73-летняя речичанка лишилась всех накоплений после звонка «специалиста мобильного оператора»
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
В конце мая 73-летней жительнице Речицы на мобильный позвонили неизвестные. Они преставились сотрудниками одного из операторов связи и уведомили, что женщине якобы необходимо продлить срок действия договора с их компанией. В противном случае номер больше не будет ей принадлежать.

Как прокомментировал начальник отделения по противодействию киберпреступности криминальной милиции Речицкого РОВД Денис Говор, злоумышленники попросили пожилую женщину установить на телефон программу удаленного доступа, а затем передать им логин и пароль. С помощью банковского приложения они опустошили счет одиноко проживающей пенсионерки и списали 565 рублей.
Затем они поинтересовались, не держит ли речичанка более крупную сумму дома. Выяснилось, что 73-летняя пострадавшая действительно накопила 7500 наличными. Незнакомцы убедили жительницу Речицы отправиться в банк и зачислить деньги на её собственную карту. Мол, так финансы точно будут в безопасности и не достанутся преступникам, которых сейчас тьма. В результате 7500 рублей злоумышленники мгновенно перевели на свой счет с помощью удаленного доступа через интернет-банкинг жертвы. Общий ущерб оценивается в 8065 рублей.
Как понять, что вы на связи с мошенником – советы от правоохранителей
1. Вам звонят по мессенджеру.
Звонок поступает в Viber, WhatsApp, Telegram с незнакомого (часто зарубежного) номера. Возможно использование логотипа компании на заставке профиля. Запомните, что мобильные операторы, банки и госорганы не используют звонки через мессенджеры. Поэтому прервите подобный разговор, если он уже завязался, найдите в интернете телефон учреждения, на которое ссылается звонивший, и наберите его сами, чтобы уточнить информацию, если у вас есть сомнения в её достоверности.
2. Вам предъявляют неожиданную проблему и необходимость что-то срочно предпринять.
Вам рассказывают, что нужно экстренно продлить договор на услуги связи, записаться на диспансеризацию, установить приложение на телефон, перейти по ссылке, перевести деньги куда-то, оформить кредит и «помочь следствию поймать жуликов». Легенды разнообразны и зависят от того, чью роль исполняют мошенники.
Запомните, что только злоумышленники будут торопить вас или пытаться вызвать панику. Не поддавайтесь, обязательно прервите звонок и дайте себе хотя бы несколько секунд на раздумье без давящего властного голоса в трубке. Как правило преступники сканируют собеседника, проверяя, на какие рычаги нажать будет эффективнее. Вам могут угрожать, стыдить, взывать к гражданскому долгу или скрытому желанию «поиграть в следователя» и «суперагента под прикрытием». В последнем случае вы будете ходить от банка к банку с телефоном в руке и самозабвенно брать на свое имя кредиты, чтобы «вычислить нечистых на руку сотрудников». Свою важность вы, несомненно, ощутите, но деньги, разумеется, потеряете.
3. У вас запрашивают конфиденциальную информацию.
Собеседник просит сообщить подтверждающие коды из сообщений, логины-пароли, коды безопасности банковской карты. Помните, что эти данные нельзя никому передавать, интересуются ими только мошенники.
Как говорить о киберугрозах с родными и теми, кто может стать жертвой мошенников
- Используйте простой язык: избегайте технических понятий и сложных терминов, чтобы не запутать и не оттолкнуть.
- Приводите примеры из жизни, рассказывайте об известных вам лично или из СМИ случаях, в которых люди преклонного возраста столкнулись с мошенниками, поверили им и потеряли все накопления.
- Проговорите слова и сценарии, с которыми к вашим пожилым родственникам или знакомым могут подобраться киберпреступники.
- Помогайте в настройке смартфона: установке программ и оперативном решении проблем. Убедите, что любое вмешательство в телефон возможно только с вашим участием.
* * *
С 26 мая по 4 июня в Беларуси проходит профилактическая акция «На страже цифровой безопасности». Цель акции: повысить осведомлённость населения о киберпреступности и способах защиты от мошенников.