От противодействия экстремизму до охраны правопорядка. Какие законодательные новации готовят в Беларуси
Источник: БелТА Фото: БелТА
Завершена работа по подготовке законодательных актов в сфере обеспечения национальной безопасности и охраны общественного порядка. В ближайшее время около 10 законопроектов будут внесены в парламент и рассмотрены на весенней сессии. О том, какие именно законодательные инициативы подготовлены, рассказал журналистам глава Администрации Президента Игорь Сергеенко по итогам совещания у главы государства, передает корреспондент БЕЛТА.

По его словам, завершена работа по комплексному пересмотру уголовного законодательства.
"Это большой пласт проблем. Предлагаемые меры направлены на то, чтобы обеспечить общественную безопасность с учетом практики последнего года, - сказал Игорь Сергеенко. - Ряд мер направлен на усиление защиты тех сотрудников, которые обеспечивают эту безопасность, - сотрудников МВД, госаппарата, военнослужащих".
При совершенствовании законодательства пересмотрен ряд статей Уголовного кодекса. В частности, исключены отдельные составы, которые сейчас практически не работают или по ним возможно привлечение виновных лиц к административной ответственности.
"С одной стороны, по отдельным составам введены новые статьи, которые будут усиливать уголовную ответственность за нарушения, в том числе законов о массовых мероприятиях. А по части статей ответственность будет смягчена", - пояснил Игорь Сергеенко.
В числе законодательных инициатив - предложение предоставить судам право самостоятельно принимать решение и применять гибкие подходы по назначению наказания. "Это в первую очередь замена тех наказаний, где предусмотрено лишение свободы, на ограничение свободы", - отметил глава Администрации Президента.
По его словам, с учетом международного опыта предлагается усилить ответственность за уклонение от уплаты налогов, ввести понятия "значительный", "крупный" и "особо крупный размер".

Один из законопроектов, который планируется внести в парламент, касается недопущения реабилитации нацизма. Игорь Сергеенко обратил внимание на то, что подготовка этого документа ведется с прошлого года. Использовался при работе над законопроектом и российский опыт. В документе сделан акцент на профилактическую составляющую, чтобы не допустить реабилитацию нацизма и совершения серьезных преступлений в этой сфере. С этой целью оговаривается ряд мероприятий идеологической направленности.
"В целом все участники совещания подходы к изменению законодательства одобрили. Высказаны отдельные замечания, которые будут учтены в ходе доработки. Главой государства поставлена задача, чтобы все было учтено, исходило от практики и так, чтобы наши граждане узнали об этом заранее - о законах, которые будут приняты, какая ответственность будет вводиться по тем или иным статьям", - подытожил Игорь Сергеенко.
О противодействии экстремизму
Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал об инициативах его ведомства. Часть из них касается усиления и конкретизации ответственности за экстремистскую деятельность. "Мы проанализировали опыт событий прошлого года, учли в законодательстве опыт других стран, в том числе Российской Федерации, подготовили соответствующий проект закона", - рассказал генпрокурор.
По его словам, в документе конкретизируется понятие, что такое экстремизм. "Это любая противозаконная деятельность, направленная в том числе на территориальную целостность, суверенитет нашего государства, конституционный строй, общественную безопасность. Уточнено понятие экстремистских материалов. Теперь это не только информационная продукция, но и любая атрибутика, символика, которая используется с этой целью", - сказал Андрей Швед.

Расширены полномочия ряда государственных органов, в том числе органов прокуратуры. Предлагается наряду с генпрокурором наделить прокуроров областей и города Минска правом приостанавливать деятельность организаций, если в их работе есть признаки экстремизма, и инициировать перед судом вопросы об их ликвидации. Сама процедура ликвидации таких организаций предполагается в ускоренном порядке.
Министерство внутренних дел, КГБ наряду с прокуратурой также будут наделены правом внесения предписаний об устранении нарушений закона, направленного на противодействие экстремизму. В случае игнорирования этих предписаний деятельность юридических лиц будет прекращаться.
На МВД предлагается возложить ответственность за ведение банка данных лиц, которые были уличены в экстремизме. Речь идет как о физических, так и юридических лицах.
"Кроме того, в Уголовный кодекс внесены соответствующие корректировки и поправки, направленные на то, чтобы те лица, которые совершают экстремистские действия, привлекались в том числе к уголовной ответственности. Конкретизированы все виды деятельности, которые тем либо иным образом способствуют экстремистской деятельности. Это, например, вербовка, обучение, подготовка... То есть любая форма деятельности, которая связана с экстремизмом, в дальнейшем будет подлежать уголовно-правовой оценке", - подчеркнул Андрей Швед.
О "забастовках" на предприятиях
Заместитель Государственного секретаря Совета безопасности Александр Рахманов рассказал, что предлагаются изменения и в трудовое законодательство, направленные на недопущение незаконных забастовок. Но уточнил, что если говорить юридическим языком, то, наверное, неправильно будет употреблять термин "забастовка".
"Как вы видели, акции, которые происходили на предприятиях в прошлом году, не имели цели, которые имеет забастовка, - решение какого-то трудового спора между работниками и нанимателями. Они преследовали цель расшатать коллектив, дестабилизировать работу предприятия, полностью остановить его работу, а в дальнейшем поделить рынки. Притом зарубежные рынки, на которых продукция нашего отечественного производителя пользуется довольно высоким спросом", - пояснил заместитель госсекретаря.
О фейках
Ожидается, что в белорусском законодательстве появится дополнительная ответственность для авторов распространяемой недостоверной информации - так называемых фейков.
Александр Рахманов отметил, что подобные новации в последнее время внедряются в законодательстве целого ряда зарубежных государств. Он подчеркнул актуальность проблемы распространения недостоверной информации под видом достоверной.
"Конечно же, в национальном законодательстве появится дополнительная ответственность для тех людей, которые занимаются распространением лживой, недостоверной информации, тем более выдавая ее в качестве достоверной, проверенной и точной. По различным направлениям нашей жизни. Это и развитие страны, и военно-техническое состояние, состояние рисков и вызовов для национальной безопасности. Это и положение дел в области здравоохранения и так далее", - пояснил он.
"Довольно большой вред может нанести такая информация, когда она направлена на дискредитацию государства, общественных институтов. Понятно, что цель одна - разжигать среди населения нетерпимость и недовольство, которые в последующем выливаются в различные иные акты - преступления и негатив, с которым мы в том числе сталкивались во втором полугодии 2020 года", - акцентировал внимание заместитель госсекретаря.