Общество > Закон и порядок

2853

Начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Речицкого РОВД: «Если подросток резко меняет поведение: становится замкнутым или, наоборот, гиперактивным, к нему следует присмотреться»

 +

Об итогах работы службы за год, недавних задержаниях сбытчиков и потребителей, а также на что обращать внимание в поведении подростков, чтобы уберечь их, рассказал начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Речицкого РОВД подполковник милиции Олег МАРЧИК.

 

– Олег Олегович, озвучьте, пожалуйста, итоги работы отделения за 2020 год.

– Было зарегистрировано 83 преступления, 40 из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. Гомельская область заняла второе место по выявлению преступлений в сфере наркоконтроля и противодействию торговле людьми, первый – Минск. Речицкий район стал вторым в своей категории по области. В прошлом году совместно с областным управлением мы задерживали не только распространителей, но и операторов интернет-магазинов, действующих на территории нашего района.

– Как начался год для сотрудников наркоконтроля?

– Со 2-го на 3-е января по подозрению в распространении были задержаны две речичанки и речичанин, всем около 40 лет. По предварительной версии, они взяли напрокат машину в Гомеле и отправились в Могилев, чтобы получить более килограмма психотропов для реализации в Речице и районе. По прибытии оператор им передал, где находится тайник с веществом. Возле указанного места в лесном массиве в темное время суток с партией психотропов их задержали сотрудники милиции.

В отношении подозреваемых возбуждены уголовные дела по ч. 3 статьи 328 (наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. – Прим. автора). Ранее некоторые из них уже были судимы по ч. 1 данной статьи. Ведется следствие.

– В Речице в этом году уже были задержания?

– Да, 13 января был задержан 25-летний речичанин, который в гараже и доме у отца, уехавшего на заработки, хранил почти два килограмма марихуаны. Парень ранее был судим за неуплату алиментов, трое детей, второй брак.

– Речичане, как вы рассказали, были задержаны в Могилеве, на нашей территории не так давно были задержаны минчане-распространители. Часто практикуются перемещения в этой среде?

– Да, и по разным причинам. Например, в одном городе средняя цена 0,5 грамма психотропов – 120 рублей (это доза на трех-четырех человек или смотря как потреблять), а в другом дешевле. Так, в ту же Речицу могут приезжать из Хойников, Брагина. Но не только по причине стоимости, но и потому, что города маленькие, найти «точку» непросто. Могут заглянуть из Светлогорска, и снова по ценовому фактору – в какой-то момент там не окажется фасовки по 0,3 грамма, что дешевле, а будут предлагаться только по 0,5. Также и из Речицы могут ездить в другие города. Это что касается потребления. Если же говорить о распространителях, то здесь географический фактор не имеет никакого сдерживающего эффекта.

– Как потребители узнают что, где и почем?

– Через определённые сайты, на которые случайному пользователю попасть невозможно. В прошлом году задержали группу, которая закупалась в таком интернет-магазине и перепродавала вещества тем, кто не смог выйти напрямую на распространителя. А выйти на них все сложнее: мы их вычисляем, многих задерживаем, магазины закрываются.

– Что касается несовершеннолетних, были ли зарегистрированы преступления в Речицком районе с их участием в прошлом или уже этом году?

– К счастью, пока нет. Предполагаю, что это так или иначе связано с профилактикой, которой в районе, даже несмотря на эпидемиологическую обстановку, уделялось много внимания. Так, мы и все заинтересованные службы проводили беседы в школах, разъясняли, помимо прочего, в который раз информацию о возрасте, с которого начинается уголовная ответственность по данным преступлениям: с 14 лет по ч. 2 и 3 статьи 328 (сбыт) и с 16 лет по ч. 1 статьи 328 (потребление).

Так называемые трудные подростки вовлекаются в различные спортивные состязания, выездные мероприятия по популяризации здорового образа жизни. Также периодически организовываются выездные суды по данным статьям, чтобы подростки своими глазами смогли увидеть, что их может ожидать в случае того же потребления, которое некоторым может показаться безобидным. Проводятся лектории с наркологами о влиянии наркотиков на организм. Также на встречах в рабочих коллективах разъясняем родителям, на что обращать внимание в поведении детей, как не проглядеть, что они могут ввязаться или уже ввязались в потребление или даже распространение. В общем, работаем по всем направлениям.

– На какие признаки следует обращать внимание, если в семье есть подросток?

– Если говорить о потреблении, то различные психотропные вещества действуют по-разному, плюс их влияние зависит от особенностей организма. Но можно выделить, например, сухость кожи, изменение её цвета: она краснеет или, наоборот, становится очень белой. Зрачок может быть или сужен, или сильно расширен. Если подросток резко меняет поведение: становится замкнутым или, наоборот, гиперактивным, к нему следует присмотреться.

Ещё симптомы: полимерные небольшие пакетики в карманах, остатки различных растительных частиц, но не табака. О том, что подросток может быть вовлечен в распространение, может говорить внезапное появление небольших весов, всё тех же пакетиков, пусть и пустых. Большие суммы денег. Исчезновение ранним утром или в темное время суток, как правило, именно тогда делаются закладки.

– Каков портрет потребителя сегодня, изменился ли он за последний год?

– Нет, всё тот же: это молодой человек от 20 до 35 лет, часто работающий, семейный. Но с каждым годом замечаю, как меняется само отношение к наркотикам. Раньше быть наркоманом было стыдно: если в семье кто-то потреблял, это считалось бедой. Теперь же часто от жён задержанных за потребление я слышу: «А что такого, мой же муж работал, деньги зарабатывал, не воровал, не убивал». Для них наркоман – это человек конца 90-х с героиновым шприцем, немытый, нечёсаный. Не понимают, видимо, что это всё равно яма, которая затягивает. И если человеку не будет хватать денег на дозу, он станет заниматься распространением, чтобы получить её. А это, помимо влияния на здоровье, серьезные сроки, учет у нарколога, по выходу из мест лишения свободы запрет занимать определенные должности, невозможность детям работать в определенных профессиях. И поэтому реакция вторых половин: «А что такого, он так расслабляется», мягко говоря, в этой ситуации удивляет.

– Из тех, кто попал в ваше поле зрения, был задержан за потребление и вышел, были те, кто завязал с наркотиками?

– Сейчас навскидку таких и не вспомню. Хотя начинается все невинно – кому-то предложили в компании, кто-то попробовал от скуки и избытка денег в поисках острых ощущений. Есть те, кого на работе жестко отслеживают на тему употребления спиртного, поэтому они меняют алкогольную зависимость на наркотическую, последнюю не так просто обнаружить. Но результат один: полностью отказаться от потребления сильных веществ невероятно сложно. Если возможно. Поэтому, что логично, проще и не начинать.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity