Культура > История

782

Из истории православия Речицкого района. Василевичи

 +

...Сложно достоверно судить о том, когда же в окрестностях нынешних Василевичей впервые прозвучало слово православия. Скорее всего, что во времена вхождения местности в состав Туровской епархии (основана в 1005 году).

Церковно-приходская школа Василевичей (фото Исаака Сербова)
Церковно-приходская школа Василевичей (фото Исаака Сербова)
 

Во второй половине 1870-х годов настоятель Василевичского приходского Николаевского храма Лев ТУРЦЕВИЧ отправил (запрос Минской епархии) сведения, собранные им для издания книги «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Приложение к Минским Епархиальным Ведомостям за 1879 год. Минск. Типолитография В. И. Соломонова).

Священник на названное время являлся студентом семинарии, иначе говоря, учился заочно. Священствовал же с 1865 года. Успел получить свою первую награду – набердник.

Начиная повествование о Василевичах, вначале сообщил краткие сведения о местности: селение расположено при военно-коммуникационной дороге из Речицы в Мозырь. Расстояние до губернского города, т. е. Минска, 350 верст, до города уездного (Речица) – 47. Так как почтовой станции в Василевичах нет, то в случае необходимости местное население обращается на станцию Речицы.

Село находилось в 75 верстах от Либаво-Роменской железной дороги. Хотя уже витало: железная дорога будет проходить и где-то рядом.

«Близ села Василевич, неподалеку от приходского кладбища, – сообщал священно-
служитель, – находится группа курганов, на одном из них лежит надгробная каменная плита, на которой надпись была сделана славянскими буквами, но от продолжительности времени надпись сия стала неразборчивою, так что с трудом прочитывается только слово «Пушкару», по всей вероятности фамилия погребенного. Никакого предания о сей местности не сохраняется, а только народом именуется оная «Пушкары».

В своих предположениях Турцевич совершил, скорее всего, ошибку: надгробная плита в свое время сокрыла тело не одного человека по фамилии Пушкарь, а нескольких воинов, являвшихся пушкарями (тогдашними артиллеристами). К тому склоняет мнение и жителей: местность расположения курганов называли «пушкарами».

...Василевичская приходская Николаевская церковь была построена в 1825 году на средства прихожан. Являлась деревянной, на каменном фундаменте. Была «устроена продолговатым крестом, с одним открытым куполом, двумя дверями, одним рядом окон, кроме открытого купола, и железною крышею, которая, как и стены, покрашена масляною краскою».

Несмотря на полстолетие, прошедшее со времени завершения строительства, храм находился «в посредственном состоянии». Имел иконостас из 27 икон «посредственного письма», расположенных в четыре ряда.

Отдельно от церкви – колокольня при четырех колоколах. Основной колокол отлит весом в 16,5 пуда. Остальные – в пять, три и в один пуд (из чугуна). Следовательно, колокол основной, металла более благородного, можно предполагать, что из меди.

О том, что церковь, построенная в 1825-м, являлась в селе не первой, свидетельствовали исповедальные списки прихожан, начиная с 1800 года.

Рядом с церковью – погост. Кладбищ в приходе имелось шесть. Церквей иных, приписных или же кладбищенских, не было. А приход, помимо Василевичей, – селения Новинки, Золотая Дуброва (ныне в Калинковичском районе), Бабичи, Головки и Кобылев (ныне Первомайск Короватичского сельского Совета).

Прихожан по состоянию на 1878 год числилось 1578 душ мужского пола и 1644 души пола женского. Все они – крестьянского сословия, занимались хлебопашеством и лесными промыслами по найму от лесопромышленников.

Ежегодный доход причта Василевичской церкви составлял 70 рублей. Настоятель Лев Турцевич, а равно и псаломщик, помимо штатного жалованья пользовались церковной землей (усадебная около 6 десятин, пахотная – около 51 десятины, выгонная – почти 12 десятин, леса – более 4 десятин). Следовательно, бедствовать им не приходилось. Более того, для священника в 1867 году прихожане построили добротный дом.

На данное время (1879 год) при храме функционировало церковно-приходское
попечительство. В селе имелось штатное народное училище. Грамотность местного населения достигала 5 процентов.

Что до евреев Василевичей, то они посещали свой молитвенный дом. Какие у еврейских детей имелись возможности для учебы, судить сложно, ибо в штатном народном училище обязательным предметом являлся «Закон божий».

...Стараясь отыскать хоть какие дополнительные сведения о настоятеле Василевичского Николаевского храма Турцевиче, автор данного материала обратился к интернету. Нашел данные и даже фотографии Льва Антоновича. Увы, тут же последовало разочарование: это армейский офицер императорской армии, а отнюдь не священнослужитель.

Согласно сведениям краеведа Валентины Александровны Сергеевой, Лев Турцевич священствовал в Василевичах и в начале ХХ века, имел сына и дочь. Николай Львович, сын, до революционных событий 1917 года являлся мировым судьей Василевичей. Местечко оставил в 1920-м, уйдя с поляками.

Дом Турцевичей в послереволюционное время занимали ревком и волисполком. Здание исправно служила (до середины 1950-х годов) и Василевичскому райкому партии. Оно, являясь частной собственностью, в хорошем состоянии и ныне.

...Всякий поиск, будь настойчивым, что-то да должен принести. Отыскалась
фотография Василевичской церковно-приходской школы и ее учеников (в 1912 году была сделана Исааком Сербовым).

Через год в школу придет, чтобы учительствовать, Евгений Иванович Киркевич. Он уроженец деревни Сведское. В 24 года успел окончить Минское духовное училище и Минскую духовную семинарию. В школе Василевичей работал два года.

Непродолжительное время являлся учителем церковно-приходской школы села Богушевичи (Червенский район, Минская область), после чего вернулся в Речицкий уезд. С 1915 года – псаломщик Свято-Троицкого храма села Демехи. В 1921 году рукоположен во священника с назначением настоятелем Свято-Ильинского храма своей родной деревни Сведское. С 1927 года совершал служение в Петро-Павловском храме села Чирковичи (ныне в Светлогорском районе). 13 сентября 1931 года был арестован. Обвинялся в антисоветской агитации и организации контрреволюционной группы. Согласно постановлению тройки при ПП ОГПУ по Белорусскому военному округу от 28 сентября того же 1931 года приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ. Отбыв наказание, проживал в Свердловской области (Российская Федерация). С середины 1940-х – настоятель Свято-Николаевского храма в Бронном. Реабилитирован 9 июня 1969 года.

К сожалению, неизвестны год смерти и место захоронения Евгения Ивановича (согласно воспоминаниям прихожан, пользовался огромным уважением за свои высокие морально-нравственные качества).

Отдельного слова заслуживают и иные священнослужители Свято-Николаевского храма Василевичей, которые за свои убеждения, как и Е. И. Киркевич, заплатили страшную цену. Это...

ГЕЙХРОХ Николай Иванович.

Родился в 1884 году (г. Пинск). Из семьи церковнослужителя. Окончил Минскую
духовную семинарию (1910 г.). В 1911 г. рукоположен во священники. С 1913 г. – настоятель Свято-Троицкого храма села Дудичи (ныне в Калинковичском районе) Речицкого уезда Минской губернии. С сентября 1914 г. – исполняющий дела благочинного церквей 3-го округа Речицкого уезда. В 1920–1930-е годы – настоятель Свято-Николаевского храма местечка Василевичи. В 1934 г. был осужден за «антиколхозную агитацию».

Во время оккупации Беларуси немецко-фашистскими войсками (1941–1944 гг.) совершал приходское служение вначале в Пинске, а затем в Гомеле. Являлся благочинным Гомельского округа. Много сделал по возрождению церковной жизни на Гомельщине. 1 июня 1946 г. арестован (повторно) с обвинением в измене Родине и антисоветской агитации. Постановлением Особого Совещания при МГБ СССР от 25 января 1947 г. был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ. Наказание отбывал в Сибирском исправительно-трудовом лагере. Скончался 4 ноября 1951 г. Реабилитация последовала 20 октября 1994 г.

КОЛУБАЕВСКИЙ Александр Антонович.

Уроженец (1890 г.) местечка Изабелин Волковысского уезда Гродненской губернии (ныне Волковысский район Гродненской области). Окончил Виленскую духовную семинарию. В 1912–1915 гг. служил псаломщиком. В 1915–1918 гг. проживал в Тверской губернии, где работал учителем. В 1929 г. рукоположен во священники и направлен для служения в Свято-Николаевский храм Василевичей. В 1932 г. арестован с обвинением в антисоветской агитации. Приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ (по истечении полутора месяцев приговор отменен по кассации народного суда).

Во время Всесоюзной переписи населения (1937 г.) призывал крестьян не скрывать религиозных убеждений. Вместе с тем собирал подписи по возобновлению богослужений в Свято-Николаевском храме г. Гомеля (был закрыт в 1934 г.).

Арестован 19 сентября 1937 г. с обвинением в антисоветской агитации. Постановлением особой тройки при НКВД БССР от 16 октября 1937 г. был приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстрелян 21 октября 1937 г. Реабилитирован 19 июня 1989 г.

СОКОЛОВСКИЙ Михаил Михайлович.

Родился в мае 1893 г. (деревня Березино Борисовского уезда Минской губернии).
С семьи псаломщика. Окончил Пинское духовное училище. С 12 февраля 1914 г. – псаломщик церкви села Струг Пинского уезда Минской губернии. В ноябре 1914-го призван в армию. Позднее служил диаконом в церквях Брестчины. В 1921 г. рукоположен в иереи. Служил в Успенской церкви села Конковичи (Петриковский район). В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. С середины 1920-х – священнослужитель церкви села Рогово (Минский район), с 1930 г. – в Николаевском храме местечка Скригалово (Мозырский район), с 1935 г. – в Свято-Троицкой церкви в Ельске, с 1937 г. – настоятель Николаевского храма местечка Василевичи. Арестован 7 февраля 1938 г. 15 февраля выслушал приговор: ВМН с конфискацией имущества.

Согласно сведениям Леонида Владимировича Морякова (автор энциклопедического справочника «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі. 1917–1967 гг.» (два тома), у иерея Соколовского остались жена (Ольга Константиновна Шарупич; умерла 24 сентября 1977 г.), дочь Лидия (родилась в 1925 г.; умерла от тифа в 1945 г.) и сын Лавр.

М. М. Соколовский реабилитирован 2 июня 1958 г. Тогда же в Речицком ЗАГСе было составлено свидетельство о смерти: «Гр. Соколовский Михаил Михайлович рожд. 1893 г., умер 11 октября 1941 г.; причина смерти: язва желудка…»

Конечно же, истина иная: жизнь священнослужителя оборвалась еще в 1938 г.

...В 1930-х годах Василевичский храм, как и церкви повсеместно по СССР, изведал худшие времена. Из него был сделан клуб. Местным священнослужителям, как надо понимать, церковные отправления доводилось исполнять втайне, открыто – во время Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские захватчики церкви сделали «послабление».

 

Возрождение началось в 1946 году, когда по многочисленным просьбам верующих православной общине было передано здание бывшего ткацкого цеха. В этой церкви свыше 40 лет служил отец Филимон (Корбатенко).

В 1992 году развернулось строительство нового каменного здания храма. В 1996 году его возведение было завершено, а храм освящен Высокопреосвященнейшим Аристархом, епископом Гомельским и Жлобинским. Основная заслуга в деле возведения храма отца Константина (Гаврильчика).

Добрую память оставил о себе и отец Георгий (Новиков).

Настоятелем Свято-Николаевского храма города Василевичи ныне является иерей Павел Сивуха (с 14 января 2017 года). Он родился в 1981 г. (г. Речица). С 2003-го до 2017 года служил в речицком Покровском храме в сане протодиакона.

Крайне высокую оценку служения отца Павла журналист «Дняпроўца» услышал от председателя Василевичского горисполкома Натальи Брель. Наталья Валентиновна поведала: делая первые шаги в Василевичах, священнослужитель предвидел серьезные сложности. Вскоре убедился: у него складывается прочный актив из верующих, которые станут его надежными помощниками в деле укрепления православной жизни города.

Отец Павел, не замыкаясь в рамки чисто церковных отправлений, лично активен в оказании помощи местной власти. Его слово доходит до душ тех, у кого серьезные жизненные проблемы. Содействие иерея весомо в налаживании массово-праздничных мероприятий и так далее. В числе наиболее значимых – «Пасхальные фестивали». Первый из них состоялся еще в апреле 2018 года. Речичанка Наталья Васильевна Михалко тогда представила свои восхитительные работы: иконы, вышитые бисером.

Храм г. Василевичи (2017 г.)
Храм г. Василевичи (2017 г.)

В Василевичах до сего времени помнят такое крайне значимое событие (2015 год), как нахождение в городе мощей святых Петра и Февроньи. Были богослужение, торжества на городской площади при чествовании семей, проживших в браке свыше 50 лет, а равно и вступивших в законный брак недавно. В празднике семьи приняли участие хор собора Петра и Павла областного Гомеля, артисты Гомельской филармонии.

Ныне в Василевичском Свято-Николаевском храме проходят работы по реконструкции. Конечно же, при помощи верующих. А это порука, что православию Василевичей быть и далее! При его упрочении.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity