Культура > Образование

3361

Разговор с педагогом Речицкого районного лицея Натальей Романовой. О математике и не только

 +

За значительный вклад в развитие образования, внедрение передового педагогического опыта, образцовое выполнение трудовых обязанностей, высокие достижения в обучении и воспитании детей и молодежи нагрудным знаком «Выдатнiк адукацыi» в преддверии Дня учителя была награждена Наталья Николаевна Романова – педагог Речицкого районного лицея, талантливый математик, мастер своего дела. Накануне профессионального праздника мы побеседовали о выборе жизненного пути, трудностях и радостях в работе педагога и, конечно, о математике.

– Наталья Николаевна, расскажите, откуда Вы родом, где учились, как выбрали профессию педагога?

 

– Я родилась в Речице, училась в шестой школе на Ленина, где сейчас располагается отдел образования, старшие классы оканчивала уже в девятой. Выбор в пользу математики и профессии педагога сделала как раз в школьные годы. В моей семье мама – учитель русского языка, тетя – учитель биологии, это сыграло свою роль. А еще большое влияние на меня оказала моя учительница математики Ирина Михайловна Ткачева. До сих пор она для меня остается эталоном преподавания моего предмета: молодая, красивая, с большой любовью к детям и очень высоким уровнем математической подготовки. Колебаний в выборе предмета не было: у нас всех в семье были ярко выраженные математические способности. Поэтому я выбрала поступать в БГУ, думала, что будет возможность заниматься наукой, математикой. У меня в дипломе так и написано: сначала «математик», а уже потом «преподаватель». На механико-математическом факультете учиться было очень интересно: сама атмосфера, талантливые преподаватели, мотивированные студенты… Там, например, я впервые увидела компьютер в 1985 году: и огромную ЭВМ на перфокартах величиной с три школьных кабинета, и небольшой японский персональный компьютер «Ямаха». Подумать страшно, как далеко шагнула техника за эти тридцать–сорок лет! В телефоне у каждого из нас мощности несравнимо большие, чем на той технике, которая тогда казалась нам фантастической.

Однако без математики, без человеческого участия такой рывок был бы невозможен.

– Каким был Ваш первый педагогический опыт? Как Вас встретила школа? Как Ваша судьба оказалась связана с лицеем?

– По распределению я поехала в Молодечно. В Речицу, на малую родину, я вернулась в 1993 году после того, как закончилась отработка. Здесь я преподавала в седьмой школе. Там была огромная параллель – одиннадцать пятых классов! Я вела четыре из них: «Г», «Д», «Е» и «Л» – до одиннадцатого класса, до выпуска. Когда в 2004 году открылся Речицкий районный лицей, меня пригласили сюда. Занятия первый год шли в бывшем УПК около парка Победы, была только параллель 10-х классов, и я совмещала работу в лицее и СШ № 7. Первым учителем математики была Клара Григорьевна Лин, я – вторым. На полную ставку сюда я пришла в следующем году, когда набрали еще одну параллель. Так и работаю девятнадцать лет в лицее, а всего учителем математики – тридцать два года.

 

За это время многое изменилось. Поколения лицеистов друг от друга отличаются своим подходом к жизни, ментальностью. Кажется, первые лицейские выпуски были более физически и эмоционально устойчивыми, нынешние юноши и девушки очень чувствительные, ранимые. Но наши лицеисты любого поколения – это ребята мотивированные, способные, старательные.

– Ваши ученики неоднократно побеждали на математических турнирах, научно-исследовательских конференциях школьников, олимпиадах по математике, есть и ребята со стобалльными сертификатами по ЦТ. Скажите, в чем секрет подготовки учащегося для успешного выступления на предметной олимпиаде, сдачи централизованного экзамена, тестирования? Чья роль выходит на первый план в этом процессе: ребенка, родителя, педагога?

– Я бы на первое место поставила всё-таки математические способности ребенка. Если сто баллов по ЦТ без ярко выраженного математического склада ума нарешать можно за счет старания и прилежности, то на олимпиаде блеснуть не получится. Нужно уметь применять свои знания и навыки в незнакомой ситуации, любить решать задачи, искать нестандартные ходы. Задача учителя – увидеть ученика, который способен успешно заниматься и добиться определенных высот в математике. А еще педагог должен объяснить, четко сформулировать, донести до ребенка, чего от него хотят. Иногда с этим есть большие проблемы. Грамотно поставленная задача, доходчиво сформулированное условие – это очень важно.

А что касается родителей, то здесь должно быть хотя бы доброжелательное отношение, лояльность к тому предмету, который ребенок выбрал себе в качестве основного.
И этого будет уже достаточно. Конечно, помочь ребенку решить примеры на школьном уровне может почти любой родитель, но развивать способности учащегося должен профессионал, человек, который находится в процессе, занимается решением задач, изучает математику постоянно.

– Сейчас в школах существует проблема с кадрами учителей математики. С чем, на Ваш взгляд, она связана, как ее решить? Какие советы Вы могли бы дать молодым математикам, которые всё-таки решили связать свою судьбу со школой?

– Действительно, для людей с математическими способностями и хорошей подготовкой технические специальности и IT-сфера выглядят более предпочтительными. Кажется, у молодежи два основных аргумента: материальная составляющая и престиж профессии.

Привлечение молодых кадров – это насущная необходимость. Именно молодые учителя легко находят общий язык с детьми, у них есть энергия, креативность. Чем отличается молодой преподаватель от опытного? Только этим самым опытом и объемом знаний. Но если человек будет стремиться, эта разница очень быстро нивелируется. Есть такое мнение: родители и учителя должны быть молодыми. Но из всех моих выпускников только одна – Елена Кечко – стала преподавателем в университете, ни одного учителя математики больше нет. Русский, английский, история – да, но не математика. Другого ответа, кроме материального стимулирования, у меня нет.

А что касается тех, кто всё-таки пришел работать в школу, то здесь главное – искренний интерес к своему предмету. Математик должен любить решать задачи. Если этого нет, то и от ребенка этого не добьёшься. И вместе с тем должно быть доброжелательное отношение к детям – в лицее, средней школе, где угодно. Везде свои нюансы. Да, в лицее дети более мотивированы, но и требования выше.

– Какой, на Ваш взгляд, самый тяжелый раздел в школьной программе по математике?

– Тригонометрия в начале 10-го класса и доказательная база в стереометрии. Все-
таки тригонометрия – это огромный объем, с ним действительно сложно справиться. После Нового года в 10-м классе начинаются логарифмы, производные – и уже ребятам становится веселее.

– Досужие люди говорят, что математика после восьмого класса никак не связана с обычной жизнью. Так ли это?

– Для того чтобы построить мост, нужно рассчитывать и сопротивляемость материалов, и формы перекрытий, и много всего остального. Без математики как главного инструмента тут никуда. А еще есть программирование, финансы, астрономия, медицина и даже теория музыки – везде нужна математика. Конечно, не каждый человек свяжет свою жизнь с этими сферами. Но, например, для того чтобы понять не только как работает твой смартфон, но и почему он работает, вот тут и нужна математика.

– Чего бы Вы пожелали своим коллегам в канун Дня учителя?

– В первую очередь, здоровья, во вторую – оптимизма! Нужно всегда верить, что у наших детей всё получится. Ведь на что направлена вся деятельность учителя? На то, чтобы ребенок добился своей цели, поступил, куда хочет, развивался, становился отличным специалистом и хорошим человеком. Ради этого мы и работаем!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity