Черные списки самолетных дебоширов могут появиться в Беларуси осенью
Источник: Sb.by Фото: Pixabay
В Беларуси с октября могут появиться черные списки авиадебоширов, которым могут отказать в продаже билета на самолет. Об этом сообщает пресс-служба Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) со ссылкой на информацию представителя Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

В РСТИ напомнили, что Закон от 5 января 2024 года «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь» вступит в силу через девять месяцев после официального опубликования.
— Согласно ст. 100-1 Воздушного кодекса перевозчик может отказать в продаже билетов тем пассажирам, которые совершили на борту хулиганские действия, угрожали безопасности полета, оскорбительно приставали к гражданам или не подчинялись распоряжениям командира воздушного судна. Не говоря уже о случаях угона либо захвата воздушного судна, или ложного сообщения об опасности, — приводят в пресс-службе РСТИ слова заместителя начальника управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Андрея Бондарева. — Если человек был привлечен к ответственности, информация об этом передается авиакомпании. На этом основании авиадебошира вносят в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена, о чем авиакомпания присылает пассажиру письменное уведомление.
Представитель департамента подчеркнул, что передача информации о правонарушителях перевозчику осуществляется для обеспечения безопасности полетов.
— Пассажиры, попавшие в реестр, могут воспользоваться услугами авиакомпании только в определенных ситуациях, — добавил он. — Например, при возвращении в страну из-за границы, если нет других вариантов транспортного сообщения, или если перелет связан с получением медицинской помощи или похоронами близкого человека. Все эти случаи должны быть подтверждены документами. В то же время будет отказано в покупке билета на авиарейс для обычных поездок, будь то командировка или отпуск.
Данный механизм, по словам Андре Бондарева, создан в том числе для защиты законопослушных пассажиров от действий авиадебоширов. При этом перевозчики не могут обмениваться данными о лицах из «черного списка» в целях соблюдения законодательства о защите персональных данных:
— По факту, человек, попавший в реестр одной авиакомпании, может пользоваться услугами других.
В РСТИ со ссылкой на информацию начальника службы авиационной безопасности авиакомпании «Белавиа» Сергея Павлюкова также отметили, что отечественному перевозчику за не раз пришлось сталкиваться с авиадебоширами. Так, в прошлом году неприятный эпизод произошел в аэропорту Санкт-Петербурга. В центре скандала оказался пассажир, который летел в Минск на юбилей к отцу. Опаздывая на свой рейс, он обратился в службу поддержки авиакомпании с просьбой задержать самолет. Когда ему сказали, что это невозможно, он позвонил и сообщил, что самолет заминирован.
— Такая информация воспринимается всегда однозначно, тут другой трактовки быть не может, — прокомментировал ситуацию Сергей Павлюков. — Поэтому рейс был задержан, чтобы провести дополнительный досмотр. После тщательной проверки самолет все же вылетел. Однако мужчину вычислили и задержали уже в минском аэропорту. Вместо того чтобы отправиться на семейный праздник, он оказался за решеткой.
Похожий вопиющий случай произошел лет 10 назад, когда нетрезвый 43-летний грузин на рейсе Кутаиси-Минск передал командиру воздушного судна записку с угрозой взорвать самолет и требованием лететь в Рим. Потом он передумал и назвал другой город. Однако пилоты посадили самолет в Минске, а неудачливый «террорист» после переговоров добровольно сдался сотрудникам КГБ. В отношении задержанного было возбуждено дело за попытку угона воздушного судна. «Угонщика» осудили на три года заключения. За решеткой он провел два из них, после чего вернулся в Грузию.
Но о реестре впервые задумались в 2021 году после того, как на рейсе Минск-Анталья пассажир с кулаками набросился на бортпроводника, проинформировали в РСТИ. До этого он развязал конфликт с другими пассажирами, весь полет вел себя агрессивно, не реагировал на замечания членов экипажа. Турецкая полиция задержала нападавшего. Процесс дачи показаний и медосвидетельствования привел к задержке рейса и дополнительным расходам авиакомпании. Несмотря на это, на следующий день дебошира освободили, он продолжил свой отпуск и вернулся домой на борту «Белавиа». Подобный случай произошел в том же году в Египте.
— У нас не было законного права отказать таким пассажирам в продаже билетов, — подчеркнул Сергей Павлюков. — Мы фиксировали факт его правонарушения на борту, передавали в руки правоохранителей, а о дальнейшей судьбе — арестовали его или отпустили — нам ничего не было известно. Теперь же, когда принимаются решения относительно таких инцидентов, правоохранительные органы будут нам сообщать о них, и мы имеем право отказывать этим пассажирам в продаже билетов, пока они не будут исключены из базы правонарушителей.
По словам представителя «Белавиа», антипатия бортпроводника или всего экипажа к конкретному пассажиру не должна быть основанием для его попадания в черные списки:
— Вина воздушного хулигана должна быть зафиксирована правоохранительными органами. Только на основании документа о правонарушении (приговор суда или постановление о наложении административного взыскания) может ставиться вопрос о внесении человека в реестр.
Сергей Павлюков подчеркнул, что позиция авиакомпании — сделать полет комфортным, приятным и безопасным для всех:
— Проблемное поведение на борту создает большие неудобства для других пассажиров, а самим авиакомпаниям приносит серьезные репутационные и финансовые потери, вызванные задержками рейсов. Мы стараемся даже с пассажирами в нетрезвом состоянии урегулировать конфликт, чтобы их полет все-таки состоялся. Но не все эту лояльность со стороны экипажа ценят.
В РСТИ также обратили внимание, что согласно обновленному Воздушному кодексу, если человек отстранен от полета по причине нарушения правил поведения на борту, компенсация за билет ему не возвращается. Это касается и курения на борту, отказа от досмотра, состояния алкогольного опьянения, когда пассажир делает условия полета невыносимыми и мешает работе экипажа.