живет одна. В 2000 году ушел из жизни её муж, с которым рука об руку прожили вместе 47 лет. Мария Головинская хранит память о нём. Без проблем вспоминает и о трудовых буднях. Работала она в животноводческой бригаде, в коровниках. С главой сельисполкома Мария Ананьевна знакома давно. В 1980 году Екатерина Грабцевич начинала свою трудовую деятельность в совхозе «Подолесье» бригадиром. В её бригаде и трудилась Мария Головинская.

Старина – деревня необычная. Один лес на окраине, о котором едва ли не былины сложены, чего стоит. Лес старинный. В послевоенное время, когда полностью сожженная деревня отстраивалась заново, количество деревьев в нём значительно уменьшилось. Но и по деревне уникальных представителей местной флоры хватало. «У меня под окном росла берёза, которую вдвоем обхватить нельзя было, – вспоминает Мария Ананьевна. – Березовый сок вся деревня здесь заготавливала. С другой стороны дома были три представительные липы, сваленные во время бури».

Родом Мария Головинская из Первомайска Комсомольского сельсовета. Некогда работала на торфозаводе в Горновке, там познакомилась с парнем из Старины, машинистом. Так и перебралась сюда. «Тогда жителей было много. Коров держали, свиней. Было сорок с лишним дворов. А сейчас нас осталось восемь баб, и те с палками».

– Было очень весело, – продолжает она свой рассказ-воспоминание. – Идешь на работу, обгоняет грузовик с людьми. Все смеются, поют. Первого сентября собирались детки, человек пятнадцать, все с цветами. Сразу радостно на душе становилось. И друг к другу в гости ходили. Все были гостеприимные. Особая дружба у нас была с Береговой Слободой. Они приходили на одни праздники к нам, а мы ходили на другие к ним. А сейчас, когда тепло, сидим на своих лавочках. Спасибо, с Глыбовского сельсовета иной раз приедут самодеятельные артисты к нам с концертом.

Помимо работы и домашнего хозяйства, в обязательном порядке ходили сельчане в лес за грибами, ягодами. «Придешь с работы в пять часов и бегом в лес. Еще по ведру ягод успевали домой принести. Богатый лес на ягоды был».

В сенях скрипнула дверь, и к нашей беседе присоединилась Лидия Константиновна Головинская. С хозяйкой дома её связывает не только дружба, но и общая фамилия – женщины были замужем за двоюродными братьями. И окна их домов смотрят друг на друга.

Лидия Головинская
Лидия Головинская

Лидия Константиновна работала на ферме бригадиром. Сама родом из Могилевской области, в здешние края приехала по направлению. Бегала в клуб на танцы, там и встретила своего суженого. Муж её был киномехаником. «Помню, когда были маленькими, в клубе показывали индийские фильмы, – это из воспоминаний Екатерины Грабцевич. – И мы спрашивали: «Дядя Коля, про что кино?» А он в ответ: «Про любовь».

Девять лет проработала в Глыбове Лидия Константиновна, еще двадцать – на ферме в Подолесье. А вообще общий трудовой стаж составил 40 лет.

А наша компания прирастает Валерием Козырем. Валерий Семёнович – бывший председатель Глыбовского сельсовета, и, как выясняется позднее, настоящий архивариус и хранитель традиций родной деревни. Он 40 лет проработал в школе, а нынче считается непревзойдённым егерем.

Валерий Козырь
Валерий Козырь

Деревня Старина, как свидетельствует Валерий Козырь, была основана в 1892 году. Ранее здесь было урочище Старинное. Первыми поселенцами стали выходцы из Буда-Кошелёвского района. У представителей четырёх семей, связанных между собою кровными узами, врачи выявили туберкулёз. Вследствие чего поступила рекомендация сменить климат и поселиться там, где неподалеку имеется хвойный лес. Основатели деревни носили фамилию Белоусовы. Они построили четыре небольших домика за ручьём у самого леса. Посадили сад, который сохранился до послевоенного времени. Выкопали колодец. Сейчас о тех временах напоминает лишь большой куст сирени.

Вскоре деревня начала разрастаться. В то время деревня Береговая Слобода, что находится неподалеку от Старины, была очень большая, густонаселенная, а земли было мало. Решили сделать отселение. И в 1928 году разделили участки земли в Старине, тянув при этом жребий.

Новым жителям пришлось потрудиться. Под поля раскорчевывали лес. Где, по свидетельству старожилов, водились и медведи. Один из них, желая добраться до улья, упал и разбился.

До войны в Старине было 32 дома и порядка 160 жителей. Хапаково болото, Цыбульское, Римшево, Литашева делянка, Рассолово поле – эти объекты сохранили в себе фамилии былых жителей. Валерий Семёнович рассказывает и историю происхождения названия Маказынного поля. Маказыном ранее называли специальное строение, которое при царе строили паны на полях. Маказыны были четырехугольные, реже – пятиугольные, без окон, для хранения сельхозпродукции.

Не прошли стороной Старину раскулачивание и репрессии. Кулаком признали, в частности, жившего около леса и имевшего двух коров и лошадку Рассола. Старый дед Миша подвергся репрессии за то, что на собрании по вопросам коллективизации задал вопрос: «А правда, что тех, кто вступит в колхоз, ночью придут и убьют бандиты?»

 «Знаете, несмотря на то, что раньше жизнь была очень непростая, но сейчас по ней присутствует ностальгия, – признается Валерий Козырь. – Особенно после войны жили бедно. Но отношения между людьми были лучше. И семьи были прочнее. В каждой семье по трое-четверо детей было. Кормить было нечем. Весной собирали гнилую картошку, отжимали, делали кисель. И ни одна женщина не сдала своего ребенка в интернат».

– Деньги, к сожалению, выходят на первый план, – продолжает Валерий Семёнович. – Но об этом еще в 1848 году написал Карл Маркс. Второй том, труд «Капитал». Там, где деньги лежат в основе жизни общества, человеческая жизнь ничего стоить не будет. Восемнадцатилетний сопляк заказывает ради наследства своих родителей. Ужас! Раньше же уйдешь из дома, подопрешь колышком дверь – и все.

Нашу беседу Валерий Козырь подытоживает стихотворением, которое как нельзя лучше подходит тематике Года малой родины:

–…И нельзя быть хладнокровным

К этим сёлам в бархате равнин.

Родной край, Старина моя родная

И луна-красавица над ним.

«Чьё стихотворение-то?» – интересуюсь. «Народное», – быстро отвечает Валерий Козырь.

Мы отправляемся назад, в райцентр, и нас провожает тишина и душевность нестареющей Старины.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети