Речичанка Мария Хвостова: «Не маленький город ограничивает человека»
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
В начале января «Дняпровец» писал о том, что речичанка Мария Хвостова получила грант Президента Республики Беларусь в сфере культуры. Мы поговорили с Марией и узнали, как готовился проект постановки и чего ждать жителям Речицы, да и всей страны после того, как он будет реализован.

Из распоряжения Президента Республики Беларусь о предоставлении грантов на 2024 год:
Хвостова Мария Валерьевна, балетмейстер народного ансамбля песни и танца «Дняпро» государственного учреждения культуры «Речицкий городской дворец культуры», – на реализацию театрально-хореографического проекта «Сын зямлі», что будет способствовать сохранению национальных духовных традиций и популяризации достижений современного, белорусского хореографического искусства в республике и за рубежом.
– Мария, расскажите, получили ли уже грант и как именно он будет выделяться?
– Грант порционно будет зачисляться в заработную плату каждый месяц. Впереди еще только первая выплата. Она, кстати, не облагается налогом, что радует, сумма-то приличная: 41 базовая величина, или 1640 рублей на данный момент. За эти деньги будет формироваться, по сути, новый жанр в белорусской культуре, так как национального пластического спектакля до этого на нашей земле не существовало. Тем более что прошлый спектакль «Из дыма и пламени», представленный в Речице в 2022 году, был полуоригинальным – мы все-таки основывались на стихах Роберта Рождественского. Этот же проект, в основу которого ляжет белорусская мифология, будет полностью авторским.
– Какие этапы и в какие сроки проходила подача документов?
– Готовились мы с лета прошлого года. На первом этапе – я так понимаю, это оформление, сама концепция или тематика – было отсечено большинство соискателей. Если базисные вещи были утверждены, проект переходил к коллегии Министерства культуры во главе с министром. На этом этапе началась самая скрупулезная работа: уточнялись спорные моменты, детали, кое-что корректировалось. Сюжетную линию попросили прописать максимально подробно. Она была досконально вычесана на соответствие белорусским мифам при участии искусствоведа, профессора, фотохудожника и ректора Белорусской государственной академии искусств Михаила Борозны – он был одним из членов коллегии.
Притом что не было четких указаний что-то менять. Нет, только рекомендации проверить тот или иной исторический нюанс. Далее, в ноябре, документы перешли к коллегии премьер-министра, ну и, вероятно, выше.
В принципе, с конца ноября вплоть до начала января, когда было озвучено, что грант мы все-таки получили, больше никакой информации не было. Поэтому из суеверных соображений – вдруг не утвердят – я боялась браться за проект. С другой стороны, понимала, что если все-таки ответ положительный, то надо бы начинать. Для такой масштабной затеи год – не такой уж большой срок.
До последнего не верилось, что все получилось. Много было вопросов с оформлением, но здесь от меня нижайший поклон Витебскому государственному университету имени П. М. Машерова, который я окончила, и моей магистратуре – нас там сильно гоняли. Мы злились, а в результате, я считаю, это сыграло свою роль в получении гранта.
Вообще мне, конечно, страшно от того, в списке каких заслуженных людей я нахожусь: ректоры, научные сотрудники, главврачи… Уровень впечатляющий. А тут я, какой-то хореограф из маленького города. Плюс я узнала, что из Гомельской области мы соперничали с коллективом Дворца Румянцевых и Паскевичей – просто голова кругом!
Старт дан
– Мария, когда проект сможет увидеть зритель?
– Конкретной даты пока нет, но премьера национального пластического спектакля «Сын зямлі» состоится в ноябре. В соответствии с планом, заявленным в проекте, мы также должны будем представить спектакль и в других городах Беларуси.
Подготовка только начинается. На данный момент мы приступили к разработке музыкального материала вместе со звукорежиссером. Будем создавать оригинальные композиции, что очень непросто. Используем разные техники: например, в каких-то случаях будет взят существующий ритмическо-гармонический костяк, а на него нанизана аранжировка.
Также сейчас конкретизируем сюжетную линию. Пока единственные в нашем городе, кто знает её полностью, – это коллектив «Дняпро». Конечно, я буду спойлерить и время от времени озвучивать какие-то эпизоды, чтобы подогреть интерес публики, но не более.
* Гранты Президента Беларуси назначены 58 работникам организаций в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодёжной политики.
* Грант будет перечисляться ежемесячно в течение всего года суммами в размере в 41 базовую величину (1640 рублей на момент публикации).
Драконы, волаты и вечная тема
– Хорошо, не надо спойлерить, но о чем все-таки постановка?
– Красной линией через сюжет пройдет тема любви. Сколько бы разочарований ни происходило, думаю, любовь важна для каждого. Будет затронуто много других вопросов, например, о выборе между своими интересами и чем-то большим, высшим.
– Хотя бы намекните, кто такой «Сын зямлі», заявленный в названии?
– Сын зямлі – он сын волата. Волаты на белорусской земле обладали магией и очень чтились. Он полукровка, но частично обладает их дарами.
Будут в спектакле и другие мистические персонажи: драконы – цмоки. Они спорные существа в понимании многих. Есть стереотип, что в сказках драконы только и делают, что похищают девушек. Служат антагонистами, победив которых, главный герой может проявить себя. Но белорусская мифология дает им куда больший простор. Так, на нашей земле были легенды о драконах-ахвярніках, которые жертвовали собой, о драконах-ахвярніках, которым, наоборот, приносили жертвы. Были и драконы-ахоўнікі.
– Откуда интерес именно к этому мифологическому этапу?
– Я, в принципе, человек, который живет в прошлых веках. Сюда иногда заглядываю принести что-то новенькое и бегом обратно – машина времени работает исправно. Основа всего, наверное, сказки. Я с детства могла провести каникулы с книгой в руках, ни на что не отвлекаясь. Знаете, вот эти самые старые народные сказки с подробным описанием ветвей князей, царевен и драконов – я ими зачитывалась. Поэтому тема теплилась давно.
Катализатором же, думаю, стала песня из российского фильма «Он дракон» в обработке Виолетты Костромы (участница группы Modena, вокалистка «Голоса RM», руководитель театральной студии «Маски». – Прим. авт.). Мы все слушали ее, открыв рот, просто влюбились! И там вот это противоречие: «Прилетай, забери!» как обращение к дракону, которого вроде как все должны бояться, меня зацепило. Наверное, еще легло на личные переживания того периода. Потрясла мысль, что любить можно не только идеал, любить можно и дракона, в котором есть огонь и дым.
Абсолютного зла, как и абсолютного добра, нет ни в одном из нас. Вот эти вещи привлекли. Ведь часто хорошие люди считают себя недостойными по причине своего драконового огня – какого-то внутреннего изъяна. Например, человек увидел в себе черту, которую считает плохой, и тут же перенес это на свою личность, стал считать плохим себя. Тут и прямая аналогия с драконами – в любой мифологии они жили в уединении, были отшельниками, потому что считали, что лучше так, чем ранить кого-то своим пламенем.
Но дракон не будет центральным героем, его тень лишь будет в сюжете. Любовная же линия будет закручиваться вокруг Сына зямлі. Одновременно поднимется и тема задранного носа – размышлений о том, когда юноша осознает в себе силы, возможности, он рвется свершать подвиги, а помогать в простых бытовых вещах старикам да девочкам не хочет. Мол, это мелочи, а ему бы задачи помасштабнее. Но начинать надо всегда с того, что вокруг тебя. Делать мир лучше простыми действиями. Вообще все герои постановки пройдут свой цикл, изменятся – спектакль охватит период около 20 лет.
Мне очень нравится, что к проекту причастна молодёжь, и он вызвал у нее большой интерес. Подростки сейчас любят всё наше, белорусское, гордятся корнями. Спектакль, надеюсь, даст им возможность гордиться еще больше.
Мужики танцуют!
– На каком языке планируется спектакль?
– Пока я склоняюсь к тому, что постановка будет полностью на белорусском языке. Но, возможно, это будет компоновка из русского и белорусского.
– В прошлом вашем проекте – пластическом спектакле «Из дыма и пламени» – участвовали артисты буквально всех возрастов. В этом планируете такое же разнообразие?
– Да, возрастная разбежка снова будет от совсем малышей до бабушек. По количеству человек – от 50 до 100, пока точно не могу сказать. Очень хотелось бы привлечь мужчин. Вообще это отдельная болезненная история. Как-то с занятий в «Дняпро» одну из девочек забирал папа и пренебрежительно удивился: «А что, к вам и мальчики ходят? Зачем им танцы?».
Мне непонятно, почему танцы стали запретной темой у мужчин. Откуда ассоциация, что они идут вразрез с традиционными ценностями. Ведь, на мой взгляд, мужественнее мужчины, который танцует народный танец, никого нет. Военный танец или матросский танец – это вообще за гранью брутальности. А кавказские танцы? У них стыдно не знать своих национальных танцев, а у нас, к сожалению, это пока норма.
А как в окопах плясали? Ту же «Свадьбу в Малиновке» включите, посмотрите. Танец – это демонстрация силы. Попробуйте сделать то, что делают мои восьми-
летние танцоры. Не просто так я всех мальчиков, которые ко мне ходят, называю мужиками вне зависимости от возраста. Там такая силища нужна, такая выдержка!
У меня после занятий взрослый парень сказал, что в последний раз такую нагрузку только в армии получал. Умение танцевать – показатель владения телом. Я думаю, что мода на народные танцы вернется. Кто успеет, тот будет в топе.
– Мария, финальный вопрос: как на вас повлияло получение гранта в личном, эмоциональном смысле?
– Я часто слышу, что мне должно быть тесно в Речице – мне и моим проектам. Грант – очередной повод доказать, что, когда границы жмут – города, жанра, –
их можно расширять там, где ты есть. А не бежать куда-то за готовыми.
Получение гранта для меня подтверждение того, что не маленький город ограничивает человека, а он сам.
– Спасибо за беседу!