18/09/2018

Живут деревни Речицкого района. Копань – селенье старинное, а ныне – дачное…

В Речицком районе немного населенных пунктов, история которых столь весома, как у деревни Копани. К территории населенного пункта дня нынешнего некогда примыкали городище и селище. Их тайны не раскрыты до сих пор, хотя который сезон вблизи Копани в летний сезон старается археологический отряд студентов-историков.

В Речицком районе немного населенных пунктов, история которых столь весома, как у деревни Копани. К территории населенного пункта дня нынешнего некогда примыкали городище и селище. Их тайны не раскрыты до сих пор, хотя который сезон вблизи Копани в летний сезон старается археологический отряд студентов-историков.

В свое время от одного из лучших механизаторов бывшего совхоза «Борщевка» Александра Михайловича Филончика услышал: «Если хочешь, сделаю тебе подарок». В его руке –
кремневый резец, скорее всего, позднего мезолита (VI–V тысячелетия до нашей эры).

В списке о порубежных деревнях, вызвавших спор между королем польским Казимиром I и русским царем Василием III, Копань не фигурирует. Возможно, в данное время (начало XVI ст.) селение именовалось Гадынью. Таково название ближайшего озера. А переименование, как можно предполагать, – желание благозвучности без намека на нечисть.

Долгое время Копань входила во владения помещиков Крушевских, проживавших в древнем Борхове. Местность окрест – собственность помещиков Буденовских и Волковицких.

Согласно Всероссийской переписи населения (была проведена в 1897 году), в Копани 68 дворов и 390 жителей. Функционировали хлебозапасный магазин и школа грамоты.

70 дворов и 471 житель, владеющие в общей сложности 331 десятиной земли, – сведения переписи 1909 года.

Жители деревни безоговорочно приняли советскую власть. До десятка сельчан являлись участниками гражданской войны. В их числе – братья Пугачевы. Иван Гаврилович и Василий Гаврилович воевали в составе знаменитых формирований Николая Щорса.

Дуб с сосной –  немые свидетели копанской истории
Дуб с сосной – немые свидетели копанской истории

В 1920 году деревня и ее окрестности стали эпицентром боев подразделений Красной Армии и поляков, прорывавшихся в Гомель. В данных баталиях с обеих сторон задействовались бронепоезда. Со стороны противника так и авиация. С площадки одного из «красных» бронепоездов в сторону Речицы всматривался сам Лев Троцкий, тогдашне всесильный председатель Реввоенсовета.

Копань была сожжена. На ее кладбище нашли упокоение десятки погибших красноармейцев, а также слушателей Гомельской школы комсостава, воспитанники которой готовились стать красными командирами, однако были брошены на отражение поляков задолго до окончания школы.

Возрождение деревни шло не только строительством жилья, но и тягой сельчан к знаниям. Дальнейшее развитие народного образования связано с учительницей Надеждой Степановной Литовор. Она из Пинска. Родилась в семье кузнеца-железнодорожника. Отработав несколько лет в Копани, учила грамоте жителей деревень Александровка и Грановка (Боровая). И только потом переехала в Гомель.

Населенный пункт рос быстрыми темпами. Перепись 1926 года показала в Копани 124 двора и 572 жителя. Функционировал, помимо школы, и почтовый пункт.

А в 1930 году в деревне организовано коллективное хозяйство – колхоз «ХI съезд Советов». Оно уверенно становилось на ноги. Благодаря не только трудолюбию членов сельхозартели, но и хватке ее руководителей. Так, в архивном документе за 1939 год в отношении многих председателей Речицкого района говорится о серьезных упущениях. Краткая характеристика председателя колхоза «ХI съезд Советов» Павла Ревенка: «Работает хорошо».

Накануне Великой Отечественной войны в Копани около 170 дворов, школа-семилетка, магазин, клуб, почта, общественная баня.

В деревне много детей. Они купались и в речке Жерель (Жерела, Жерело), от которой сегодня лишь пересохшее русло в лесу.

От речки Жерель осталось только русло
От речки Жерель осталось только русло

Найдя время, сходил в лесной массив, где водная артерия петляла, прежде чем попасть в озеро Тоньки. Отыскал ее два рукава. Возможно, появились в год большого половодья. Стоял, душой и мыслями соприкасаясь с уже давно минувшим…

Хотелось стоять и думать около одного из последних дубов-исполинов, вблизи которого такая же древняя сосна.

«Запечатлел» на фотоаппарат отрезок одной из старых копанских дорог. Метрах в тридцати, спрятавшись в густолесье, на высокой сосне – последне-копанская борть. Тот, кто ее ставил, давно спит-отдыхает на местном погосте, сосны которого уже заметно прихвачены жуком-короедом.

Последняя борть Копани
Последняя борть Копани

В предвоенный период заслуженным уважением в Копани пользовалась семья Никиты Кузьмича Филончика. Ее глава – ударник местного колхоза «ХI съезд Советов». Трое сыновей – Архип, Иван и Яков – еще с времен гражданской войны трудились на сенозаводе, поставлявшем сено для нужд Красной Армии и московской милиции. В семье и сыновья Сергей с Федором.

Когда грянула Великая Отечественная война, Никита Кузьмич проводил на фронт пятерых своих хлопцев. Не вернулись Иван, Сергей, Федор и Яков. На родное подворье смог ступить, звеня боевыми орденом да медалями, лишь Артем, однако фронтовые ранения и ему позволили недолго оставаться в живых.

У Никиты Кузьмича были и три дочери: Марина, Татьяна и Елизавета, – которые, как и отец, по-ударному старались и на своем, и на колхозном. Растили детей и внуков, ставших людьми уважаемо-заслуженными.

А вот сельский домик, в котором некогда проживала мать-героиня Мария Алексеевна Филончик. В конце 1980-х  рассказал о ней материалом отдельным. Она же вспомнила семерых сыновей, мужа Михаила Игнатьевича. Отваги Игнатьевич (знал от копанских старожилов) был необыкновенной.

Как-то забрался на немецкую фурманку, когда та двигалась по большаку. Сбросил с нее несколько гранат. А впереди, перед тентом, восседали гитлеровцы и, оглянувшись, могли легко заметить смельчака.

Когда настал день освобождения Речицы и района от немецко-фашистских захватчиков, Михаила Игнатьевича (родился в 1906 г.) нашла повестка военкомата. Вот и воевал, показывая мужество, с врагом до 29 апреля 1945-го в составе 172-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии. Освобождал родную Беларусь и Польшу, находился у стен Берлина, где и был наповал сражен вражьей пулей.

Как не вспомнить Василия Алексеевича Маевского, с которым некогда работали в Копанской восьмилетней школе. Был отличным учителем военной подготовки и физической культуры. Во время Великой Отечественной – офицер. В боях под Ленинградом получил столько ранений, что хватило бы и на нескольких. Это когда штурмовал вражью высоту. Данный объект немцы держали с особым ожесточением.

Участники того штурма, а в их числе и В. А. Маевский, получили что-то сродни бронещитам, да командирский наказ: «Ребята, если ранит, то и тогда только вперед...»

 И они ползли, даже уронив «броню», вызывая у немцев удивление, а потом и ужас. Ведь вперед двигались те, которым надлежало лежать уже мертвыми...

Он, В. А. Маевский, был обожжен вражьим огнем настолько, что пришлось делать операцию лица. После того как фронтовика нашли наши, вначале посчитав за мертвого, но, благодаря счастливому случаю, заметили легкое движение обессилевшей руки...

В числе таких же героев-офицеров Копани однофамильцы Василия Алексеевича – Василий Филиппович да Андрей Степанович Маевские.

Конечно же, участниками войны были полторы сотни жителей Копани. В великой Победе и их посильный вклад.

В окрестностях Копани действовали не только партизанские группы Гомельского соединения, но и спецотряд НКВД СССР «Бывалые» (с августа 1943 года возглавлял чекист Николай Исакович Шибеко). С отрядом имели связь многие жители деревни: помогали разведданными и продуктами питания.

Оккупационный период унес жизни четырех жителей деревни. Трое – подростки. Старшему – Николаю Олимпиевичу Быстренкову – 17 лет, Ивану Никифоровичу и Ивану Григорьевичу Филончикам – по пятнадцать. Хлопцы были схвачены, когда немцы узнали, что они хранят оружие.

Ребята могли убежать. Они признались: оружие в зарослях болота. Их отпустили, чтобы принесли спрятанное. Николай да Иван вернулись с патронами и гранатами. И здесь же были расстреляны. Почему не скрылись? Скорее всего, опасались за жизнь родных…

На фронтах Великой Отечественной погибли или пропали без вести свыше 70 человек.

Послевоенное возрождение Копани – тот трудовой подвиг, через который прошло практически все сельское население Речицкого района и Беларуси в целом. Поля поднимались обыкновенными лопатами и частными коровами. Колхозниками являлись и подростки, начиная с 12 лет (мальчики).

Работая, находили время для учебы и занятий спортом. Так, в январе 1945-го (еще шла война) состоялись областные соревнования колхозной молодежи по лыжам. Речицкий район делегировал команду, составленную из ребят Копанской семилетней школы. Домой они вернулись чемпионами области. Вместе с грамотами – скромные подарки из школьных принадлежностей. Ту памятную победу Речицкому району обеспечили Петр Маланченко, Андрей Манюк, Владимир Ревенок и Лидия Базылева.

Уроженцы Копани с честью выполняли интернациональный долг в Афганистане. В их числе братья Николай и Владимир Филончики.

Отдельное слово о Василии Шеметкове. В Борщевской СШ, как некогда сестры, был лучшим из лучших. И, как помнится, еще не настало время выпускных экзаменов, а в школе уже знали: Шеметков – курсант военно-морского училища (спецнабор?).

Василий Парфенович, являясь молодым офицером, принимал участие в походе атомной подводной лодки под толщей льда Северного ледовитого океана, длящийся несколько месяцев. Получил не только боевой орден, но и облучение. Лечился. Флот не оставил. Стал адмиралом, одним из заместителей командующего Северноым флотом. А умер до обидного рано. Взял билет, чтобы вечером, оставив Мурманск, в очередной раз направиться в Копань, намереваясь среди друзей провести несколько дней отпуска, проведать сестер в других частях Беларуси. Но… остановилось сердце…

Копань литературной Беларуси известна дарованием Нелли Ивановны Тулуповой (сборники «Станцыя надзей» (1971 г.), «Дабрадзея» (1977 г.), «Босая цішыня» (1980 г.), «Гарывада» (1984 г.), «Сонца ў хату» (1986 г.) и др. Ее поэтический голос некогда звучал по радио и телевидению. Ее песни были любимы детворой и школьниками.

Имела всесоюзные издания. Некоторые произведения были переведены на польский, болгарский, украинский, грузинский, татарский, узбекский языки.

Иван Савельевич, отец Н. И. Тулуповой, на протяжении долгих десятилетий (начиная с 1930-х) – в числе внештатных авторов местно-районной прессы. Редко какая литературная страница, в том числе и «Дняпроўца», выходила без стихотворения ветерана-педагога И. С. Тулупова. Его лучшие поэтические строки – в коллективном сборнике «У паходзе» (1985 г., республиканское издательство «Мастацкая літаратура»).

Копань дня сегодняшнего является селением дачным (находится в окружении двух десятков садовых кооперативов жителей Речицы и Гомеля). Многие уроженцы Копани проживают в Речице, областном центре, в Минске и Бог весть каких местностях родной Беларуси и бывшего СССР.

То, что осталось из жилья, охотно раскупается желающими поселиться вблизи озера и леса.

Радует, что многие из тех, кто купил жилье под дачи, – труженики из тружеников. Это и семья моего соседа Владимира Артеменко. Их сельская собственность – дом умершего В. И. Филончика. Василий Игнатович – рыбак-самородок, а еще балагур и весельчак. Его рассказы по местной этнографии вошли в несколько сборников.

Так вот. После того как Василий Игнатович ушел из жизни, его огород, ранее ухоженно-показательный, постепенно зарос этаким бурьяном, что вызывало серьезную тревогу в смысле пожарной безопасности.

И вот новые соседи. Мало верилось, что те одержат викторию над запустением хотя бы года за два-три. Владимир Петрович и Галина Владимировна справились. И теперь их огород, да и подворье могут смело претендовать на звание лучших в Копани.

Сосед со стороны обратной – Иван Иустинович Белюга также гомельчанин. Знатный пчеловод-любитель. Да и дачные сотки со своей Ниной Захаровной (обоим более восьмидесяти) содержат в состоянии показательно-образцовом.

У дома Василия Васильевича Маевского можно стоять да любоваться. Хозяин – из местных, однако большая часть жизни прошла в Брагине, где возглавлял коллектив аптеки. Делал это в течение многих лет и после аварии на ЧАЭС. Возвратившись в Копань, отстроил дом на загляденье, помогал населению советами медицины. Увы, его земной путь оказался гораздо короче от прожитого отцом (названный выше – герой-фронтовик Василий Филиппович Маевский).

Молодец один из бывших моих учеников Александр Филончик. Живет и работает в Гомеле. Однако дом матери сделал показательным. Отстроил и новый, не выходя за границы родного подворья.

Только похвалы заслуживают молодые семьи Олега Николаевича Филончика, Юрия Григорьевича Емчука. Вот у кого, как и у названного выше Артеменко, надобно учиться домовитости и хозяйственной разворотливости.

В Копани уже нет школы (в послевоенный период претендовала из семилетки стать средней), библиотеки, почты. Нет и производства. Ибо молочно-товарная ферма ушла в небытие несколько лет тому. О чем никто не сокрушается. Хотя десяток-полтора рабочих мест были бы кстати.

То, из чего возводились животноводческие сараи, пошло на благое дело не только СУП «Речицкий-Агро». Добротность же местно-общественных строений времен колхозных хорошо видно на останках бывшего зерносклада: простоял бы сотни лет. Не довелось.

В руках Линды Лемешевой медицина Копани
В руках Линды Лемешевой медицина Копани

А что же Копань сегодня? Домовладений – 140, с жителями, постоянно проживающими, – 65. И таких, «чистых», копанцев – 148.

В населенном пункте – клуб, магазин, ФАП. Работа фельдшерско-акушерского пункта «держится» на ответственности молодого специалиста Линды Лемешевой. Фамилия Линды Ивановны известно-песенная. И она, местный медик, как отметила председатель Борщевского сельского Совета Валентина Федоровна Ганжа, заслуживает слов только похвальных. Приезжает из областного Гомеля. Уже второй год. И, согласно признанию, оставлять Копань не намерена.

Председатель сельисполкома с особой теплотой оценила общественную работу местных депутатов – Оксаны Григорьевны Ребенок и Федора Николаевича Филончика.

Светлана Цалей с мужем Юрием
Светлана Цалей с мужем Юрием

Если же о Светлане Евгеньевне Цалей, которая на заведовании клуба, то здесь – хоть очерк: человек по-настоящему талантливый, особенно в живописи.

Талант Светланы Цалей виден и в благоустройстве жилья
Талант Светланы Цалей виден и в благоустройстве жилья

Сельисполком всегда уверен в помощи (будь необходимость) местных жителей Валентины Федоровны Захаровой и Тамары Петровны Филончик.

 Поэтому у В. Ф. Ганжи уверенность такая: в Копани можно сдвинуть к лучшему любое дело.



--- взято с сайта dneprovec.by ---