Культура > Творчество

1745

Речица театральная. Мужчины с Марса, женщины с Венеры?

 +

Неистощимая тема о разнице между мужчиной и женщиной стала основой для новой программы режиссера театра «Иллюзион» Дмитрия Янчика. В один из октябрьских четвергов сцена «Черного золота» в ДКиТ «Нефтяник» в очередной раз превратилась в театральные подмостки. Как и в настоящем театре, не обошлось без дебютов, утверждения примы и внезапных «артистов в рукаве».

Финальный поклон
Финальный поклон
 

Базой для театральной программы «Разговоры» послужили две небольшие пьесы драматурга, режиссёра и прозаика Семена Злотникова из цикла «Бег на месте с любовью». Диалоги двух полов внезапно разбавила Сталина Ковалюк с двумя баснями Крылова.

Итак, первый этюд «Интеллигенты». Парк, скамейка, девушка с книгой. Внезапно из темноты аллеи появляется мужчина в очках с толстыми стеклами, за которыми лихорадочно блестят глаза. Это могло бы быть завязкой сюжета криминальной сводки, однако переросло в занятную беседу между двумя одинокими людьми.

Мужчина – Дмитрий Коваленко – вглядывается в лицо Женщины – Анастасии Мурашко – и спрашивает, местная ли она. И, если да, то, может быть, встречала барышню, которую он ищет который день. Эта то ли девушка, «то ли виденье» лишь «прошла, как каравелла по зеленым волнам» мимо героя, но запала в душу намертво.

Постепенно между парой завязывается разговор, в ходе которого Мужчина и Женщина находят между собой много общего, и, казалось бы, вот он – хэппи энд! Ты искал эфемерную мечту, а встретил живую женщину. Прехорошенькую, готовую тебя выслушать и узнать поближе. Ведь так и начинаются отношения: с желания рассмотреть другого человека чуть четче, чем весь окружающий мир. Но иногда мы, независимо от его пола, не готовы к тому, чтобы впустить кого-то в свою жизнь. Потому что тогда мы станем уязвимыми, перестанем защищать иголками мягкие нежные брюшки нашей чувствительности. Что может быть безопаснее, чем искать идеал, мечту, Музу? Куда как страшнее строить отношения с живым Homo sapiens из плоти и крови. Кто-то прыгает в этот опыт, как с самолета в синюю бесконечность. С верой, что парашют обязательно раскроется, и он увидит такие чудеса и красоты, которые с земли не разглядеть. А кто-то даже не садится в этот самый самолет, не говоря уже о том, чтобы набрать высоту и совершить прыжок в неизвестность.

– Еще мама предостерегала меня от неверного шага. Она говорила: мальчик мой, если, не дай Бог, какому-то существу, кроме меня, суждено быть рядом с тобой, – я бы желала, чтобы она любила тебя так, как я, восхищалась и боготворила, как я.., – делится с Женщиной Мужчина. И обнажает одну из причин, почему он одинок: ожидание безусловной материнской любви от женщины – путь к разочарованиям. То же касается и слабого пола. Натягивать на партнера образ любящего и заботливого отца – дорога в никуда.

 

В конце Мужчина и Женщина расходятся. И автор дает понять их последними фразами, что они больше не встретятся. А жаль.

Вторая зарисовка «Бегун и Йогиня». В ней Йогиня – Ольга Мязина – и Бегун – Илья Турик – задевают различие мужского и женского мышления. Так, Бегуна завораживает способность Йогини, с которой он также встречается в парке, сохранять концентрацию и дзен, находясь в одной позе. Между ними, как и между предыдущими героями, завязывается диалог, в ходе которого обнажаются принципиальные различия между мужчиной и женщиной еще со времен охоты на мамонта. Ведь как там было? Мужчина должен уметь бегать на короткие дистанции с максимальным эффектом от, собственно, пробежки – охоты. Он должен уметь добыть-отвоевать. Задача же женщины – долго выполнять одни и те же действия, в которых задействовано умение удерживать фокус внимания. Например, собирать растения-корешки-овощи-фрукты.

В финале Бегун признается:

– Стоит сфокусироваться – мне сразу делается тоскливо… Ощущение, словно меня все бросили, и я остался один. Или всех бросил я и тоже остался один. Так иногда со мною бывает: согнешься над чертежами, сосредоточишься, углубишься, потеряешь как бы слух, зрение и… такое вдруг одиночество! Я тут же стараюсь распрямиться, поднять голову, повертеться по сторонам, кому-то слово сказать, улыбнуться кому-то, почувствовать людей, что ты не один такой… вот такой… какой-то человек. Это, наверное, зависит от устройства души: кому-то хочется побыть одному, кому-то – наоборот. Я отчего бегом заинтересовался – представил, как я бегу, а навстречу мне люди, люди… А я бегу, бегу, тяжести никакой, одна легкость… В этом что-то есть. Вообще в людях что-то есть.

Конечно, никто не отрицает, что есть множество мужчин, способных к медитации во всех смыслах, и женщин-достигаторов, для которых бег по карьерной лестнице – самое сладкое из занятий. Но, судя по подаче материала, Злотников хотел подсветить именно гендерные противоречия. И они, надо сказать, были считаны залом.

В завершение отмечу, что при всей крепкой работе, проделанной парнями, в этот раз на сцене господствовали женщины. В качестве дебютантки на речицкой сцене выступила Анастасия Мурашко. Уверена, ей еще будет что показать и о чем рассказать аудитории. Уверенной же звездой вечера, как на мой взгляд, стала Ольга Мязина, которая уверенно росла от постановки к постановке. И этой мини-ролью лишь закрепила звание нынешней примы труппы. Ольга была точна, достоверна. Ей невозможно было не верить. И в который раз: восхищение и почтение режиссеру Дмитрию Янчику. Он вновь филигранно подобрал образы под характеры своих артистов, а также синхронизировал материал в цельное повествование, после которого, судя по отзывам, зрителям было о чем подумать и что обсудить.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity