Жители Речицкого района. Раиса Ковалева: «Не могла променять Чижовку на город»
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
Первые печатные упоминания о Чижовке, находящейся в Борщевском сельсовете, датированы второй половиной XIX века. Имеются небольшие сведения о начале века прошлого. Так, в 30-х годах XX века здесь был организован колхоз «Красная Чижовка». Спустя два десятка лет Чижовка была присоединена к совхозу «Борщевка». Также здесь работала ветряная мельница. В начале прошлого века здесь проживало две сотни жителей. 29 из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Располагающийся в 32 километрах от Речицы населенный пункт представляет большой интерес для любителей дачных работ, так как находится всего лишь в 500 метрах от железнодорожной станции Чижовка. Едва только наступает благоприятная пора, жители районного и областного центров устремляются на железнодорожные вокзалы, чтобы спустя некоторое время сойти на станции, которая обладает особой энергетикой, является местом силы, влияющим благотворно.
В летнюю пору здесь достаточно оживленно. А местных жителей, проживающих в Чижовке на постоянной основе, осталось всего пять человек.
Лучше всех о своей родной деревне может рассказать Раиса Александровна Ковалева. Она родилась здесь 85 лет назад и, несмотря на различные обстоятельства, ни разу не была перед выбором смены места жительства, сохранив верность родному краю.
Раиса Александровна родилась перед самой войной. В силу совсем небольшого возраста не сохранила в памяти страшные подробности тех лет. И лишь по рассказам матери, словно мозаику, собирала для себя эпизоды настоящего выживания, с которыми столкнулись белорусы в то время. Мать с болью в душе вспоминала, что вытворяли немцы в деревне и как местных жителей, в том числе и семью Раисы Александровны, вели на расстрел. И как им чудом удалось выжить.

Отец Раисы Ковалевой до войны работал начальником на железной дороге, затем председателем колхоза. В конце июня 1941 года ушел на войну, с которой домой уже не вернулся. Мать осталась одна с тремя детьми.
Когда в деревню пришли немцы, местным жителям пришлось уйти в лес, скрываться на болотах. Нужно было в прямом смысле выживать. Чтобы не обнаружили и не услышали немцы, взрослые запрещали детям громко разговаривать. От привычки разговаривать шепотом избавиться впоследствии было непросто. Когда деревня была освобождена и жители вернулись домой, то едва ли не первое, что было сказано детям: «А сейчас можете кричать». И потребовалось время, чтобы преодолеть страх быть услышанными фашистами.
Пребывание в непростых жизненных условиях не прошло бесследно. Подхватив конъюнктивит, Раиса Ковалева столкнулась с проблемами на одном глазу. В уже зрелом возрасте была предпринята попытка обратиться в институт нейрохирургии имени академика Бурденко. Однако ответ был неутешителен: время, к сожалению, упущено.
После войны мать Раисы Александровны устроилась в колхоз. Время было голодное. Не оставались в стороне и дети. Работая в колхозе, можно было рассчитывать хотя бы на несколько картошин.
С 9 лет Раиса Ковалева вместе с подругой ходила за железнодорожный переезд в лес за грибами. В 11 лет она вместе с ровесницами возила грибы в Гомель на продажу. Денег на проезд не было, поэтому, когда шел кондуктор, девочки попросту прятались под скамью.
Как отмечает Раиса Александровна, в послевоенное время деревня была достаточно населенной. В каждом доме было по трое-четверо детей. «Улица буквально звенела. На Пасху все выходили в нарядной, праздничной одежде. Это было особенное время», – вспоминает она.
Развлечений особых не было. Дети придумывали себе досуг сами. Большинство игр было преимущественно с мячом. Еще девочки играли в «классики». В баночку из-под сапожного крема насыпали песок и перемещали ее по расчерченным на земле квадратикам. Была еще игра, схожая с лаптой, в Чижовке ее называли «игра в вилочку».
В деревне был большой клуб. Привозили передвижное кино. Детей не пускали, да и денег особо не было, поэтому искали возможности проникнуть вовнутрь нелегально. Одним из самых запоминающихся стал фильм «Прибытие поезда». И так же, как и у почтенной французской публики, этот фильм братьев Люмьер вызвал панику у детей, посчитавших, что поезд едет прямо на них. Еще подростки бегали в соседнюю Якимовку на танцы, а также послушать игру на балалайке и баяне местных самородков.
Естественно, нужно и помогать родителям. «Мы всё умели делать, испытали жизнь в полной мере», – подчеркивает она. Дома держали корову, свиней. Весь огород в 40 соток был на плечах Раисы Александровны. Также она отвечала за заготовку дров.
Начальную школу Раиса Александровна окончила в Чижовке, а семилетку – в Борщевке. В 15 лет уже начала работать подсобной рабочей в отделении перевозки почты в Гомеле.
В дальнейшем Раиса Ковалева проработала на различных должностях 38 лет. Многократно награждалась почетными грамотами и благодарностями. Была возможность остаться жить в Гомеле, однако после каждой рабочей смены возвращалась домой, в Чижовку. Порой приходилось добираться ночью пешком транзитом через Борщевку, а утром – снова в Гомель. В одну из таких ночей столкнулась с волками, но всё обошлось.
Как отмечает Раиса Александровна, в Чижовке всегда были достойные и самостоятельные люди. В особенности она отмечает Елену Павловну Кучинскую, Полину Голопятову, фронтовика Кузьму Зюзькова.
С будущим мужем Раиса Ковалева познакомилась опять-таки в родной Чижовке. Он электрик, приехал проводить в деревню свет. Сам родом из Ветковского района, но приглянулась ему девушка из Чижовки, так здесь и остался.
Сын Раисы Александровны – полковник в отставке. Дочь также уже на пенсии. У Раисы Ковалевой пять внуков и столько же правнуков.
Долгие годы она является помощником председателя сельисполкома. С 1970 года – депутат местного Совета депутатов, два созыва была депутатом райсовета. Она и сейчас не остается в стороне от насущных дел родной деревни. За всё переживает, за всё болит душа.
«Я счастлива, что вся моя жизнь оказалась связана с Чижовкой, – констатирует Раиса Александровна. – Иной жизни себе бы не хотела. Разные были ситуации, но променять свою любимую деревню на город я не могла».
