В Беларуси

1260

Кто и как придумывает рецепты для школьных столовых

 +

У учащихся высокая психологическая и умственная нагрузка и активно растет организм. Очень важно, чтобы в этот период питание было вкусным, полезным и сбалансированным. Не зря в прошлом году в белорусских школах и гимназиях запустили эксперимент по совершенствованию питания. Сегодня он распространяется на все школы страны. Его основная идея – школьная еда должна быть не только здоровой, но и соответствовать вкусовым предпочтениям детей. Узнаем, кто и как придумывает рецепты для школьников.

 

Процесс создания новых рецептов для школьников длительный: от идеи до появления нового блюда на столе у школьника может пройти не меньше месяца. Технологические карты составляются технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, которые организуют питание в учреждениях общего среднего образования.

Например, в информационный сборник технологических карт блюд и изделий, который размещен на сайте Министерства образования, также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные Белорусским государственным университетом пищевых и химических технологий.

Людмила Крупская, исполняющая обязанности директора Комбината школьного питания Минска, объясняет:

– Технологи должны создать технологическую карту на каждое новое блюдо, причем это не просто рецепт супа или салата. В ней надо прописать ингредиенты, указать требования к качеству готовой продукции, процессу изготовления блюда и изделий и даже оформлению и хранению. Чтобы учесть все нюансы, новинку несколько раз отрабатывают на базе определенного школьного пищеблока. Когда карта разработана, она должна пройти обязательную гигиеническую оценку. И только после этого новые технологические карты оказываются в руках школьных поваров.

Заведующая производством пищеблока гимназии № 30 Людмила Дереш работает в школьных столовых с 18 лет, в следующем году даже пенсию планирует отметить у плиты. Собеседница рассказывает:

– Каждое блюдо, которое мы готовим для школьников, предварительно проходит экспериментальную технологическую отработку. Мы применяем только щадящие методы кулинарной обработки. Не используем острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки. Например, если добавляем в салат огурчик или морскую капусту, то можете быть уверены, что они будут без уксуса.

 

Как родителю правильно составить домашнее меню:

  • с пищей должно поступать достаточное количество калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка;
  • минимум 60 процентов белков в рационе школьника должно поступать из продуктов животного происхождения;
  • количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в четыре раза больше, чем количество белка или количество жира. Но быстрые углеводы (сладости) должны составлять до 10–20 процентов от всех углеводов;
  • важны режим приема пищи, регулярность;
  • в рацион школьника должны входить: хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия лучше готовить из муки грубого помола;
  • один-два раза в неделю в рацион включаем рыбу и минимум один раз в неделю – красное мясо;
  • бобовые рекомендуется включить в рацион 1–2 раза в неделю;
  • должно присутствовать пять порций овощей и фруктов.

Примеры одной порции:

  • апельсин;
  • яблоко;
  • банан;
  • 10–15 ягод;
  • два небольших фрукта (абрикос, слива);
  • 50 г овощного салата; 
  • стакан натурального сока;
  • столовая ложка сухофруктов;
  • 3 столовые ложки отварных овощей;

Ежедневно следует употреблять три порции молочных продуктов, под одной порцией понимается:

  • 30 г сыра;
  • стакан молока;
  • один йогурт.
Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity