В Беларуси

840

От противодействия экстремизму до охраны правопорядка. Какие законодательные новации готовят в Беларуси

 +

Завершена работа по подготовке законодательных актов в сфере обеспечения национальной безопасности и охраны общественного порядка. В ближайшее время около 10 законопроектов будут внесены в парламент и рассмотрены на весенней сессии. О том, какие именно законодательные инициативы подготовлены, рассказал журналистам глава Администрации Президента Игорь Сергеенко по итогам совещания у главы государства, передает корреспондент БЕЛТА.

Игорь Сергеенко
Игорь Сергеенко
 

По его словам, завершена работа по комплексному пересмотру уголовного законодательства.

"Это большой пласт проблем. Предлагаемые меры направлены на то, чтобы обеспечить общественную безопасность с учетом практики последнего года, - сказал Игорь Сергеенко. - Ряд мер направлен на усиление защиты тех сотрудников, которые обеспечивают эту безопасность, - сотрудников МВД, госаппарата, военнослужащих".

При совершенствовании законодательства пересмотрен ряд статей Уголовного кодекса. В частности, исключены отдельные составы, которые сейчас практически не работают или по ним возможно привлечение виновных лиц к административной ответственности.

"С одной стороны, по отдельным составам введены новые статьи, которые будут усиливать уголовную ответственность за нарушения, в том числе законов о массовых мероприятиях. А по части статей ответственность будет смягчена", - пояснил Игорь Сергеенко.

В числе законодательных инициатив - предложение предоставить судам право самостоятельно принимать решение и применять гибкие подходы по назначению наказания. "Это в первую очередь замена тех наказаний, где предусмотрено лишение свободы, на ограничение свободы", - отметил глава Администрации Президента.

По его словам, с учетом международного опыта предлагается усилить ответственность за уклонение от уплаты налогов, ввести понятия "значительный", "крупный" и "особо крупный размер".

Один из законопроектов, который планируется внести в парламент, касается недопущения реабилитации нацизма. Игорь Сергеенко обратил внимание на то, что подготовка этого документа ведется с прошлого года. Использовался при работе над законопроектом и российский опыт. В документе сделан акцент на профилактическую составляющую, чтобы не допустить реабилитацию нацизма и совершения серьезных преступлений в этой сфере. С этой целью оговаривается ряд мероприятий идеологической направленности.

"В целом все участники совещания подходы к изменению законодательства одобрили. Высказаны отдельные замечания, которые будут учтены в ходе доработки. Главой государства поставлена задача, чтобы все было учтено, исходило от практики и так, чтобы наши граждане узнали об этом заранее - о законах, которые будут приняты, какая ответственность будет вводиться по тем или иным статьям", - подытожил Игорь Сергеенко.

О противодействии экстремизму

Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал об инициативах его ведомства. Часть из них касается усиления и конкретизации ответственности за экстремистскую деятельность. "Мы проанализировали опыт событий прошлого года, учли в законодательстве опыт других стран, в том числе Российской Федерации, подготовили соответствующий проект закона", - рассказал генпрокурор.

По его словам, в документе конкретизируется понятие, что такое экстремизм. "Это любая противозаконная деятельность, направленная в том числе на территориальную целостность, суверенитет нашего государства, конституционный строй, общественную безопасность. Уточнено понятие экстремистских материалов. Теперь это не только информационная продукция, но и любая атрибутика, символика, которая используется с этой целью", - сказал Андрей Швед.

Андрей Швед
Андрей Швед

Расширены полномочия ряда государственных органов, в том числе органов прокуратуры. Предлагается наряду с генпрокурором наделить прокуроров областей и города Минска правом приостанавливать деятельность организаций, если в их работе есть признаки экстремизма, и инициировать перед судом вопросы об их ликвидации. Сама процедура ликвидации таких организаций предполагается в ускоренном порядке.

Министерство внутренних дел, КГБ наряду с прокуратурой также будут наделены правом внесения предписаний об устранении нарушений закона, направленного на противодействие экстремизму. В случае игнорирования этих предписаний деятельность юридических лиц будет прекращаться.

На МВД предлагается возложить ответственность за ведение банка данных лиц, которые были уличены в экстремизме. Речь идет как о физических, так и юридических лицах.

"Кроме того, в Уголовный кодекс внесены соответствующие корректировки и поправки, направленные на то, чтобы те лица, которые совершают экстремистские действия, привлекались в том числе к уголовной ответственности. Конкретизированы все виды деятельности, которые тем либо иным образом способствуют экстремистской деятельности. Это, например, вербовка, обучение, подготовка... То есть любая форма деятельности, которая связана с экстремизмом, в дальнейшем будет подлежать уголовно-правовой оценке", - подчеркнул Андрей Швед.

О "забастовках" на предприятиях

Заместитель Государственного секретаря Совета безопасности Александр Рахманов рассказал, что предлагаются изменения и в трудовое законодательство, направленные на недопущение незаконных забастовок. Но уточнил, что если говорить юридическим языком, то, наверное, неправильно будет употреблять термин "забастовка".

"Как вы видели, акции, которые происходили на предприятиях в прошлом году, не имели цели, которые имеет забастовка, - решение какого-то трудового спора между работниками и нанимателями. Они преследовали цель расшатать коллектив, дестабилизировать работу предприятия, полностью остановить его работу, а в дальнейшем поделить рынки. Притом зарубежные рынки, на которых продукция нашего отечественного производителя пользуется довольно высоким спросом", - пояснил заместитель госсекретаря.

О фейках

Ожидается, что в белорусском законодательстве появится дополнительная ответственность для авторов распространяемой недостоверной информации - так называемых фейков.

Александр Рахманов отметил, что подобные новации в последнее время внедряются в законодательстве целого ряда зарубежных государств. Он подчеркнул актуальность проблемы распространения недостоверной информации под видом достоверной.

"Конечно же, в национальном законодательстве появится дополнительная ответственность для тех людей, которые занимаются распространением лживой, недостоверной информации, тем более выдавая ее в качестве достоверной, проверенной и точной. По различным направлениям нашей жизни. Это и развитие страны, и военно-техническое состояние, состояние рисков и вызовов для национальной безопасности. Это и положение дел в области здравоохранения и так далее", - пояснил он.

"Довольно большой вред может нанести такая информация, когда она направлена на дискредитацию государства, общественных институтов. Понятно, что цель одна - разжигать среди населения нетерпимость и недовольство, которые в последующем выливаются в различные иные акты - преступления и негатив, с которым мы в том числе сталкивались во втором полугодии 2020 года", - акцентировал внимание заместитель госсекретаря.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity