Культура > История

3855

По праву памяти. «Будучи полицейским, на вооружении имел винтовку и производил аресты советских граждан»

 +

Продолжаем серию публикаций об арестованных в июле–августе 1949 года Управлением МГБ по Гомельской области немецких пособников. В этом материале пойдет речь о преступлениях Василия Игнатовича Григоренко, Михаила Кузьмича Белоуса и Максима Григорьевича Грищенка.

 

Как следует из обвинительного заключения, Василий Игнатович Григоренко, проживая на территории Речицкого района, оккупированного немцами, в августе 1941 года добровольно поступил на службу к оккупантам и служил у них заместителем старосты деревни Будка, поселков Прудище и Богдановка по ноябрь 1943 года, то есть до изгнания немцев.

Судя по имеющимся данным, Григоренко, будучи заместителем старосты, изымал у населения скот и продукты питания для нужд немецкой армии.

Так, «в начале осени 1942 года Григоренко вручал жителям дер. Будка платежные извещения на сдачу немцам хлеба и картофеля, в результате чего ими было сдано 15 тонн зерна и 30 тонн картофеля».

Григоренко, как и все привлеченные по настоящему делу обвиняемые, «производил выгон жителей дер. Будка на работы к немцам, как то: на вырубку леса вдоль железно-дорожного полотна около разъезда Демехи, на восстановление взорванных партизанами мостов на шоссе Гомель–Калинковичи, на очистку этого шоссе в зимнее время от снежных заносов для обеспечения беспрепятственного продвижения немецкого транспорта и другие работы».

А вот некоторые моменты биографии Михаила Кузьмича Белоуса, указанные в материалах уголовного дела. В начале войны райвоенкоматом Речицкого района был призван в Советскую армию и зачислен рядовым в 186-й артиллерийский полк.

Находясь на фронте, на территории Жлобинского района Гомельской области в августе 1941 года попал в окружение немцев и, «не приняв никаких мер к выходу на соединение с частями Советской армии, ушел на жительство в оккупированную немцами дер. Будка, Речицкого района, Гомельской области».

Когда прибыл домой, добровольно поступил на службу к оккупантам и служил у них в должности писаря сельуправы деревни Будка, поселков Прудище и Богдановка по ноябрь 1943 года, то есть до изгнания немцев.

«Осенью 1941 года он составил список на бежавших из немецкого плена советских военнослужащих, а затем вместе с другим привлеченным по настоящему делу обвиняемым доставил их в Речицкую немецкую комендатуру.

Из числа доставленных 8 человек были арестованы немцами и направлены в Германию, но в пути следования 6 человек убежали домой. Двое пропали без вести – судьба их неизвестна.

Весной 1942 года совместно другим привлеченным по настоящему делу составил список жителей деревни Будка, поселков Прудище и Богдановка, в котором указал, «кто сколько имеет земли, скота и отправил его в Солтановскую волостную управу. На основании этого списка жители были обложены налогами».

Что касается третьего фигуранта уголовного дела, упомянутого в этом материале, то Максим Григорьевич Грищенок, проживая на оккупированной территории, в августе 1941 года добровольно поступил на службу к немцам и служил у них полицейским в поселке Богдановка до декабря 1941 года, а затем до ноября 1943 года работал десятским того же поселка. «Будучи полицейским, на вооружении имел винтовку и производил аресты советских граждан».

 

Зафиксированы и такие факты: осенью 1941 года Грищенок арестовал бывшего председателя Капоровского сельсовета Ивана Баранова и приконвоировал его в деревню Будку, где сдал под охрану также привлеченному по настоящему делу Я. С. Григоренко. Впоследствии Баранов из-под стражи бежал.

Еще из материалов уголовного дела: «В начале осени 1942 года Грищенок вручал жителям пос. Богдановка письменные извещения на сдачу немцам хлеба и картофеля, в результате чего жители вынуждены были сдавать немцам хлеб и картофель. Кроме этого, ГРИЩЕНОК производил выгон жителей пос. Богдановка на работы к немцам, как то: на вырубку леса вдоль железно-дорожного полотна около разъезда Демехи, на восстановление взорванных партизанами мостов на шоссе Гомель–Калинковичи, на очистку этого шоссе от снежных заносов в зимнее время для обеспечения беспрепятственного продвижения немецкого транспорта».

Вследствие преступной деятельности все трое «Приговором Военного Трибунала войск МВД Гомельской области осуждены:

В. И. Григоренко по ст. 65 УК БССР к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием в исправительно-трудовом лагере с поражением в правах сроком на 5 лет, с конфискацией имущества.

М. К. Белоус по ст. 63-2 УК БССР к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием в исправительно-трудовом лагере с поражением в правах сроком на 5 лет, с конфискацией имущества.

М. Г. Грищенок по ст. 63-1 УК БССР к наказанию в виде лишения свободы сроком на 25 лет с отбыванием в исправительно-трудовом лагере с поражением в правах сроком на 5 лет, с конфискацией имущества».

Орфография и пунктуация сохранены по материалам уголовного дела

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity