Места отдыха Речицкого района. «Солнечный берег», берег души
Источник: Dneprovec.by Фото: Вячеслава Суходольского, Дмитрия Сапова
Речичанка Любовь Константиновна Бондаренко из числа работников, у которых в трудовой книжке значится всего одно предприятие – «Белоруснефть». Свою более чем сорокалетнюю трудовую биографию – с первого и до последнего дня – она посвятила социальной сфере объединения. В 1980 г. она пришла работать воспитателем детского сада при нефтегазодобывающем управлении «Речицанефть». А совсем недавно приняла новый статус – заслуженного и уважаемого ветерана «Белоруснефти». Но мыслями и ощущениями она ещё там, в своей прежней должности директора санатория нефтяников «Солнечный берег». И телефон её с первых минут нашей беседы то и дело напоминает об этом: звонят коллеги, спрашивают совета, уточняют вопросы.
Родительское зерно
Зерно человеческого характера зарождается и прорастает в семье. В жаркий полдень, глядя на неспешные воды Днепра, мы с собеседницей рассуждаем об этом, но акцент невольно смещается на дату нашей встречи – 22 июня – скорбная страница в истории, когда началась война, задевшая чёрным крылом почти каждую белорусскую семью. И большая семья Бондаренко не оказалась исключением. «Признаюсь, с утра были слёзы воспоминаний», – говорит Любовь Константиновна. Три старших брата её отца ушли на фронт в первые дни войны. Все они не вернулись: один погиб, защищая Брест, о судьбе остальных, пропавших без вести, до сих пор молчат военные архивы. «Отца призвали в конце 44-го года, – говорит Любовь Константиновна. – Может, от того, что он служил при штабе, а может, скорый конец войны дали ему шанс уцелеть».
После Победы и семилетней службы в армии Константин Прищеп вернулся в родные Калинковичи. «Он встретил маму – молоденькую, красивую, – вспоминает их дочь. – У них сложилась замечательная семья, дружная, любящая. Папа хотел сына, наследника фамилии. Но родились четыре девочки-сестры: Надежда, Вера, Любовь и младшая Галина. Отец – добряк, человек большого сердца. Его хватало не только на большую семью, но и на всех, о ком он заботился по долгу службы. В деревне, куда мы переехали, папа помогал вдовам солдат и офицеров, погибших на войне. Он переселял их из полуразвалившихся землянок в добротные дома, добился строительства дороги и водопровода для местных жителей, работал заместителем председателя колхоза, заведующим клубом. Несмотря на занятость отец, всегда находил время для нас, так что наше с сёстрами детство было действительно счастливой порой», – говорит собеседница.

Люба обожала школу. «Я была зубрилкой, отличницей, не представляла, что кто-то может опередить меня в школьных знаниях, – смеется она. – Однажды, заболев ангиной, я лежала дома в компрессах, а из головы не уходила мысль: как же там всё в школе крутится и вертится без меня?». Помимо учебы девочка любила возиться с детьми, на неё можно было спокойно оставить малышей. Вероятно, это обстоятельство, а также отцовские мудрые советы повлияли на выбор профессии. «Служить и помогать людям старшие сёстры решили в медицине, а я поступила в Могилёвское педагогическое училище», – говорит она.
Ступени большого пути
Первая должность воспитателя детского сада № 20 в Речице не сулила трудностей молодой выпускнице. Любовь Бондаренко работала с удовольствием, отдавая свои знания и любовь детям, как и хотел когда-то её отец. Пролетело пятнадцать лет, в семье подрастали дочь Катя и сын Александр. Предложение поработать в оздоровительном лагере им. Марата Казея для детей нефтяников сначала вызвало сомнения уже у опытного педагога. «Смогу ли я найти общий язык с детьми-подростками? Справлюсь ли?», – вспоминает Любовь Константиновна. Но её врождённая душевная доброта, открытость, чуткость и заботливость находили ключ к любому детскому сердцу.

К берегу души
В 1996 г. сфера её деятельности поменялась, но, по сути, осталась той же: служить и помогать нефтяникам, которые трудятся тяжело, отдавая добываемой нефти здоровье и силы. Любовь Бондаренко пришла в «Солнечный берег», который тогда
именовался санаторием-профилакторием «Александровка». Сначала старшей горничной, кастеляншей, заведующей складом, постепенно изучая многообразные стороны хозяйственной и бытовой деятельности непрерывно разрастающегося оздоровительного комплекса.

«Это было время строительства. Работы было очень много. Но никогда она не была мне в тягость. Откуда брались силы, трудно объяснить. Может, желание видеть скорейшие результаты преображения санатория, а может быть, общий энтузиазм, который сплачивал и двигал. Ведь и от членов коллектива, а не только от строителей, отделочников зависел конечный результат. Хотелось, чтобы красивые проекты, которые мы видели на бумаге, были быстрее и качественнее реализованы и нашим гостям лучше отдыхалось», – вспоминает Любовь Константиновна. Она рассказывает, как главный корпус санатория закрылся на реконструкцию, и время на ремонтные работы отсчитывалось в буквальном смысле по часам. «Мы уходили в 12 часов ночи, а отделочники оставались укладывать плитку в фойе. Утром, придя на работу, мы уже видели зеркальный пол. Удивительное было время единства и готовности трудиться ради общего дела», – говорит Любовь Бондаренко.
Объединение «Белоруснефть» стремительно развивалось, входило в зарубежные проекты, росла численность нефтяников, к качеству отдыха предъявлялись иные, соответствующие времени, требования. Был построен красавец бассейн, реконструированы основной корпус и грязелечебница, на месте старых гостевых домиков и вагончиков вырастали комфортабельные коттеджи. «Мы старались, чтобы и территория соответствовала, сами выращивали рассаду цветов, разбивали клумбы. Поразительно, но никого не надо было упрашивать потрудиться для наведения порядка и красоты. И горничные, и медсестры, выбирая свободное от основной работы время, приходили помогать. И парк расцветал!», – улыбается Любовь Константиновна.
Отдых начинается с настроения
«Работа для меня очень много значила, весь ритм жизни синхронизировался с ней. По прошествии лет сын и дочь подшучивали, что (в сравнении с внуками) я недостаточно уделяла им внимания, нечасто находила время для занятий с ними, что моя работа была на первом месте. Но по-другому я не могла», – продолжает собеседница. Такая самоотдача не осталась без внимания. В течение двух лет Любовь Константиновна работала заместителем директора по хозяйственной деятельности. Но, как оказалось, это была своего рода репетиция, подготовка к новой, ещё более ответственной ступени.
Предложение стать директором санатория прозвучало от генерального директора «Белоруснефти» Александра Ляхова в 2007 г. «Это было настолько неожиданно, что впервые в жизни я поняла, что значит выражение «дрожь в коленках», – говорит Любовь Константиновна. Валерий Мартынович Клейман, в те годы руководитель Управления социальными объектами, через несколько дней представил коллективу директора. «Очень волновалась, переживала, но раздались аплодисменты, и я поняла, что работа в новой должности не началась, она просто продолжается», – делится воспоминаниями Бондаренко.

Последовавшая вскоре поездка в Германию с целью изучения гостиничного бизнеса многому научила её. «Предложение увидеть, как организуется приём гостей в отелях, поступило от руководства. Помимо прочего, я взяла на заметку и множество бытовых деталей, которые бы принесли несомненную пользу, смогли стать выгодной, отличительной чертой «Солнечного берега». Как заправлена постель, как выложены полотенца и расставлена посуда, как организовано пространство душевой комнаты и санузла – из этих мелочей складывалось настроение, с которого начинался отдых», – уверена Любовь Константиновна.
В современность и комфорт
Начавшаяся большая стройка нового семиэтажного корпуса должна была решить задачу предоставления одноместных номеров. «Основной фонд санатория тогда был представлен в основном двухместными номерами. И не всегда люди, приехавшие на отдых, соглашались жить вместе, возникали ситуации, требовавшие переселения», – вспоминает собеседница. Любовь Бондаренко с головой ушла в новый проект, в котором её домовитость, хозяйская забота, предусмотрительность оказались незаменимыми качествами. Газета «Нефтяник» много писала о возводимом объекте, и, приезжая в санаторий, журналисты часто находили директора там, где происходили самые важные события большой стройки. Её туфли зачастую были в побелке, на пустых бетонных этажах она разговаривала со строителями, подрядчиками, обсуждала планировку, следила за соответствием расположения номеров и лечебных кабинетов, зон отдыха, советовалась со специалистами в выборе плитки, подборе мебели. «На стадии создания этого «храма отдыха» нужно было предусмотреть все мелочи, чтобы потом не пришлось переделывать или жалеть об упущенном. Особенно приятно было создавать уют в уже готовых номерах: мы выбирали ткани для пошива штор, покрывал, постельного белья. Работали с дизайнерами, продумывали декор интерьеров», – даже сейчас в голосе Любови Константиновны слышен энтузиазм и гордость.

Шумит листвой аллея
В её рассказах о годах, которые она называет лучшими в своей жизни, совсем мало звучит местоимение «я». «Мы вместе, мы с коллегами, мы решили, мы смогли» – в этих словах бесконечная признательность людям, с которыми пришлось идти по не всегда легкому профессиональному пути. «Санаторий – это такое место, где без коллектива директор – не директор. И я благодарна судьбе: меня окружали люди редкостных душевных качеств, настоящие профессионалы своего дела. За что бы мы ни брались, всё делали сообща, и у нас получалось, потому что верили друг другу».
…Под сенью вековых сосен санаторного парка тянутся ввысь молодые липки. Идея украсить ландшафт липовой аллеей принадлежит Любови Константиновне. Задумано – сделано. Она вспоминает, что тогда при закладке аллеи среди работников санатория не было человека, который бы не посадил маленький саженец липы. Теперь можно сказать, что у всех членов дружного коллектива санатория «Солнечный берег» есть по именному дереву. И среди них шумит ярко-зеленой листвой липа Любови Бондаренко.