Общество > Закон и порядок

2604

В Россию передано уголовное дело о совершенном 23 года назад в Гомеле расстреле семьи офицера. Из трех преступников в живых остался один

 +

Расследование любого преступления – кропотливый и сложный процесс. А когда дело касается событий многолетней давности, количество трудностей увеличивается в разы. Несмотря на это, истории из практики следователей – готовые сценарии для детективных фильмов и сериалов. И даже круче. О самых громких таких делах sb.by рассказали в управлении Следственного комитета по Гомельской области.

Сергей Удовиков
Сергей Удовиков
 

Кровавая эпопея

В декабре 1997 года в своей квартире в центре Гомеля был убит офицер военкомата Дмитрий Петровский (фамилии изменены), его жена и ребенок. Всех троих расстреляли из автомата Калашникова. А от дверей к лифту тянулась цепочка кровавых следов...

Выяснилось, что Петровский участвовал в организации финансовой пирамиды. Версия о том, что тройное убийство связано с этим, стала основной. Но раскрыть преступление тогда не удалось. А спустя месяц в городском парке был найден труп неизвестного мужчины с огнестрельным ранением и другими травмами. На тот момент логической связи между этими случаями не было. Как и с третьим, случившимся в феврале 1998-го убийством валютчика. Правда, на сей раз в поле зрения сыщиков попали некто Олег Борисов и брат его жены – гражданин РФ Юрий Григоренко. Однако оба успели уехать и затеряться в России.

За ними тянулся шлейф убийств – Петровских, валютчика и мужчины в парке. Последний был их сообщником и участвовал в расстреле семьи военного. При этом во время стрельбы автоматный затвор сильно травмировал ему кисть (отсюда и кровь на площадке). Сначала подельники пытались помочь – перемотали руку платком и вместе направились в больницу рядом с парком. Однако они понимали: о такой ране врачи сообщат в милицию. Участь сообщника была решена…

Кровавая эпопея продолжилась в России, когда Григоренко убил Борисова. За что отсидел восемь лет в тюрьме. А когда освободился, лишил жизни еще двух человек. И сейчас снова находится в МЛС. Тем временем в Беларуси намерены добиться наказания Юрия Григоренко за содеянное много лет назад в Гомеле.

– Совместно с уголовным розыском была проделана огромная работа, – отмечает начальник УСК по Гомельской области Сергей Удовиков.В результате удалось найти и допросить ряд свидетелей. Ключевым стал таксист, который подвозил злоумышленников и видел у них сумку с оружием. Собранные доказательства полностью изобличают всех троих преступников. Уголовное дело для дальнейшего расследования направлено компетентным органам России.

Генетика в помощь

В работе Следственного комитета расследование преступлений прошлых лет – одно из приоритетных направлений. Такому подходу способствовало несколько взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, стабилизация обстановки в целом. Устойчивое снижение уровня преступности позволило вернуться к делам, расследование которых когда-то было приостановлено. Положительно повлияло и образование в 2012 году самого СК. В новом ведомстве нашлись ресурсы и возможности, позволившие улучшить работу по данному направлению.

Не прошел стороной и научно-технический прогресс. Благодаря внедрению новых методик и современного оборудования появились новые виды экспертных исследований. Это позволило повторно изучать вещдоки по нераскрытым делам.

Настоящую революцию в криминалистике совершило развитие генетических экспертиз, для проведения которых достаточно микрочастиц биологического материала. Попутно создана обширная база данных, которая постоянно пополняется новыми образцами. При этом в автоматическом режиме проводится сравнительный анализ. Совпадения геномов, которые случаются регулярно, помогли раскрытию сотен так называемых «глухарей».

Из последних достижений стоит упомянуть ольфакторные экспертизы – новый вид исследования запаховых следов, которые запечатлеваются в биоматериалах. Самый надежный консервант – кровь. Запаховый след в ней сохраняется и может быть извлечен даже спустя несколько десятилетий. Наши эксперты освоили данную методику в прошлом году. Раньше приходилось обращаться за помощью к коллегам в России.

Это было в ­БССР

Но чтобы там ни установила экспертиза, далеко не всегда подозреваемые спешат сознаваться в содеянном. Заместитель начальника следственного управления УСК по Гомельской области Андрей Бандюк вспоминает показательный случай.

В 2006-м в Калинковичах была зверски убита пенсионерка. Многочисленные травмы, ножевые ранения. Причем нож так и оставили в теле жертвы, а во рту – затушили сигарету. Тогда найти убийцу не удалось.

Спустя 12 лет был задержан рабочий местного лесхоза Вячеслав М., который во время ссоры едва не зарезал соперника. У задержанного взяли образцы биоматериала и поместили в базу данных. Анализ показал, что такой же материал имелся на окурках, изъятых из дома убитой пенсионерки. Вячеслав твердил, что ничего не помнит, ссылаясь на провалы в памяти. А окурки, мол, оставил в предыдущий визит – задолго до убийства.

Также на все вопросы М. давал логичные, как ему виделось, ответы, внезапно вспоминал подробности, менял линию защиты. При проверке все это опровергалось показаниями свидетелей, данными о телефонных соединениях, перемещениях и другими доказательствами. По итогу суд признал их убедительными, а Вячеслава М. – виновным в обоих преступлениях.

Самым неординарным по сроку давности стало раскрытие преступления, совершенного еще во времена ­СССР.

В феврале 1984 года в Гомеле убили таксиста. С капота машины был изъят след ладони, запачканной кровью. Однако найти преступника тогда не удалось.

Улика сработала в 2017-м благодаря автоматизированной дактилоскопической информационной системе. Она показала совпадение с дактокартой Игоря С., отбывающего очередное наказание за грабеж. Это позволило возобновить расследование по уголовному делу, которое уже более трех десятков лет хранилось в архиве.

– Пришлось разыскивать и снова допрашивать свидетелей, которые к тому моменту были еще живы, – рассказывает Андрей Бандюк. – Но и они уже многого не помнили. Помогло то, что изначально их показания были скрупулезно зафиксированы. Читая их, люди вспоминали и подтверждали: все так и было. Таким образом, качество работы следователей еще советской школы помогло установить и наказать виновного в наши дни.

Покой злодеям только снится

Работа по расследованию преступлений прошлых лет продолжается. Среди них, например, уголовное дело в отношении Сергея Дербенева – одного из лидеров печально известной банды Морозова.

Полтора года назад мужчина был задержан в Приморском крае РФ. Находясь в розыске почти 15 лет, Дербенев жил в небольшом поселке, работал охранником. Среди инкриминируемых ему преступлений ряд убийств, совершенных в составе самой жестокой ОПГ в истории Беларуси. Расследования по ним сейчас также возобновлены.

– Один из главных принципов правосудия – неотвратимость наказания, – резюмирует начальник УСК по Гомельской области Сергей Удовиков. – Даже оставшись на свободе, преступник должен ощущать, что в любой момент за ним могут прийти...

ЦИФРА

С момента образования УСК по Гомельской области его сотрудниками расследованы 15 убийств, совершенных с 1962 по 2011 год. Все обвиняемые по направленным в суд делам осуждены. Раскрыты все убийства, совершенные в регионе, начиная с 2015 года по настоящее время.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity